Правовые основы финансовой деятельности органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Сущность местного самоуправления заключается в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Финансовая деятельность местного самоуправления характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются образование (аккумуляция, мобилизация), распределение и использование централизованных денежных фондов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Однако нормативно-правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации не отражают всех функций муниципальной финансовой деятельности.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие местного самоуправления. Его место и роль в системе публичной власти
5
1.2. Содержание конституционно-правового статуса муниципальных образований
8
1.3. Финансово-экономические полномочия местного самоуправления
10

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1. Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации
13
2.2. Право муниципальных образований на доходы
16
2.3. Право муниципальных образований на расходы
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.59 Кб (Скачать документ)

10) иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов  местного самоуправления.

В состав собственных доходов  бюджетов муниципальных районов, в  которых формирование представительных органов муниципальных районов  осуществляется в соответствии с  пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субсидии, предоставляемые  из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение  вопросов местного значения межмуниципального  характера, установленных пунктами 5, 6, 12-14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Состав собственных доходов  местных бюджетов может быть изменен  федеральным законом только в  случае изменения установленного статьями 14, 15, 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов  и сборов Российской Федерации.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые  на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

Учет операций по распределению  доходов от налогов и сборов в  соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57-61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

Доходы местного бюджета  — это часть финансовых ресурсов муниципального образований в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений  по поводу поступления денежных средств  в местный бюджет с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей13. Формой проявления отношений, возникающих в процессе формирования местного бюджета, служат различные виды платежей физических и юридических лиц14.

Доходы местных бюджетов, прежде всего, регулируются бюджетным  законодательством Российской Федерации. Легальное определение доходов  бюджета содержится в ст. 6 БК РФ, согласно которой доходы бюджета  определены как денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Согласно ст. 41 БК РФ выделяются три  группы доходов бюджетов лотовые, неналоговые  и безвозмездные поступления.

В настоящем Федеральном  законе, по сравнению с Федеральным  законом 1995 года, доходам местных  бюджетов уделено гораздо больше внимания, что не может не вызывать одобрения. Наличие собственных  доходов в объеме, необходимом для реализации расходных полномочий органов местного самоуправления, является одним из важнейших условий успешного решения вопросе местного значения.

Вместе с тем в случае возникновения коллизий между Федеральным  законом и БК РФ применению подлежат нормы БК РФ, так как в соответствии со ст. 2 БК РФ федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить  БК РФ.

Согласно ст. 47 БК РФ к  собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  бюджетным законодательством Российской  Федерации и законодательством  о налогах и сборах – 161790 тыс. руб;

- неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  законами субъектов Российской  Федерации и муниципальными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований –  152234 тыс. руб.;

- доходы, полученные бюджетами  в виде безвозмездных поступлений,  за исключением субвенций –  174397 тыс. руб.

На первый взгляд, нормы  данной статьи не вполне согласуются  с нормами БК РФ о видах собственных  доходов местных бюджетов. Однако все доходы, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, могут быть отнесены к соответствующему виду доходов  бюджетов, установленному БК РФ.

Так, доходы от предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах местных, региональных и федеральных налогов и сборов (п. 2, 3, 4 ч. 1 комментируемой статьи) в  соответствии со ст. 41 БК РФ отнесены к  налоговым доходам бюджетов.

Средства самообложения  граждан, доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления  иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми представительных органов муниципального образования, и часть доходе оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, штрафа, установление которых в соответствии с Законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления (п. 1, 6, 7, 8 ч. 1 55 статьи), являются неналоговыми доходами согласно ч. 3 ст. 41 и ст. 42 БК РФ.

Безвозмездными поступлениями, согласно ч. 4 ст. 41 БК РФ, являются безвозмездные  поступления из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, включая  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со ст. 62 Федерального закона, и другие безвозмездные поступления, а также  добровольные пожертвования (п. 5, 9 ч. 1 55 статьи).

Перечень, установленный  ч. 1 55 статьи, является открытым. В соответствии с п. 10 ч. 1 данной статьи к собственным  доходам местных бюджетов относятся  иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и решениями органов местного самоуправления. Анализ бюджетного законодательства позволяет придти к выводу о том, что к иным поступлениям можно  отнести те из неаналоговых доходов, установленных ч. 3 ст. 41 БК РФ, которые  не нашли отражения в Федеральном  законе. Помимо перечисленных в ч. 1 данной статьи, БК РФ к неналоговым  доходам относит доходы от продажи  имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной  собственности, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, а  также имущества государственных  и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Кроме  того, ч. 3 ст. 41 БК РФ предусматривается  открытый перечень неналоговых доходов. Соответственно, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления могут быть установлены иные неналоговые доходы, не предусмотренные БК РФ.

 

2.3. Право муниципальных  образований на расходы

В статье 53 Федерального закона от 6.10.2003 г. «Об основах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ определено право  муниципальных образований на расходы. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в  соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в  порядке, установленном местной  администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений, устанавливают  муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы  расходов местных бюджетов на решение  вопросов местного значения15.

Расходы бюджетов муниципальных  районов на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 настоящего Федерального закона.

Расходы бюджетов муниципальных  районов, в которых формирование представительных органов муниципальных  районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12—14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляются в пределах и за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, устанавливается  соответственно федеральными органами государственной власти и органами государе-власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных  указанными законами, принятыми в  соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных  бюджетов на осуществление органа местного самоуправления отдельных государственных  полномочие данных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных  бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной  власти, государственной власти субъектов  Российской Федерации не допускается  за исключением случаев, установленных  федеральными закон нами субъектов  Российской Федерации.

Бюджетные расходы следует  рассматривать как объективную  экономическую категорию, опосредующую бюджетные доходы и завершающую  делительные отношения16. Расходы местного бюджета представляют оплачиваемые из местного бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансового дефицита местного бюджета. Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов венной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и периоде) за счет средств местных бюджетов.

Бюджетные расходы подлежат бюджетной классификации. В соответствии со ст. 6 и гл. 4 БК РФ устанавливается  ведомственная структура расходов бюджета, которая представляет собой  распределение бюджетных ассигнований предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий  финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, поделай, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации. Перечень главных распорядителей средств местного ока та устанавливается  решением представительного органа муниципального образования о бюджете  в составе ведомственной структуры  расходов.

Пунктом 3 ст. 21 БК РФ устанавливаются  единые для всех бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделы  и подразделы классификации расходов бюджетов. В частности, выделяются следующие  разделы:

1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность; 4) национал экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей природы; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства  массовой информации; 9) здравоохранение, физическая культура и спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты.

Расходы местного бюджета  могут осуществляться в форме  бюджетных ассигнований на следующие  цели:

- оказание государственных  (муниципальных) услуг (выполнение, в том числе ассигнования на  оплату государственных (муниципальных  контрактов на поставку товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных (муниципальных)) нужд;

- социальное обеспечение  населения;

- предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам,  не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий  юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям  товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных  трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений  субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных  актов по искам к Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации, муниципальным образованиям  о возмещении вреда, причиненного  гражданину или юридическому  лицу в результате незаконных  действий (бездействия) органов государственной  власти.

Информация о работе Правовые основы финансовой деятельности органов местного самоуправления