Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:22, реферат

Описание

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

Содержание

1. ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РФ
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ 4
1.2 Участники валютного регулирования 6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства 12
2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ 19
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве 24
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Работа состоит из  1 файл

основные направления валютного регулирования в р.ф..docx

— 56.56 Кб (Скачать документ)

6. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. - М.:Соцэкгиз, 1962.

7. Юровский  Л.Н. Денежная политика Советской  власти (1917-27 годы). - М., 1920.

8. Финансово-кредитный  словарь. - М.: Финансы и статистика , 1984.

9. Хапов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. № 11 - 12.

10 Карапетян  В.А., Халишхов А.В. Формирование некоторых сегментов валютного рынка России в период проведения реформ // Финансы. 1995. №11.

11. Дубинин  С.К. Об итогах работы Банка  России за 1996 год и задачах  на 1997 год // Деньги и кредит. 1997. № 1.

12. Доронин  И.Г. Валютно-финансовый рынок  России в 1995 году // Деньги и  кредит. 1996. № 1.

13. Доронин  И.Г. Рынок наличной валюты  в России // Деньги и кредит. 1996. № 11.

14. Рышков Д.А. Управление государственными валютными резервами // Деньги и кредит. 1995. № 10.

15. Аникин  А. Валютный курс рубля и  экономические интересы России // Мировая экономика и международные  отношения. 1995. № 5.

16. Травин  Д. Оправданный риск // Новое время. 1995. № 52.

17. Наговицин А.Г. Конвертируемость российского рубля: проблемы и перспективы // Финансы. 1995. № 6.

18. Миронов  М., Шагалов Г. Вопросы изменения  режима валютного курса // Внешняя  торговля. 1993. № 5.

19. Сухов  М.И. Государственное регулирование  валютного рынка России: актуальные  проблемы // Деньги и кредит. 1995. №  12.

20. Конституция  Российской Федерации , принятая 12 декабря 1993 года.

21. Закон  Российской Федерации "О валютном  регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года № 3616-1.

22. Федеральный  Закон "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 года в ред. от 26 апреля 1995 года.

23. Федеральный  Закон "О банках и банковской  деятельности" от 2 декабря 1990 года  в ред. от 3 февраля 1996 года.

24. Постановление  Правительства Российской Федерации  "Об усилении валютного и  экспортного контроля и о развитии  валютного рынка" от 6 марта  1993 года № 205.

25. Инструкция  Центрального Банка и Государственного  таможенного комитета Российской  Федерации "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 12 октября 1993 года № 19 и № 01-20/10283.

26. Инструкция  Центрального банка и Государственного  таможенного комитета Российской  Федерации "О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538.

27. Письмо  Цетрального банка и Государственного таможенного комитета "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 21 января 1994 года № 73 и № 01-20/746.

28. Положение  Центрального банка Российской  Федерации "Об изменении порядка  проведения в Российской Федерации  некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 39.

---------------------------------------------------------------                

 

ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

§ 1. Общая характеристика валютного законодательства

 

 

  Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными  ценностями, порядок осуществления  контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый —  специальные законодательные и  нормативные документы, посвященные  валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные  документы, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного  регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся  законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку  валютного законодательства относятся  законы всеобщего действия, такие, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

—        формирование и развитие национального валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам  валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью  инспекционных проверок;

3) путем применения  мер воздействия в случае нарушения  валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного  контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  определяет функции органов и  агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон  устанавливает ответственность  за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность  в виде:

—        взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном  нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том  числе уполномоченных банков, и юридических  лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ 1. Общая характеристика валютного законодательства

  
  Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый —  специальные законодательные и  нормативные документы, посвященные  валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные  документы, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного  регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся  законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку  валютного законодательства относятся  законы всеобщего действия, такие, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

—        формирование и развитие национального валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам  валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью  инспекционных проверок;

3) путем применения  мер воздействия в случае нарушения  валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного  контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  определяет функции органов и  агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон  устанавливает ответственность  за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность  в виде:

—        взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном  нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том  числе уполномоченных банков, и юридических  лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

  
 
 

представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

 

 

ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

§ 1. Общая характеристика валютного законодательства

 

 

  Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными  ценностями, порядок осуществления  контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый —  специальные законодательные и  нормативные документы, посвященные  валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные  документы, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного  регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся  законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку  валютного законодательства относятся  законы всеобщего действия, такие, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

—        формирование и развитие национального валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам  валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью  инспекционных проверок;

3) путем применения  мер воздействия в случае нарушения  валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного  контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  определяет функции органов и  агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон  устанавливает ответственность  за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность  в виде:

—        взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном  нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том  числе уполномоченных банков, и юридических  лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

 

 

ГЛАВА 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

§ 1. Общая характеристика валютного законодательства

 

 

  Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными  ценностями, порядок осуществления  контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый —  специальные законодательные и  нормативные документы, посвященные  валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные  документы, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного  регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся  законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку  валютного законодательства относятся  законы всеобщего действия, такие, как  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного  регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью  валютного регулирования государство  стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

—        формирование и развитие национального валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам  валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного  надзора, основанного на анализе  бухгалтерской, финансовой и статистической  отчетности;

2) с помощью  инспекционных проверок;

3) путем применения  мер воздействия в случае нарушения  валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного  контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  определяет функции органов и  агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в  пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон  устанавливает ответственность  за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность  в виде:

—        взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

—        взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам  валютного контроля запрашиваемых  ими документов и информации об осуществлении  валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном  нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля резиденты, включая  уполномоченные банки, и нерезиденты  несут ответственность в виде:

—        взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

—        приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

—        других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том  числе уполномоченных банков, и юридических  лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права  и обязанности должностных лиц  органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

—        проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

—        приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

—        приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

 

 

 

Информация о работе Валютное регулирование