Валютное регулирование: основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:36, контрольная работа

Описание

Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Основы организации и осуществления валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Работа состоит из  1 файл

А.Хакимова - Финансовое право.docx

— 43.35 Кб (Скачать документ)

 

Раздел 1

  1. Валютное регулирование: основные понятия

 

Валютное регулирование  — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование  осуществляется на двух уровнях: нормативном  и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование  — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и  осуществления валютного регулирования определены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона в валютном регулировании  используются следующие понятия:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в  качестве законного средства наличного  платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые  из обращения, но подлежащие обмену указанные  денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и  являющиеся законным средством наличного  платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных  государств), а также изымаемые  либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных  единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации  и выпуск которых зарегистрирован  в Российской Федерации; 

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе  в бездокументарной форме, не  относящиеся в соответствии с  настоящим Федеральным законом  к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности - иностранная  валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, постоянно  проживающих в иностранном государстве  не менее одного года, в том числе  имеющих выданный уполномоченным государственным  органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном  государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  резидентов, указанных в подпункте "в"настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные  представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  Федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами;

7) нерезиденты: 

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации; 

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации; 

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных  государств и постоянные представительства  указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные  подразделения нерезидентов, указанных  в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

8) уполномоченные банки  - кредитные организации, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и имеющие  право на основании лицензий  Центрального банка Российской  Федерации осуществлять банковские  операции со средствами в иностранной  валюте, а также действующие на  территории Российской Федерации  в соответствии с лицензиями  Центрального банка Российской  Федерации филиалы кредитных  организаций, созданных в соответствии  с законодательством иностранных  государств, имеющие право осуществлять  банковские операции со средствами  в иностранной валюте;

9) валютные операции: 

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа; 

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации  и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 

г) ввоз в Российскую Федерацию  и вывоз из Российской Федерации  валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной  валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг  со счета, открытого за пределами  территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого  на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами  территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

10) валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

 

  1. Правовое регулирование денежного обращения.

Правовой основой денежного  обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального Банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка, ...денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство.

Имеется два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежное обращение регулируется также Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.

  1. Что понимается под категориями «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития»?

Бюджет текущих расходов - часть центрального бюджета или бюджета любого территориального уровня, в которую включаются расходы на текущее содержание органов власти и управления, правоохранительных органов, судов, бюджетных учреждений, затраты на текущий и капитальный ремонт их помещений, оборудования и другие расходы.

Бюджет развития - часть  бюджета органов государственной  власти или местного самоуправления любого уровня. В бюджете развития предусматриваются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями как в производственную, так и в непроизводственную сферы, и иные расходы по расширенному воспроизводству  в целях социально-экономического развития страны или ее отдельных  территориальных образований, а  также расходы по восстановлению окружающей среды. Разграничение бюджета  на бюджет развития и бюджет текущих  расходов не является обязательным, если это не предусмотрено законодательством. В РФ такое разграничение проводится в обязательном порядке.

  1. Какие виды банковского счета предусмотрены законодательством России?

В соответствии со ст. 2  Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

 

  1. Каковы основные методы управления государственным внутренним долгом?

Рефинансирование  — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия  — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

Информация о работе Валютное регулирование: основные понятия