Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Кроме губернатора, в состав губернского правления входили:

 

1) ландрихтер – губернский  судья (с 1719 г. его заменил  надворный суд);

 

2) обер-комиссар, распоряжавшийся  финансами;

 

3) обер-провиантмейстер, ведавший  хлебными запасами для армии;

 

4) управитель дворцовых  имений.

 

Во главе провинций  были поставлены воеводы, также имевшие  своих помощников. Это были камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рент-мейстер, или казначей (занимался  приемом, хранением и отпуском государственных  средств); обер-комендант (правитель  провинциального города, начальник  местного гарнизона, правитель конторы  рекрутских дел) и вальдмейстер (заготавливал корабельный лес и занимался  охраной лесов).

 

Во главе дистриктов, или  уездов, стояли выборные из числа дворян – земские комиссары, помощниками  которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и др.

 

Основной целью всей реформы  местного управления было обеспечение  армии всем необходимым.

 

В 1775 г. была произведена реформа  губерний, которая опять изменила административно-территориальное деление  России. Тогда же сокращается количество коллегий, остаются только три самые  важные, а полномочия других передаются губерниям, число которых увеличивается  почти в два раза (около 50), провинции  упраздняются, но уезды остаются. Наряду с вице-губернатором появилась должность  генерал-губернатора, которому подчинялись  от 1 до 3 губерний вместе с военными, а сам он подчинялся лично императрице. Создавались губернское правление, казенные палаты, приказ общественного  призрения.

42. Судебная система и  полицейские органы в XVIII В 

 

Для судебной функции были установлены сначала единоличные  ландрихтеры, а потом (8 января 1719 г.) и коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров под  председательством обер-ландрихтеров. В больших городах были установлены  коллегиальные «провинциальные» суды под председательством обер-ландрихтеров и городовые судьи – в малых  городах.

 

Петр I стремился осуществить  принцип отделения суда от администрации, который так до конца и не был  воплощен в жизнь. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и  отвечали за неосновательный протест.

 

В 1722 г. суд был вновь  соединен с администрацией. В надворных  судах председательствует губернатор. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали  воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались  в отдаленные города данной провинции  для единоличного суда.

 

Петр создал систему военных  и военно-морских судов.

 

Появились прокуратуры, которые  создавались сверху: сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные  в 1711 г. как служащие органа тайного  надзора) были переподчинены ему. Прокуратура  поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом.

 

В ходе реформы 1775 г. была совершена  попытка отделения суда от администрации, т. е. суды не подчинялись местным  исполнительным органам. Были созданы  сословные суды (для дворян, судья  – дворянин, для горожан –  горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин).

 

Появились две инстанции  судов:

 

1) для дворян – уездный  и верхний земский суд;

 

2) для горожан – городской  магистрат, губернский магистрат;

 

3) для крестьян – нижняя  расправа в уезде и верхняя  расправа в губернии.

 

Тогда же создается государственный  суд, делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд  состоял из чиновников, которые назначались  государством. Он носил апелляционный  характер, а решения его можно  было обжаловать в Сенате.

 

Апелляционный суд рассматривается  по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда  она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием  средств коммуникаций) иногда на десятилетие.

 

В начале XVIII в. появляется новый  орган в системе государственного аппарата – полиция, выполнявшая  важную задачу по охране крепостнического строя.

 

Первоначально полицейские  органы были созданы в Петербурге и в Москве. В 1718 г. учреждается  должность генерал-полицеймейстера  в Петербурге, в 1722 г. в Москве –  обер-полицеймейстера. Они возглавляли канцелярии полицеймейстерских дел. Полиция опиралась в своей деятельности на старост улиц и десятских, избираемых из купцов и ремесленников. Компетенция полиции была обширной: охрана порядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

 

Тюрьмы занимали заметное место среди карательных органов. По Соборному уложению 1649 г. тюремное заключение как мера наказания предусматривалось  в 40 случаях; применялась эта мера и по Артикулу воинскому 1715 г.

43. Военная реформа Петра  I

 

Военная реформа – главное  звено в цепи петровских государственных  преобразований. В 1699 г. – начало формирования рекрутской системы набора в армию, сущность которой состояла в том, что каждые 20 крестьянских или мещанских  дворов в великорусских губерниях  должны были в определенный срок поставить  в армию одного рекрута. Служба рекрута  длилась 25 лет, офицеры служили пожизненно.

 

Последнее подкреплялось  еще указом о единонаследии. Помимо того, что полностью стиралась  разница между поместьем и  вотчиной, указ запрещал дробить недвижимое имущество, т. е. землю при передаче его по наследству. Землю можно  было завещать только одному из сыновей, а при их отсутствии – одной  из дочерей. Изданием этого указа  правительство получало необходимые  кадры, поскольку младшие сыновья  умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию  на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог  идти служить по гражданской части.

 

С 1699 по 1725 г. было произведено 53 рекрутских набора, из них: 21 основной и 32 дополнительных. В армию взято  в общей сложности 284 187 человек. Основной воинской единицей был полк (1200 человек). Полки объединялись в бригады (2–3 полка). Три бригады составляли дивизию. Всего к 1721 г. полевая армия Петра  насчитывала 73 полка (около 130 тыс. человек).

 

В этот же период времени  была создана система военных  гарнизонов, которая насчитывала 55 полков общей численностью 74 тыс. человек  при 10 тыс. орудий. Всего же сухопутные вооруженные силы имели на вооружении до 15 тыс. артиллерийских стволов.

 

Под ружьем у Петра I было около 340 тыс. солдат и офицеров.

 

К моменту окончания Северной войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер  и другие суда. Тогда же была построена  и каспийская флотилия численностью около 300 судов.

 

Для подготовки офицерского  состава были созданы специальные  школы (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной военно-практической школой подготовки офицеров для армейских  полков служили гвардейские полки  – Преображенский и Семеновский.

 

Гвардия – первое и наиболее совершенное создание Петра. Эти  два полка – 6 тыс. штыков – по боевой выучке и военному духу могли  посоревноваться с лучшими полками  Европы.

 

К концу царствования Петра  в стране обозначились две структуры  управления – гражданская и военная. Элитой второй структуры была гвардия. Гражданский аппарат по сравнению  с гвардией был неотлаженным, вороватым, лишенным сознания своей миссии, которое  было так сильно в гвардии. Гвардия  встала высоко над аппаратом и  безжалостно контролировала его.

 

Управление вооруженными силами было возложено на Военную  и Адмиралтейскую коллегии.

 

В 1719 г. был введен в действие Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения  командиров и подчиненных, обязанности  армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.

 

В октябре 1721 г. в связи  с победой в Северной войне  Сенат и Святейший Синод провозгласили  Петра I императором всероссийским, великим и отцом Отечества. Россия стала империей. Император согласно положениям, содержащимся в Воинских артикулах, Морском уставе и Духовном регламенте, обладал более широкими полномочиями, чем царь в XVII в. Император  был верховным главнокомандующим  и стоял во главе орденской  и наградной систем империи.

44. Уложение о наказаниях  уголовных и исправительных 1845 г 

 

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов  и предрассудков.

 

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения  между преступлением и проступком.

 

В Уложении о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 г. определяются формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие  как несовершеннолетие, душевная болезнь  и др.).

 

По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или  результат обмана); принуждение; непреодолимая  сила; необходимая оборона.

 

Субъективная сторона  подразделялась на:

 

1) умысел: с заранее обдуманным  намерением; с внезапным побуждением,  непредумышленный;

 

2) неосторожность, при которой  последствия деяния не могли  быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно  было предвидеть вообще.

 

Уложение различало соучастие  в преступлении: по предварительному соглашению участников; без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

 

Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых  делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка  управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и  чести частных лиц, семьи и  собственности.

 

Классификация преступлений (по Уложению о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 г.):

 

1) религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного  в другую веру и др.;

 

2) государственные (около  20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и  др.;

 

3) преступления против  порядка управления: неповиновение  начальству и др.;

 

4) должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу  и др.;

 

5) преступления против  личности: убийство и др.;

 

6) преступления против  имущества: разбой, грабеж и др.

 

Система наказания составляла сложную иерархию наказаний уголовных  и исправительных. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).

 

Наказания (по Уложению о  наказаниях уголовных и исправительных 1845):

 

1) уголовные, которые сопровождались  лишением всех прав состояния:  смертная казнь (назначалась только  за политические преступления); каторжные  работы (от 5 лет до пожизненных)  с последующим поселением в  Сибири; пожизненная ссылка в  Сибирь; ссылка на Кавказ (назначалась  за религиозные преступления, не  назначалась военным);

 

2) исправительные, которые  сопровождались лишением лишь  некоторых прав состояния: телесные  наказания (например, битье кнутом, клеймение); ссылка в Сибирь на  определенный срок; кратковременное  заключение, которое могло быть  реализовано либо в крепости, либо в тюрьме); штраф; кратковременный  арест; выговор.

45. Правовое положение  Польши в составе Российской  империи. Украинская автономия  в XVII–XVIII вв 

 

Польские и литовские  земли вошли в состав России в  результате третьего раздела Польши 1795 г. По итогам Венского конгресса 1815 г. в период, когда большая часть  Варшавского великого герцогства была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше, получившей статус царства, Конституционную хартию. Император  российский стал одновременно королем  польским. С 1818 г. в Польше стал избираться шляхтой и горожанами законосовещательный  Сейм. Он созывался в 1820 г., и в 1825 г. Исполнительная власть сосредоточивалась  в руках наместника царя, при нем  в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

 

В Польше сохранялось местное  право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. Например, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не на губернии.

 

После польского восстания 1830 г. Николай I заменил Александровскую  Конституционную хартию 1815 г. Органическим статутом 1832 г., в результате чего польский Сейм был упразднен, воеводства преобразованы  в обычные российские губернии, в  дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономности Польши, в 1866 г. Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя Всероссийский император сохранил в своем официальном титуле наименование царя польского.

 

Украинская автономия  в XVII–XVIII вв.: в 1654 г. согласно решению  Земского собора к России была присоединена Украина (прежде всего Левобережная Украина, а также Киев). В составе  России Украине был предоставлен особый статус: сохранялись украинская система управления во главе с  гетманом, избираемым войсковой (генеральной) радой, украинское право. При гетмане  существовала генеральная старшина (украинское правительство). Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки. Во главе полков стояли выборные полковники.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"