Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

В зависимости от земли, где  предоставлялся земельный надел  крестьянам (нечерноземной, черноземной  или степной полосы), устанавливались  разные размеры подушного надела.

 

Поэтому исходя из плодородия земли в каждой отдельной местности  устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Этот размер являлся отправной точкой для определения конкретного  размера выкупаемого надела, который  не мог быть меньше 1/3 максимального  размера. Собственники земли могли  безвозмездно предоставить земельный  надел меньшего размера, так называемый «нищенский надел».

 

Для всей России высшая норма  крестьянского надела составляла 7 десятин, а низшая – 3.

 

Главным положительным итогом крестьянской реформы является уравнение  членов общества в их естественных правах и прежде всего в праве  на личную свободу.

 

Недостатки крестьянской реформы:

 

1) сохранение крупного  помещичьего землевладения;

 

2) маленький размер крестьянских  наделов;

 

3) учреждение крестьянских  общин и установление круговой  поруки в пределах этих общин.

50. Земская реформа 1864 г.  Городская реформа 1870 г 

 

Земская реформа была проведена  в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного  права.

 

Причина введения органов  местного самоуправления – негодное состояние дорог.

 

Впервые упоминание о земской  реформе связано с 25 марта 1859 г., когда  высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения  будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности  органов местного самоуправления.

 

Земская реформа проводилась  на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».

 

Сущность земской реформы  заключается в привлечении общественных масс к участию в хозяйственно-административном управлении на местах (уездах и городах); реформа устанавливала регулирование  капиталов, имущества и деньгами земства, содержания земских зданий и путей сообщения, учреждениями здравоохранения, образования и  т. д.

 

Выделялись исполнительные и распорядительные органы самоуправления. Распорядительным органом в этот период времени является уездное  земское собрание. Во главе его  стоял местный предводитель дворянства.

 

Выборы в органы местного самоуправления поводились по 3-м куриям:

 

1) крупные землевладельцы (имущественный ценз – 100 минимальных  крестьянских наделов);

 

2) представители сельских  обществ;

 

3) городские избиратели (имущественный  ценз – 15 тыс. руб. в год).

 

Формировались губернские собрания из представителей земских собраний.

 

Исполнительные органы на местах – земские и губернские управы. Управы состояли из председателя и двух членов.

 

Городская реформа была проведена  в 1870 г., в результате которой было введено городское управление.

 

Причины городского самоуправления – необходимость административно-хозяйственного управления в городе.

 

16 июля 1870 г. было принято  «Городовое положение». С этого  момента было положено начало  городской реформе.

 

Сущность реформы заключалась  во введении системы органов городского общественного управления (городское  избирательное собрание и городская  дума с городской управой).

 

Городская дума – выборный орган, возглавляемый городским  головой. Городской голова назначался из кандидатов, предложенных думой  или губернатором, министром внутренних дел, в Москве и Петербурге – императором.

 

Кандидаты в городскую  думу должны были отвечать возрастному  цензу (25 лет) и имущественному. Этот ценз определялся по куриям налогоплательщиков.

 

Курии налогоплательщиков: наибольшая часть налогов; на треть меньше; еще  на треть меньше.

 

Не могли быть выбраны  в земские органы власти осужденные лица, отрешенные от должности, подследственные  либо лишенные духовного сана.

 

Компетенция городских учреждений:

 

1) назначение выборных  должностных лиц;

 

2) установление городских  сборов (сборы с торговли, трактиров,  жилых помещений, аукционов и  т. п.);

 

3) управление городским  имуществом;

 

4) городская недвижимость;

 

5) кредиты-займы.

 

Бюджет городских учреждений формировался из отчислений на социальную сферу (учебные, благотворительные  заведения и т. п.) и содержания тюрем, полиции, местных воинских частей. Распределением бюджетных средств  ведал губернатор.

51. Учреждение судебных  установлений 1864 г 

 

В ноябре 1864 г. было принято  Учреждение судебных установлений, которое  ознаменовало собой переход к  новой судебной системе в России.

 

В состав судебной системы  согласно Учреждениям судебных установлений 1864 г. входили:

 

1) общие суды:

 

а) окружной судья;

 

б) судебная палата;

 

в) мировые суды (мировой  судья и съезд мировых судей);

 

2) специальные суды (например, волостные суды, которые создавались  для крестьян и были сугубо  сословными, в их компетенцию  входило рассмотрение исков до 100 руб. и незначительных уголовных  дел);

 

3) конституционная и высшая  судебная инстанция – Сенат.

 

Мировой суд являлся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным  и гражданским делам. Он рассматривал дела в пределах своего участка: уголовные, штраф за которые предусматривался до 300 руб., и гражданские, цена иска которых была менее 500 руб.

 

Мировой округ включал  уезд и входящие в него города и  делился на мировые участки, в  пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.

 

Все остальные дела относились к компетенции окружных судей.

 

Каждый окружной судья  входил в состав коллегии судебной палаты, которая рассматривала дела по общей подсудности (например, государственные  преступления и т. п.), в пределах же своей компетенции окружные судьи  рассматривали дела единолично.

 

Институт присяжных заседателей  действовал только в окружных судах  в XIX в. в России. Поэтому суд присяжных  можно назвать одной из форм окружного  суда.

 

Судебный округ нередко  охватывал сразу несколько губерний и делился на судебные участки. Положительная  черта окружного судопроизводства заключалась в том, что суд  становился выше по рангу губернского  начальства.

 

В тот период времени существовали 2 инстанции для пересмотра судебных решений. Таковыми являлись: апелляционная  инстанция; кассационная инстанция.

 

Апелляционная инстанция  для мировых судей – уездный  съезд мировых судей. Он действовал 2 раза в год по несколько дней. Решения этого суда могли быть пересмотрены в порядке кассации.

 

Апелляционной инстанции  для пересмотра решений присяжных  не было, они пересматривались только в кассационном порядке в судебной палате.

 

Сенат – высшая судебная инстанция, в состав которой входили:

 

1) кассационные департаменты (они рассматривали жалобы и  протесты на нарушение «прямого  смысла законов», просьбы о пересмотре  вступивших в законную силу  приговоров по вновь открывшимся  обстоятельствам, дела о должностных  преступлениях);

 

2) особые присутствия (они  создавались для решения чрезвычайно  важных, особых дел).

 

Реформы 1861 г. устанавливали  следующие принципы судопроизводства:

 

1) бессословного характера  суда;

 

2) состязательности судопроизводства;

 

3) отделения суда от  администрации и разделения судебной  и обвинительной властей;

 

4) рассмотрения дел присяжными  заседателями;

 

5) гласность судопроизводства;

 

6) выборность суда (это  касалось только окружных судов,  все остальные назначались, выборными  также были мировые судьи на  отдельных участках; выборы судьи  всегда осуществлялись исходя  из высокого имущественного ценза).

 

С момента принятия Учреждения судебных установлений 1864 г. отменялись все специальные сословные суды: для дворян, крестьян, горожан, межевые, совестные суды и т. д.

52. Устав уголовного судопроизводства 1864 г 

 

Устав уголовного судопроизводства был принят в рамках судебной реформы 1864 г.

 

Устав устанавливал либеральные  принципы рассмотрения уголовных дел  судами. По Уставу большинство уголовных  дел относилось к компетенции  окружных судов с участием присяжных  заседателей.

 

В состав окружных судов с  участием присяжных входили: во-первых, 3 коронных судьи (они решали вопросы  права); во-вторых, 12 присяжных заседателей (решали вопросы факта).

 

Особенности рассмотрения уголовных  дел в окружном суде с участием присяжных:

 

1) допустимость отвода  судей;

 

2) равенство прав судей  и присяжных заседателей;

 

3) вынесение приговора  и определение меры наказания  относились к исключительному  ведению судов, прокурор не  имел права касаться вопроса  меры наказания до вынесения  вердикта присяжных.

 

Стадии уголовного процесса:

 

1) дознание (проводилось по  делам, отнесенным к компетенции  полиции);

 

2) предварительное следствие  (по наименее тяжким преступлениям  оно проводилось жандармами полиции,  по более тяжким – следователями  под надзором прокуроров или  членов судебных палат; в предварительном  следствии защитники не имели  права участвовать);

 

3) подготовительные действия  к суду (материалы уголовного  дела готовили следователи, в  компетенцию которых входило  предварительное следствие, далее  эти материалы должны были  быть предъявлены обвиняемому  и переданы прокурору, который  в свою очередь составлял обвинительный  акт и направлял его в судебную  палату, и только затем палата  выносила определение о предании  дела суду);

 

4) судебное следствие (проводилось  в момент рассмотрения дела  судом и исследования доказательств  в судебном заседании, на котором  должны были присутствовать 3 члена  суда, секретарь суда и 12 присяжных  заседателей; порядок судебного  следствия: начиналось с оглашения  обвинительного заключения, затем  – произведение допроса обвиняемого,  свидетелей и проверка иных  доказательств; оканчивалось заключительными  прениями – речами прокурора  или частного обвинителя и  защитника или объяснениями подсудимого);

 

5) вынесение приговора  (основывалось на предварительно  вынесенном вердикте присяжных  о виновности или невиновности  подсудимого, который принимался  большинством голосов; приговор  касался меры наказания, ее  определял коронный суд в совещательной  комнате по выдвинутым требованиям  прокурора и возражениям защитника);

 

6) исполнение приговора  (приговоры окружных судов с  участием присяжных заседателей  были окончательными и подлежали  немедленному исполнению полицией, за исключением случаев, когда  коронный суд признавал, что  присяжными осужден невиновный, в этом случае дело передавалось  на слушание новому составу  присяжных);

 

7) пересмотр приговора  (обжалование приговоров окружных  судов или их опротестование  прокурором допускалось только  в кассационном порядке в Сенате).

 

Сенат и Верховный уголовный  суд являлись высшими судебными  органами. Их приговоры отменялись только в порядке помилования  императором.

 

Поводами для возбуждения  уголовного дела (по Уставу) являлись:

 

1) жалобы частных лиц;

 

2) сообщения полиции, учреждений  и должностных лиц;

 

3) явка с повинной;

 

4) усмотрение следователя  или прокурора.

 

Подведомственность окружных судов определялась по месту совершения преступления.

53. Порядок формирования  государственной Думы (1905–1907 гг.)

 

Государственная Дума в период с 1905–1907 гг. являлась представительным органом власти, впервые ограничившим монархию в России.

 

Причинами формирования Думы явились: революция 1905–1907 гг., поднявшаяся  после Кровавого воскресенья, и  общее народное волнение в стране.

 

Порядок формирования и учреждение Думы устанавливались Манифестом об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. Законодательство о представительных учреждениях включало следующие  известные акты: Манифест от 6 августа 1905 г.; основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.; Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.

 

Государственная Дума должна была работать совместно с Советом  министров. Совет министров был  постоянно действующим высшим правительственным  учреждением, возглавляемым председателем.

 

Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законодательства и высшего государственного управления, т. е. он в некоторой степени ограничивал  деятельность Государственной Думы.

 

Основные принципы работы Государственной Думы:

 

1) свобода совести;

 

2) участие в выборах  широких слоев населения;

 

3) обязательное утверждение  Думой всех издаваемых законов.

 

Активным избирательным  правом в Государственную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение – военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники). Правом избирать в Думу рабочие были наделены 11 декабря 1905 г.

 

Выборы депутатов Государственной  Думы проводились избирательными собраниями, представители в которые в  свою очередь избирались по куриям, не равным между собой.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"