Правовые основы финансовой деятельности органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Сущность местного самоуправления заключается в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Финансовая деятельность местного самоуправления характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются образование (аккумуляция, мобилизация), распределение и использование централизованных денежных фондов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Однако нормативно-правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации не отражают всех функций муниципальной финансовой деятельности.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие местного самоуправления. Его место и роль в системе публичной власти
5
1.2. Содержание конституционно-правового статуса муниципальных образований
8
1.3. Финансово-экономические полномочия местного самоуправления
10

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1. Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации
13
2.2. Право муниципальных образований на доходы
16
2.3. Право муниципальных образований на расходы
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.59 Кб (Скачать документ)

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный  технологический университет»

 

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

 

на тему: ПРАВОВОЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Исполнитель: студент заочной формы  обучения набор 2008 г.

ЗУРТАЕВ СТАНИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ  /подпись/

 

 

Руководитель работы /подпись/ канд. юр. наук, Цыбиков Б. Б.

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи___________

Дата защиты_________

Оценка______________

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Понятие местного  самоуправления. Его место и роль  в системе публичной власти

5

1.2. Содержание конституционно-правового  статуса муниципальных образований

8

1.3. Финансово-экономические  полномочия местного самоуправления

10

   

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

2.1. Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации

13

2.2. Право муниципальных  образований на доходы

16

2.3. Право муниципальных  образований на расходы

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституцией РФ 1993 года был провозглашен новый институт публичной власти в государстве  – местное самоуправление.

Сущность местного самоуправления заключается в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения  вопросов местного значения. Финансовая деятельность местного самоуправления характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и  практически осуществляются образование (аккумуляция, мобилизация), распределение  и использование централизованных денежных фондов в целях выполнения задач, предусмотренных местным  сообществом, и делегированных полномочий государства. Однако нормативно-правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации не отражают всех функций  муниципальной финансовой деятельности.

Особо следует учитывать  то, что финансовая деятельность местного самоуправления главным образом  интегрирована в бюджетную деятельность всего государства, занимает в ней  определенное место, обладая при  этом самостоятельностью в пределах законодательно определенных бюджетных  прав. Бюджетная деятельность муниципальных  образований представляет собой  исторически сложившийся и обусловленный  публичным характером институт в  структуре бюджетной деятельности государства. Названное обстоятельство имеет особое значение, поскольку  позволяет определить бюджетную  деятельность муниципальных образований  как объект правового регулирования  федеральных и региональных органов  государственной власти. Названные  аспекты обуславливают границы  бюджетной самостоятельности органов  местного самоуправления, т.е. пределы, установленные Конституцией Российской Федерации, иным федеральным законодательством, а также нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Включение местных бюджетов в бюджетную систему Российской Федерации представляется объективно необходимым и обусловленным  наличием общегосударственных принципов  бюджетного устройства.

Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который нельзя кардинально  улучшить межбюджетные отношения всех уровней как основное требование развития федеративных начал в государстве.

Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке  нормативная база местного самоуправления.

Целью данной работы является комплексное изучение основ правового  регулирования финансовой деятельности местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

1. дать понятие местного самоуправления, определить его место и роль в системе публичной власти;

2. выяснить содержание конституционно-правового статуса муниципальных образований;

3. охарактеризовать финансово – экономические полномочия местного самоуправления;

4. определить роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации;

5. обозначить право муниципальных образований на доходы и расходы;

Курсовая работа состоит  из двух глав, объединяющих шесть параграфов, введения, списка использованной литературы. Первая глава раскрывает сущность понятия местного самоуправления, его место и роль в системе публичной власти. Вторая глава посвящена некоторым аспектам местного бюджета: в ней раскрывается право муниципальных образований на доходы и расходы.

 

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие местного самоуправления, его место и роль в системе  публичной власти

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые  им органы) достаточно широкого круга  проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны  с жизненными интересами людей, повседневными  заботами жителей городских и  сельских поселений.

Местное самоуправление - институт глубоко демократичный, поскольку  оно приобщает граждан к участию  в управлении делами общества и в  значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных  органов. Решение многих вопросов «внизу» - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и  особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства1.

В современном виде системы  местных органов власти в развитых демократических странах Европы и Америки сложились в основном в результате муниципальных реформ XVIII-XIX и XX веков. Исторически становление местного управления в его современном виде было связано с процессами перехода от сословного общества к индустриальному. Оплотом нарождавшейся буржуазии явились малые и большие города, требовавшие все большей самостоятельности в управлении местными делами, свободы городского самоуправления от надзора и вмешательства со стороны центральных органов государственной власти. С середины XIX века подобного рода управление на местах стало именоваться - в некоторых странах - местным самоуправлением, что отражало определенные реалии того времени.2

В тот период исторического  развития общества считалось, что местные  представительные органы являются своеобразной четвертой властью, связанной законом  и судебным контролем, но не подчиненной  правительству и его органам  в центре и на местах.

По мере становления современного государства, развития центростремительных  тенденций в области государственного управления, усиления правового регулирования  деятельности местных органов и  все большего переплетения полномочий муниципалитетов и центральных  ведомств в результате расширения социальных функций государства, происходит пересмотр  принципов связей муниципалитетов  с органами государственного аппарата, а также постепенное превращение  местного самоуправления в разновидность  специфической исполнительной деятельности, осуществляемой в рамках общей государственной  политики3.

Становление и развитие государства  благосостояния (welfare state), расширение набора услуг, представляемых государством своим гражданам, оказало в целом двойственное влияние на деятельность местного управления. С одной стороны, повысилась роль местных органов в реализации правительственной политики на местах, в предоставлении услуг населению, это в свою очередь стимулировало заинтересованность государства в эффективности функционирования местного управления. С другой стороны, усилилась интеграция местных органов в государственный механизм, что в значительной степени привело к потере многими из них своей былой самостоятельности. Как справедливо писал Г.В. Барабашев, эволюция местного управления многократно усилила государственную природу муниципальных институтов, срастив местные дела с общегосударственными интересами и поставив выборные муниципальные учреждения в сильнейшую административную и финансовую зависимость от правительства и министерств, что окончательно оттеснило элементы местного самоуправления в муниципальной организации к деятельности на второй план.

Изменившаяся ситуация заставила  центр искать новые пути влияния  на местные органы с целью подчинения их деятельности решению прежде всего  общегосударственных задач (или  же тех местных задач, которые  имеют общенациональное значение). Как отмечает германский исследователь, чем полнее втягиваются местные  территориальные единицы в осуществление  конституционно-правовых принципов  социальной государственности, тем  больше они вынуждены абстрагироваться от местных особенностей и следовать  целям всей страны, принципам государственной  политики. Он подчеркивает, что в  современной Германии (как и в  других развитых странах) судьба местных  органов во многом зависит от поддержки  государства. Неразрывно связанные  с налоговой и финансовой системой государства, они скорее являются частью единого целого, чем независимыми территориальными единицами, и возможность  что-либо предпринять на муниципальном  уровне больше зависит от общей ситуации в государстве, чем от специфических  местных обстоятельств. Другой немецкий автор отмечает, что общины являются не только основой государства, но и  его членами, то есть они интегрированы  в общую систему государственной  власти. Они осуществляют свою власть как часть государства и по его полномочиям4.

Таким образом, на протяжении ХХ столетия местные органы власти переходят от противопоставления местных  органов, местных интересов, местного управления государственным к их постепенной интеграции в общеуправленческий механизм, деятельность которого направлена на комплексное решение задач, стоящих перед обществом в целом.

Современная теория государственного и муниципального управления рассматривает  местное управление, как правило, сквозь призму таких понятий как  децентрализация и деконцентрация государственной власти. В самом  общем виде различие между ними заключается  в том, что деконцентрация представляет собой передачу части государственных  полномочий назначаемым из центра чиновникам, а также дробление властей  одного уровня, в то время как  децентрализация выражается в передаче центром отдельных властных полномочий местным (региональным) органам самоуправления, самостоятельным публично-правовым институтам не входящим в систему  государственной власти.

 

1.2. Содержание конституционно-правового  статуса муниципальных образований

В статье 1 главы 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится о том, что местное  самоуправление составляет одну из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется  и осуществляется на всей территории Российской Федерации .

Значение данной статьи заключается  в том, что она на основе Конституции  Российской Федерации фиксирует  наиболее общие, фундаментальные подходы  к пониманию местного самоуправления, его роли в общем механизме  публичной власти в Российской Федерации.

В ч. 1 данной статьи содержится указание на принадлежность местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти (ст. 12); народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3); в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); в муниципальной собственности могут находиться, в том числе земля и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9); органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).

Информация о работе Правовые основы финансовой деятельности органов местного самоуправления