Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, шпаргалка

Описание

Работа содежрит 99 ответов на вопросып о дисциплине "История"

Работа состоит из  1 файл

экзамены.docx

— 573.83 Кб (Скачать документ)

 Восстание в Новгороде.  Началось все с челобитной  — боярин ков, вопреки царскому  указу, отправлял за границу хлеб. Весть о неповиновении властям достигла Москвы быстрее челобитной. Боясь повторения смуты, к городу был послан отряд Хованского апреля от Хованского была получена грамота, что новгородцы покорились.

1662

Восстание в Пскове. События  во Пскове происходили одновременно с новгородскими. Псковичи ж вались на злоупотребления. Усмирять псковичей  отправился тот же Хованский. Псковичи оказали сопротивление, дошло до вооруженного столкновения лучив от государя прощение, заводчики бунта успокоились, и тут же были брошены в тюрьму. Попытка возобновить м в ноябре месяце ни к чему не привел                                                            1662

Медный бунт в Москве. Усиленный выпуск медных денег щ к быстрому падению  их стоимости, в результате началась страшная дорогое ото и стало  причиной "медного бунта".

1666

 Поход атамана Василия Уса. Поход казачьего отряда под командованием Василия Уса на Воронеж в стал предвестником крестьянской войны.

1667 - 1669

 Поход Степана Разина  за «зипунами». Поход Степана  Разина за «зипунами всего  лишь разбойничьим набегом казацкой голытьбы. Но в результате Разин приобрел необыкновенный авторитет и славу.

1668 - 1676

 «Соловецкое сидение»  монахов. Это движение продолжалось  около восьми лет, началось  на религиозной основе против  реформ Никона, переросло впоследствии  в социальный протест.

1670-1671

 Крестьянская война  под руководством Степана Разина. Причины поражения: 1. Стихийный характер  восстания. 2. Отсутствие политической программы. 3. Слабая дисциплина и плохое вооружение. 4. Противоречия в повстанческом лагере. 5. Наивный монархизм.

   XVII столетие названо  современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных  движет двух мощных крестьянских  восстаний, целого ряда восстаний  городских, а также церковного  выступления, т росшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольстве политикой правительства Б. И, Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого  повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание — реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.

  Ни одно из выступлений  не закончилось победой В ходе  борьбы за окончательную централизацию  государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства — в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.

  Причинами поражения  выступлений были их стихийный  характер, отсутствие четкой программы  действий в некоторых случаях,  противоречия между социальными  группами в лагере восставших, как это было во время восстания  Степана Разина. Некоторые выступления  были давлены после предательства  некоторых из их участников.

  1. Реформа патриарха Никона. Раскол. Старообрядческое движение.

Церковные реформы патриарха Никона

В 1652 г. патриархом был  избран митрополит Новгородский Никон  - «один из  самых крупных могучих русских деятелей  XVII века» по замечанию историка С.Ф.Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг.

В 1653 г. В Москву вернулся из своего путешествия Арсений Суханов  и представил царю и патриарху свой отчёт «Проскинитарий». Суханов указал, что греки крестятся тремя перстами и ходят против солнца, а не «посолонь». Всё говорило о необходимости обрядового согласования. Первым шагом на пути исправления книг и приведения обрядов к единообразию стал указ патриарха Никона о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Его  члены стояли за строгость и чистоту церковных обрядов, идеалом которых считалась отечественная древность.

Протопоп Аввакум  и его единомышленники подали царю челобитную на Никона, но ответа не последовало. Однако стало ясно, что изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха не удастся. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви.  В результате было решено «достойно и праведно исправить книги противо харатейных (написанных на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться  с патриархом Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основой для решений последующих московских соборов. Исправлению книг способствовало и появление значительного числа древних рукописей (более 500), которые  были доставлены Арсением Сухановым. В то же время была переведена и подготовлена к печати присланная Паисием Константинопольским книга «Скрижали», посвящённая толкованиям различных священнодействий.

Вопрос о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего собора, созванного в 1656 г.. Ещё до его открытия патриарх Антиохийский Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его заявление нашло поддержку. Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 21 апреля 1656 г. постановил предать отречению от церкви всех крестящихся двуперстно. Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали недоумение, а порой  просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно

обрушившихся на страну страшных бедствий – голода, моровой  язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных книг.

     Истоки раскола

13 мая 1667 года собор  святителей России и Православного  Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры –старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Среди этих проблем одно из важнейших мест занимало понимание роли русской церкви во всём православном мире. К середине XVII в. окончательно утвердилось представление , что Русская Православная церковь – единственная преемница и хранительница благочестия. До XV в. Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение. Но

Византии угрожала гибель от окружавших её турецких полчищ, и Греческий император обратился за помощью и избавлением к главе католического мира –Папе Римскому. Чтобы наверняка получить помощь, император предложил объединить католическую и православную церкви, причём согласился на уступки католицизму. В итальянском городе Флоренции   подписали документ о соглашении Флорентийскую унию 1439 г. Митрополит Московский Исидор, грек по происхождению, также подписал акт об объединении. Но в Москве такой поступок восприняли как измену православию. Исидор был свергнут, а на его место собор иерархов избрал русского митрополита. Вскоре после этого в 1453 г. на месте Византийской империи возникла Османская. Русские люди  увидели в этом событии перст божий, наказание за отступничество от православия.

С этого времени  Московское государство становится единственным в мире крупным независимым православным царством. Стали говорить, что Москва – «третий Рим». На московских площадях рассказывали, что было два Рима – города-миродержца. Первый увлёкся папской ересью и пал, тогда его значение перешло к Константинополю – «второму Риму», который изменил православию принял папскую веру и за это был пленён турками. Поэтому важная роль защитника истинной веры перешла к Москве.

Повседневная церковная  практика выдвигала разнообразные  вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Это было одной из традиций, воспринятых вместе с верой из Византии. Однако Византийская покоилась на древней культуре, которая дала богатый богословский языки умение мыслить. В Древней Руси богословская учёность приобрела характер беспредельной веры в книгу, и любой научный подход  к вопросам веры был неприемлем. В обществе возникло множество вопросов по поводу обрядов русской православной церкви.

Особенно горячие прения вызвали  два вопроса:

1.     Сколько  раз нужно произносить «аллилуйя» (два или три)

2.     О «Посолонном  хождении»  (движение по солнцу)

Стоглавый церковный  собор в 1551 г. закрепил как единственно  правильные двойную аллилую, двуперстное крёстное знамение, хождение «посолонь» и другие отечественные традиции, не уточнив как же происходит в православно мире.

Тогда же в XVI столетии, было  замечено множество расхождений  и недосмотров в церковных книгах. Много сложностей и с переводчиками богослужебных текстов:

одни переводчики  плохо знали греческий языки, другие – русский. На стоглавом совете было решено исправлять книги, сверяя их с добрыми переводами, но отсутствие единого подхода достичь привело к ещё большим искажениям текста.

Одной из попыток достичь  единообразия в богослужебных книгах было открытие типографии в Москве, но вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок.

В 1645 г.  царь Михаил Фёдорович и патриарх Иосиф, чтобы  получить основательное подтверждение этих несоответствий, послали на восток для осмотра святых мест и описания чинов греческой церкви Арсения Суханова, сведующего в посольских делах и знающего греческий язык.

гонения на старообрядцев

Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был  сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась

напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества. Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру – боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой. Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и

великий князь Алексей  Михайлович православен, но только простою  своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим» Но в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться

за такого царя? В  народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки. Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался

открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено. Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть как на мученический подвиг. И даже искали его. Высоко подняв руку с двуперстным крестным знамением, осуждённые истово говорили окружившему расправы народу: «За сие  благочестие стражду, за древлецерковное православие умираю и вас, благочестивые, молю крепко стоять в древлем благочестии» И стояли сами крепко. Именно «за великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками и

протопоп Аввакум.

Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников  древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства  к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один – уйти. Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён,

известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реек Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выголексинское общежительство. Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля. Ещё в 70-е годы XVII в бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп

Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали они  небольшой скит. НО не прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны государственных преследователей докатились до стародубских беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи. Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14 многолюдных слобод. Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец,

названный по одноимённой  речке. Множество скитов было построено  в чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия. К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве. Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"