Деятельность органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:15, реферат

Описание

Деятельность органов местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые выполняют различную роль в регулировании общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме правового регулирования, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования, особенно к их качеству, порядку подготовки и принятия.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с быстротечностью и многообразием развития явлений жизни общества, возникает потребность в фиксации различных видов деятельности и состояний общества и государства в целом и каждого гражданина в частности, в зависимости от конкретной ситуации. То есть, существует необходимость документирования и удостоверения общезначимых фактов, событий и явлений.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 29.69 Кб (Скачать документ)

Введение

Деятельность органов  местного самоуправления находит своё выражение в правовых актах, которые  выполняют различную роль в регулировании  общественных отношений. Правовые акты занимают важное место в механизме  правового регулирования, в связи  с чем к ним предъявляются  определенные требования, особенно к  их качеству, порядку подготовки и  принятия.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи  с быстротечностью и многообразием  развития явлений жизни общества, возникает потребность в фиксации различных видов деятельности и  состояний общества и государства  в целом и каждого гражданина в частности, в зависимости от конкретной ситуации. То есть, существует необходимость документирования и  удостоверения общезначимых фактов, событий и явлений.

Невозможно представить  осуществление государственной  власти, без документирования определенной информации.

Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г1, в ст. 19

предусматривает, что в  установлении системы правовых актов, регулирующих отношения в сфере  местного самоуправления принимают  участие как субъект Российской Федерации, так и муниципальные  образования. Это предполагает, как, теоретическое осмысление полноты  регулирования отношений в сфере  местного самоуправления законодательством  субъекта Федерации и уставами муниципальных  образований; так и, изучение уставов  муниципальных образований, исследование системы правовых актов, закреплённой уставами муниципальных образований.

Поскольку органы местного самоуправления, как правило, изолированно друг от друга  разрабатывают и принимают соответствующие  правовые акты, исходя из собственных  возможностей и взглядов на ту или  иную проблему, а так же отсутствие информации по изданию аналогичных  правовых актов в других муниципальных  образованиях приводит к пестроте, разнообразию и несовершенству принимаемых  актов. Практика показывает, что процессы издания правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления проходят с определенными трудностями  в связи с отсутствием опыта  и традиций местного самоуправления.

Степень научной разработанности  проблемы правовых актов местного самоуправления не отвечает запросам практики. В научной  литературе недостаточно полно освещаются вопросы принятия правовых актов  на местном референдуме, собрании (сходе) граждан, органами территориального общественного  самоуправления и др.

Так же в отечественной  литературе нет монографий, рассматривающих  правовые акты местного самоуправления как единую целостную систему. Ранее  издавались работы об особенностях правовых актов местных Советов и их исполкомов, о процессе их подготовки и принятия Копейчиков В.В. Правовые акты местных органов государственной  власти и управления. М., Госюриздат, 1956; Васильев Р.Ф. Правовые акты местных  Советов (очерки о юридической природе). М.Изд-во Моск. ун-та, 1975; Рудоквас А.С. Нормотворческая  деятельность исполкомов местных Советов. - Киев: Hayкова думка, 1996. С. 85; Авакьян  С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (конституционные основы, теория, практика).- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980; Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов : правовое положение. Основы организации деятельности / Под ред. Г.В. Барабашева. - М.,1983;и др.. Они в определённой мере не потеряли своего значения, однако требуют переосмысления для использования в современных условиях.

В специальной литературе в последние годы предметом исследования являются проблемы становления правовой базы местного самоуправления Местное  самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчиникова.- М.,1998., закономерности функционирования местной власти, практическая деятельность органов местного самоуправления.

В большинстве публикаций вопросы правовых актов местного самоуправления затрагиваются незначительно, исследования по ним носят, как правило, фрагментарный характер, а комплексному исследованию правовых актов местного самоуправления уделяется недостаточное  внимание.

Объектом настоящего курсового  исследования выступают акты Федерального законодательства и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

Предметом курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и правовые акты, принимаемые при  осуществлении непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Целью курсового исследования является теоретическая разработка системы подготовки, принятия и действия актов органов местного самоуправления.

Перед исследованием ставится ряд задач:

рассмотреть нормы Конституции  РФ о местном самоуправлении

выявить подходы к определению  системы и функций актов органов  местного самоуправления;

рассмотреть проблемы, возникающие  в процессе разработки и принятия актов органов местного самоуправления;

изучить процесс осуществления  муниципальных правовых актов;

Теоретической и методологической основой исследования послужили  научные методы познания социальных и правовых явлений и процессов.

В зависимости от решаемых задач применялись общие и  специальные методы познания предмета: системный анализ, исторический, структурно-функциональный, формально-логический, программно-целевой, сравнительно-правовой, социологический  и другие.

Эмпирическая база курсовой работы составлена на основе Конституции  Российской Федерации, анализе законодательства Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении, уставов муниципальных  образований и других правовых актов  местного самоуправления, принятых в  более чем 40 субъектах Российской Федерации и муниципальных образований.

Глава 1. Нормативная база актов органов местного самоуправления, их система и функции

1.1 Нормы Конституции РФ  о местном самоуправлении

Безусловно, что важнейшим  документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции РФ местное самоуправления признается и гарантируется в  Российской Федерации. Согласно Конституции  местное самоуправление не входит в  систему органов государственной  власти и является самостоятельным  в пределах своих полномочий. Общие  принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст.72, отнесены к  совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена  местному самоуправлению. В ст.130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. В Конституции отмечена обязательность учета исторических и иных местных  традиций при осуществлении местного самоуправления. Населению муниципальных  образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Изменение границ территории муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения. По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать  местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и  решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут  передаваться отдельные государственные  полномочия с передачей необходимых  материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается  ограничение прав, установленных  Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений государственной  власти Муниципальный менеджмент / Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.:ЮНИТИ, 1997. стр. 7..

Местное самоуправление является одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

Это придает черты устойчивого  характера местному самоуправлению в обществе.

1.2 Система и функции  актов (должностных лиц) органов  местного самоуправления в РФ

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом  местного самоуправления и (или) должностным  лицом местного самоуправления, документально  оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер;

В систему муниципальных  правовых актов входят:

1. Устав муниципального  образования;

2. Правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе  граждан), нормативные и иные правовые  акты представительного органа  муниципального образования;

3. Правовые акты главы  муниципального образования, постановления  и распоряжения главы местной  администрации, иных органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных  уставом муниципального образования.

1. Уставом муниципального  образования должны определяться:

1) наименование муниципального  образования;

2) перечень вопросов местного  значения;

3) формы, порядок и гарантии  участия населения в решении  вопросов местного значения, в  том числе путем образования  органов территориального общественного  самоуправления;

4) структура и порядок  формирования органов местного  самоуправления;

5) наименования и полномочия  выборных и иных органов местного  самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования  (обнародования) и вступления  в силу муниципальных правовых  актов;

7) срок полномочий представительного  органа муниципального образования,  депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, а также основания  и порядок прекращения полномочий  указанных органов и лиц;

8) виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, основания наступления  этой ответственности и порядок  решения соответствующих вопросов, в том числе основания и  порядок отзыва населением выборных  должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий  выборных органов местного самоуправления  и выборных должностных лиц  местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета,  а также порядок контроля за  его исполнением в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации;

10) порядок внесения изменений  и дополнений в устав муниципального  образования.

Уставом муниципального образования  регулируются иные вопросы организации  местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Проблемы подготовки и  принятия устава муниципального образования:

Устав муниципального образования  принимается представительным органом  муниципального образования, а в  поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно  на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  не позднее чем за 30 дней до дня  рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав  муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования  порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту  указанного муниципального правового  акта, а также порядка участия  граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  принимаются большинством в две  трети голосов от установленной  численности депутатов представительного  органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  подлежат государственной регистрации  в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Основаниями для отказа в  государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений  и дополнений в устав муниципального образования могут быть:

1) противоречие устава  Конституции Российской Федерации,  федеральным законам, принимаемым  в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов  Российской Федерации;

2) нарушение установленного  настоящим Федеральным законом  порядка принятия устава, муниципального  правового акта о внесении  изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной  регистрации устава муниципального образования, муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных  сроков государственной регистрации  устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав  муниципального образования изменений  и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной  регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные  в устав муниципального образования  и изменяющие структуру органов  местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и  выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после  истечения срока полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о  внесении в устав указанных изменений  и дополнений.

2. Решения, принятые путем  прямого волеизъявления граждан.

1. Решение вопросов местного  значения непосредственно гражданами  муниципального образования осуществляется  путем прямого волеизъявления  населения муниципального образования,  выраженного на местном референдуме  (сходе граждан).

Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления