Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Перечисленные лица вначале  избирались бессрочно, но с XVII в. целовальники стали избираться ежегодно на общем  съезде уезда.

 

Земские и губные власти избирались из всего земского населения, кроме  служилых людей, после чего принимали  присягу в приказе местного управления в Москве. В результате выборов  составлялся протокол выборов, который  утверждался в Москве в соответствующем  приказе.

 

Компетенция губных изб: поимка преступников; суд над разбойниками, убийцами, поджигателями; управление губным округом; финансово-административные вопросы округа; в некоторых городах  – управление войсками, воеводство (это осуществлялось губными старостами).

 

Иногда губные вопросы  решались на съездах представителей всех классов уезда, которые были вправе решать вопросы формирования (избрания) губных властей.

26. Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное  право 

 

Стоглав 1551 г. – это источник церковного права.

 

Он принят в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве, на котором  председательствовал Иван IV.

 

Стоглав включает в себя 100 глав. Его редакции делятся на: пространную, среднюю и краткую.

 

Источники «Стоглава»:

 

1) Библия;

 

2) Церковный устав;

 

3) другие богослужебные  книги;

 

4) различные канонические  сборники;

 

5) исторические и нравоучительные  сборники.

 

Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:

 

1) посвященную регулированию  церковных дел;

 

2) посвященную семейному  праву.

 

В Стоглаве в отношении  церкви и ее имущества закреплялись:

 

1) неприкосновенность церковного  имущества;

 

2) исключительная подсудность  духовных лиц церковному суду;

 

3) унификацировались церковные  обряды и пошлины;

 

4) нормы внутрицерковной  жизни.

 

В области регулирования  семейных отношений Стоглав 1551 г. основывался  на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака  требовалось согласие родителей  или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без  вести; возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.

 

При заключении брака должен был быть составлен договор сторон (сговор, свод). Его форма – нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.

 

Законными считались для  одного лица только 3 брака. При этом церковное венчание было возможно только во время первого брака, а второй и третий благословлялись.

 

Помимо согласия родителей  на брак, требовалась «венечная память», т. е. разрешение на брак епархиального  архиерея.

 

Венчание проводилось  приходским священником.

 

Развод допускался в исключительных случаях. Ранее установленные поводы к разводу значительно сокращены.

 

По Стоглаву прекращение  брака возможно в случаях:

 

1) физической смерти;

 

2) прелюбодеяния – главного  повода для развода, он мог  быть применен только мужем  по отношению к жене;

 

3) длительного отсутствия  одного из супругов;

 

4) неспособность мужа к  супружеской жизни или бесплодие  жены;

 

5) длительной и тяжелой  болезни супруга;

 

6) пострижения одного из  супругов в монахи.

 

Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в этом случае несли ответственность совместно  с мужем.

 

Главный принцип семейных отношений по Стоглаву – безраздельная  власть мужа над женой и родителей  над детьми.

 

Жена всегда следовала  судьбе мужа: муж был вправе «закладывать»  ее и отдавать по служилой кабале в  «работу на прокорм». Муж имел право  наказывать жену, если эти наказания  не превращались в членовредительство.

 

Родители были вправе распоряжаться  брачной судьбой своих детей, решать вопрос об их пострижении в  монахи, передаче в холопство.

 

Особенности имела опека  над малолетними детьми. Опекунами  могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с  детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.

 

Имущественные права супругов были равными, но муж не мог распоряжаться  приданым жены без ее согласия. Супруги  по долгам отвечали не только общим  имуществом, но и в случае смерти одного из них – собственным.

27. Экономические и политические  предпосылки образования сословно-представительной  монархии в России, ее характерные  черты 

 

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно  с выборными сословно-представительными  органами.

 

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической  формы правления.

 

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

 

Предпосылки сословного представительства  в России.

 

1. Экономические предпосылки:  к XVI в. экономическая обстановка  в России значительно изменилась:

 

1) появились мануфактуры;

 

2) расширялись торговые  отношения с Западом.

 

Однако экономический  подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных  расходов на его поддержание, возникает  потребность в изыскании новых  источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

 

Царь находит выход  в представительстве торговых людей  в земских соборах, тем самым  обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового  класса и крупного купечества, поступление  необходимых средств при организации  ополчения.

 

2. Политические предпосылки:

 

1) внешнеполитические –  земские соборы как новый высший  орган государства, в который  входили представители бояр, дворянства, а также городского населения,  но только имущие его части  появились в связи с возросшей  необходимостью поддержания крупных  внешнеполитических мероприятий  (ведения войны, торговых отношений  с иностранными государствами  и др.). Посредством представительных  органов царь мог проводить  собственную политику независимо  от мнения Боярской думы;

 

2) внутригосударственные  – восстание горожан в Москве  в 1549 г. послужило первым толчком  к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем  самым рассчитывали на успокоение  протестующих, как бы привлекая  к управлению в государстве  не только боярские и дворянские  круги населения, но и представителей  иных сословий. Земские соборы  включали царя, Боярскую думу, духовенство  (Освященный собор), а также представителей  от дворянства, верхов посадских  людей (купечество).

 

Особенности сословно-представительной монархии в России:

 

1) непродолжительность этого  периода, тогда как в Западной  Европе сословно-представительная  монархия просуществовала более  длительное время;

 

2) в России сословно-представительная  монархия главным образом имела  значение перехода от раннефеодальной  монархии к абсолютной, а не  самостоятельной формы правления;

 

3) в России не было  специального законодательства, регулирующего  деятельность земских соборов  и его отношений с царем;

 

4) органы местного самоуправления  в период сословно-представительной  монархии формировались на основе  выборности и представительства  от местного населения;

 

5) в России одновременно  с системой сословного представительства  присутствовала ярко выраженная  деспотия Ивана IV.

 

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в  России, является также опричнина  как особый период правления Ивана  Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был  наиболее жесток. В период опричнины  все учреждения или органы, так  или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

28. Органы сословного представительства,  их компетенция и соотношение  с самодержавной властью 

 

Главным отличием периода  сословно-представительной монархии является наличие в системе органов  власти высшего сословно-представительного  органа – Земского собора. Именно с  этим моментом связывается начало периода  сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили  члены Боярской думы, Освященного  собора и выборные от дворянства и  посадов).

 

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган  власти – царь. Его власть характеризовалась  особой жестокостью, террором против всех слоев населения.

 

Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом  власти, но ее деятельность была очень  ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего  деятельность царя, в совещательный  орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

 

Земский собор – это  основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так  никогда и не была четко зафиксирована  и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после  окончания периода семибоярщины.

 

Основные черты Земского собора:

 

1) в состав этого органа  входили представители из различных  сословий, за исключением жителей  «черных земель»: боярства, духовенства,  дворян, городского населения (купцы  и зажиточные ремесленники);

 

2) регламента работы земских  соборов не было, не устанавливалось  число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым  новым созывом;

 

3) участие в земских  соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные  потери нежели выгоды, поэтому  их участников такая обязанность  тяготила.

 

Полномочия Земского собора:

 

1) внешняя политика (вопросы  войны и мира);

 

2) предложения по установлению  налогов;

 

3) избрание царя (после  80-х гг. XVI в.);

 

4) обсуждение и принятие  законов.

 

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших  против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так  как в период смуты этот орган  поддерживал единство государства.

 

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило  предпосылкой к образованию в  России абсолютизма. Последний раз  в полном составе созываются земские  соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого  они постепенно превращаются в совещательные  органы царей с представителями  сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько  раз совещания с представителями  посадских и служилых людей (последствия  бывших земских соборов). В компетенцию  таких совещаний входило решение  вопросов соответствующего сословия.

 

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного  органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода  считается время правления Алексея  Михайловича, с которого он перестает  собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).

29. Приказная система управления  и система местного самоуправления  в период сословно-представительной  монархии 

 

Приказы – органы системы  централизованного управления, которые  первоначально развились из единоличных  и временных правительственных  поручений, издаваемых Московским великим  князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ – частное поручение, а не орган. Но в XVI–XVII вв. эти «единоличные поручения» превратились в сложные  и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».

 

Выделение приказов происходило  в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.

 

Приказ происходит от слова  «приказывать». Возглавлялись приказы  боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные  чиновники.

 

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава  приказа (боярин).

 

Система приказной системы  управления:

 

1) Казенный приказ (в его  компетенцию входило управление  казной Великого князя и его  архивом, всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел и  денежным двором);

 

2) Дворцовый приказ, или  приказ Большого Дворца (управлял  дворцовыми землями и их населением);

 

3) Конюшенный приказ (в  его ведении находилось конное  дворянское ополчение);

 

4) Разрядный приказ (осуществлял  управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов  и должностей);

 

5) Посольский приказ (в  его компетенцию входили все  внешние взаимоотношения Русского  государства);

 

6) Холопий приказ (включал  в себя стольника и дьяка,  управлял дворовыми, кабальными  и другими зависимыми людьми, их правовым положением, судом  над ними);

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"