Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематическое изучение изменений, произошедших в государственном и общественной строе Рима в период республики. Изучение уклада жизни и истории Рима в разные периоды хотя и получило широкое освещение у многих ученых, однако эта тема остается актуальной для изучения и новых исследований благодаря своей широте и огромному значению для всемирной истории. Рассмотрение данной темы необходимо для обогащения знаний по истории Римского государства.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1-Переход к республике 6-7
Глава 2-Республиканский период 8-54
2.1.Общественный строй в период республики 8-14
2.1.1.Борьба патрициев и плебеев 15-20
2.2. Государственные строй республики. Изменения и нововведения 21-45
2.2.1. Сенат 25-30
2.2.2. Народные собрания 30-38
2.2.3. Магистратуры 38-44
2.2.4. Служители 44-45
2.3.Основные положения римского права 46-54
Глава 3.-Кризис и крах республиканского строя 55-61
Заключение 62-64
Список использованной литературы 65-67

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

      Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с  мощным восстанием рабов в Сицилии (73–71 гг. до н.э.), восстанием Спартака и др. Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.

      Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской  войны (I в. до н.э.). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском.

      Моральное разложение знати заставило Цезаря (100–44 гг. до н.э.) взять на себя не совсем свойственные его должности функции. Были введены законы против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни. Контроль над их выполнением (а также наблюдение за женщинами легкого поведения) возлагался на специально созданную полицию нравов, но работа велась малоэффективно.

      Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н.э.). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.

      Падение республики было неизбежно. Октавиан победил  потому, что за ним стояла Италия, что он мог использовать единый аппарат римского государства. Он был хитрее, осторожнее, выдержаннее Антония, он был приемным сыном Цезаря. Октавиан победил, наконец, потому, что его политическая воля была единой и целеустремленной, что вокруг него не было той борьбы двух партий, римской и восточной, партии римских эмигрантов и партии Клеопатры, которая ослабляла и парализовывала волю Антония. 
 
 
 
 
 

      Заключение

      История развития государственного строя Римской  республики легла в основу теории о смешанной форме правления (Полибий), а также теории разделения властей (Локк, Монтескье). Однако вряд ли стоит рассматривать Римскую республику как первый опыт реализации принципа разделения властей. Скорее в развитии римского государственного устройства была попытка достичь стабильности с помощью компромисса как между отдельными институтами государственной власти, так и между различными социальными группами. Это, в конечном итоге, и способствовало формированию республиканской системы управления в Риме, основными звеньями которой были: сенат, народные собрания и магистратуры.

      Римская республика была новым этапом в истории античного государства. Ее различные институты были по-разному взаимосвязаны с политической волей народа: законодательные собрания всех полноправных граждан, правительственный аристократический Сенат, периодически сменяемые магистраты. Сочетание народного суверенитета с представительным органом, вполне независимым от основной массы народа, и с коллегиально единоличным управлением создавало особый уклад взаимной политической уравновешенности, которая уже в древние времена представлялась идеалом гарантий от государственных злоупотреблений.

      Такое смешение типов организации власти служило еще одной гарантией  – против повреждения его основ, и, тем самым, лучше других служило  делу гражданской свободы.

      Идеал государственного равновесия стал важнейшим вкладом республиканской государственности в мировую политическую культуру.

      Сила  частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое  и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, и с нее, соответственно, берет начало специальное правовое образование.

      Значение  демократического движения 30-20-х годов  II в. до н.э. в истории Рима было очень велико. Реформы Гракхов, явившиеся выражением этого движения, содействовали развитию производительных сил и укреплению рабовладельческого строя.

      Раздел  государственных земель, вывод колоний, улучшение дорог – все это  помогало развитию частной собственности  и простого товарного хозяйства. Реформы Гракхов значительно укрепили всадничество, окончательно обособив его от нобилитета. Они подготовили вопрос о включении италиков в состав римского гражданства и близко подошли к его решению. Путем административных и конституционных реформ братья Гракхи внесли значительные улучшения в римский государственный аппарат. Римская демократия достигла при них высшей точки своего расцвета.

     Во  II – I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

     В этих условиях становится все более  очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который  коснулся, прежде всего, существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, которая создала видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

     Подводя итоги можно утверждать, что эволюция общественной и политической организации Рима в период республики наложила огромный отпечаток как на историю Рима, так и на историю всего мира, т.к. являлась ярким примером зарождения и развития рабовладельческого общества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы:

    1. Машкин Н.А. История Древнего Рима. Учебник/ Н.А. Машкин. – М.: Высш. шк., 2006. – 751 с.: ил. – ( Серия «Классика исторической науки»)

    2. Ковалёв  С.И. История Рима/С.И. Ковалёв.  – Ленинград: изд. и тип.  Ленингр.гос ордена ленина ун-та, 1986.- 742 с.

    3. Альдебер  Жак, Бендер Йохан, Груша Иржи, Гуарраччино Шипионе, Массон Иньяс  История Европы: [Пер.с фр.] / Альдебер Жак; Бендер Йохан, Груша Иржи, Гуарраччино Шипионе, Массон Иньяс. - Минск; Москва: Вышэйшая школа: Просвещение, 1996. - 384 с.

    4. Егер  О. Всемирная история: в 4 томах  / Оскар Егер; Изд. подгот. творческой  изд. группой "Ист. лит.".- Изд. испр. и доп.- С.-Петербург:Специальная литература,1997-1999. Т.1: Древний мир.- 1997.- 821 с.

    5.Водовозова  Т.В. Формирование органов государственной  власти в ранней Римской республике: дисс. … д-ра юрид. наук: 12.00.01/Т.В.  Водовозова – Москва, 1998. – 164 с.

    6. Моммзен, Т. История Рима: в 4 т. T.2./T. Моммзен.- Санкт-Петербург.: Издательство «Наука», 2005-334с.

    7. Маяк  И.Л. Рим первых царей (Генезис  римского полиса). – М., 1983.с.292

    8. Всемирная история: в 12 т. Т. 3. М.: 1993. с. 358

    9. Сказкина В.К. История Древнего Рима. – М.: Приор, 2001.

    10. Космач В.А. История государства и права зарубежных стран в 3 ч. Ч. 1 Древнейшие цивилизации: Учебн. Пособие для вузов. – Мн.: Беларуская навука, 2000. – 744 с.

    11. Харенберг Б. Хроника человечества. М.,1996 с. 384

    12. История  госудаства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.1. / Под общ. ред. д.ю.н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н. Н.А. Крашенинниковой. – 2-е изд., - М.: Издательство НОРМА, 2002. – 624 с.

      13. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с.

      14. Маркс К, Энгельс. Соч. Т.4 С.424

      15. Маркс К. Письмо к Энгельсу  от 8 марта 1855г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.28.

      16. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907

      17. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996

      18. История государства и права  зарубежных стран. Документы и материалы по истории государства и права Древнего мира и Средневековья, учебное пособие, ч. 2. М., 1994

      19. Gjerstad E. Inneppolitische und militärische Organization in frührömischer Zeit. – ANRW, Bd I, T. I

      20. Покровский И. А. История римского  права. СПб., 1998 (См. электронный вариант: http://rome.webzone.ru/publik/pokrov/pokr01f. htm

      21. Древний Рим / Под ред. Каллистова Д. П., Утченко С. П. Издание 3-е. – М. : Просвещение, 1969. – 389 с.

      22. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи: Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006.с.440.

      23. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свеницкая И.С. История древнего мира. Книга 3. Упадок древних обществ, издательство восточной литературы, 1989. – 276с.

      24. Лапыренок Роман Викторович. Политическая борьба в поздней Римской Республике: оптиматы и популяры: дисс ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - Саратов, 2005. - 193 с.

      25. История Древнего мира. Древний  Рим. / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1998. – 864 с.

      26. Древние Цивилизации под ред.  Бонгард-Левина Г.М. М., 1989.

      27. Ливий, Т. История Рима от основания города: в 3 т. Т.1 / Тит Ливий. – Москва: Наука, 1989. – 575 с.

      28. История древнего мира. Античность. М.: – «Владос», 2000.

      29. Штайерманн Е.М. Древний Рим.  – М.: Приор, 2002

      30. Вопросы истории. Николаев Н.Н. Из глубины веков. 2000. № 4

      31. Государство и право. Римская  республика. 1999. № 7

      32. Государство и право Древнего Рима. Бирюков Ю.М.  – М.: изд-во ВПА, 1969.

      33. Всеобщая история государства  и права. М.  Черниловский.- М.: Юристъ, 1996.

      34. Виппер Р. Очерки истории Римской империи, том 1. Ростов-на-Дону, 1995.

      35. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: – «Юридическая литература», 1997. 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики