Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является систематическое изучение изменений, произошедших в государственном и общественной строе Рима в период республики. Изучение уклада жизни и истории Рима в разные периоды хотя и получило широкое освещение у многих ученых, однако эта тема остается актуальной для изучения и новых исследований благодаря своей широте и огромному значению для всемирной истории. Рассмотрение данной темы необходимо для обогащения знаний по истории Римского государства.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1-Переход к республике 6-7
Глава 2-Республиканский период 8-54
2.1.Общественный строй в период республики 8-14
2.1.1.Борьба патрициев и плебеев 15-20
2.2. Государственные строй республики. Изменения и нововведения 21-45
2.2.1. Сенат 25-30
2.2.2. Народные собрания 30-38
2.2.3. Магистратуры 38-44
2.2.4. Служители 44-45
2.3.Основные положения римского права 46-54
Глава 3.-Кризис и крах республиканского строя 55-61
Заключение 62-64
Список использованной литературы 65-67

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

       2.2.1.Сенат

      Сенат сопровождал всю историю Рима от его истоков и на протяжении своего долгого существования менял свою сущность и свой социальный состав.  С глубокой древности сенат собирался в  Гостилиевой курии, которая существовала еще во времена Варрона, по всей вероятности на том же месте, где была возведена впервые, поскольку сооружение её приписывается третьему царю – Тулу Гостилию. Эта курия служила местом обсуждения светских дел (Varro, 11, V, 155). [7 с.237]

      Центральное место в управлении Римским государством в период ранней Республики занимал  сенат. С самого начала своего существования сенат являлся представительным органом, так как сенатор всегда представлял интересы определенной группы людей (рода, курии, трибы), а также потому, что прежде чем занять сенаторское место, необходимо было пройти процедуру избрания на магистратскую должность, с тем, чтобы, сложив с себя полномочия, перейти в сенаторское сословие.

      Cенат официально был учреждением совещательным, которое помогало исполнительной власти в управлении государством. Пока Рим не начал своих завоеваний и пока все управление было сосредоточенно в руках двух консулов, административная власть сената не получала широких размеров, и сенат имел в администрации голос чисто совещательный. Но когда административные ветви власти развились, когда администрация распределилась между многими коллегиями магистратов, сенат не только распространил свое влияние на различные ветви администрации, но и его определения стали получать все более силы относительно власти исполнительной. Справедливо, что senatus consultum носили административный характер, за исключением тех, которые были приняты им по особому поручению народа, являлись в строгом смысле закона не повелениями, а уведомлениями, сообщаемыми представителем исполнительной власти, причем последние приглашались к их реализации [5, c.133].

      До 30-х годов II в. до н.э., то есть до начала гражданских войн, сенат фактически был высшим органом Римской республики. До времен Суллы (конец 80-х годов до н.э.) сенат состоял из 300 членов. С последней четверти IV в. до н.э. (закон Овиния) назначать сенаторов стали цензоры. Со временем по закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев. В 367 г. до н.э. было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев. В 289 году до н.э. был принят закон Гортензия (диктатор), который фактически уравнивал правомочия плебейских собраний с центуриатными.

      Каждые  пять лет они пересматривали список сенаторов и назначали, как правило, из числа бывших магистратов новых  членов взамен выбывших. Цензоры также  имели право вычеркивать из списка тех, кто по тем или другим основаниям казался им не соответствующим званию сенатора.

      Сенаторы  распределялись по рангам, в зависимости  от того, какую последнюю магистратуру они занимали. На первом месте стояли бывшие диктаторы, консулы, преторы, цензоры; за ними шли бывшие народные трибуны и квесторы; на последнем месте стояли сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры. Старший, самый уважаемый сенатор, имя которого стояло первым в списке, назывался «принцепс сената».

      Созывать  сенат и председательствовать в нем могли диктаторы, консулы, преторы и, позднее, быть может, также и народные трибуны.

      Председательствующий  докладывал сенату существо вопроса  и иногда предлагал проект сенатского решения. Если вопрос казался бесспорным, сенат мог прямо перейти к голосованию, которое происходило посредством отхода членов сената в ту или другую сторону. В случае спорного вопроса начинались прения, которые происходили путем опроса председателем каждого сенатора, порядок опроса определялся принадлежностью к тому или иному рангу.

      Заседания сената должны были происходить между  восходом и закатом солнца; для  их правомочности определенного  кворума, как правило, не требовалось; время ораторов не ограничивалось [8, c.358].

      Сфера компетенции сената была очень широка. До 339 г. до н.э. все постановления народного собрания должны были утверждаться сенатом. После этого года, согласно закону диктатора Публилия Филона, для решений народного собрания требовалось предварительное одобрение сената.

      Сенату  принадлежало право, в случае тяжелого внешнего или внутреннего положения государства, объявлять чрезвычайное положение. Это делалось или путем назначения диктатора, или, позднее, посредством вручения консулам особых полномочий: «Пусть консулы наблюдают, чтобы Республика не потерпела какого-нибудь ущерба»[8, c.364]. Этой формулой сенат облекал консулов диктаторскими правами.

      Сенату  принадлежало руководство всей внешней  политикой Рима: сенат отправлял  посольства в другие страны и принимал иностранных послов, вообще, ведал  всеми дипломатическими актами. Хотя право объявлять войну и заключать мир принадлежало народному собранию, но сенат вел всю подготовительную работу, определяя решения комиций в нужном ему направлении.

      В руках сената было сосредоточено  высшее руководство военными делами: он определял сроки набора в войска, количество и состав войсковых контингентов; сенат выносил решение о роспуске войска.

      Под наблюдением сената происходило  распределение войсковых соединений между военачальниками. Сенат определял  общий стратегический план кампании. При наличии нескольких фронтов сенат координировал действия отдельных военачальников.

      Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести  полководцам.

      В ведении сената находились финансы  и государственные имущества: сенат составлял пятилетний бюджет, устанавливал размер налогов и категории налогоплательщиков, определял таможенные сборы, контролировал сдачу за откуп налогов и подрядов, руководил чеканкой монеты и пр.

      К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

      Несмотря  на наличие в Риме большого количества жрецов разных категорий, верховный надзор за культом принадлежал сенату. Это было в духе римского государственного и сакрального права, где жреческие и гражданские должности не отделялись резко одна от другой, где многие жрецы могли одновременно занимать и гражданские должности, где магистры официально занимались гаданиями, а некоторых жрецов выбирало народное собрание. Сенат мог учреждать новые праздники, вводить или запрещать новые культы, устанавливать благодарственные и искупительные моления, в важных случаях толковать знамения богов [9, c.236].

      Хотя  и сенат, как целое, не обладал  судебными правами, но сенаторы имели  прямое отношение к суду, так как  до 123 г. до н.э. суды назначались из сенаторов, и только со времени Гая Гракха суд перешел в ведение всадников.

      Таким образом, сенат являлся высшим административным и вместе с тем верховным контрольным органом государства. Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита.

      По  словам Полибия (т.е. с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме – лучшими людьми, то есть Сенатом.

      Но  авторитет сената объяснялся не только объемом его полномочий – этот авторитет являлся также следствием его социального состава и организации. В III в. до н.э. и позднее огромное большинство сената принадлежало к нобилитету, то есть к правящей группе римского общества. В силу этого по всем принципиальным вопросам сенат, как правило, выступал единодушно.

      В сенат вступали не по рождению, а по косвенному выбору нации или по назначению, сделанному избранными ею высшими должностными людьми. Звание сенатора было пожизненным, но каждые четыре года сенаторы утверждались в своем положении нравственным судом двух избранных достойнейших представителей гражданства – таким образом, римский сенат соединял в своих рядах всех наиболее выдающихся римских граждан, был самым благородным представителем своего народа, и никогда никакое правительство не исполняло лучше сената самое великое из человеческих дел – мудрое и успешное самоуправление, и никакое собрание не отстаивало во внутренних и внешних делах интересы и достоинство своего народа с такою твердостью и с таким уменьем, как римский сенат [6, Кн.2, Гл.1].

      Однородный  классовый состав сената давал ему сплоченность, создавал единство его программы и тактики, обеспечивал ему поддержку самой влиятельной части рабовладельцев.

      Так как сенат состоял из бывших магистров, и каждый сенатор в свою очередь  в любой момент мог быть избран каким-нибудь магистратом, то таким путем создавалось тесное единство между сенатом и магистратами. Большое значение имело и то обстоятельство, что сенат был постоянно действующим органом, состав которого менялся очень медленно. Это давало сенату большой административный опыт и преемственность традиций.

      Все вышесказанное объясняет нам, почему римский сенат до времени Гракхов  фактически являлся высшим органом  государства. Только демократическое  движение до II в. до н.э. нанесло сенату первый тяжелый удар; с этого момента начинается падение его авторитета. 
 

      2.2.2.Народные  собрания

      В период республики организация власти была достаточно проста, и некоторое  время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения  государства. На протяжении последующих  пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

      В Римской республике сочетались аристократические  и демократические черты, при  существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета.

      Народные  собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые  могли и прервать собрание, и перенести его на другой День. Они же председательствовали в собраний и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую, роль играло то обстоятельство, что решения цен-туриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

      В римских комициях было много организационных  моментов, которые ослабляли их политическое значение. эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. в то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выражения народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

      В том же направлении действовала и открытая подача голосов в комициях, существовавшая до середины II в.

      Каждый  голосующий, проходя через узкие  мостки, опрашивался контролером, который  отмечал его голос точкой на особой таблице. на избирательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

      На  избирательных комициях каждый получал  табличку (tabella), на которой писал  имена своих кандидатов; проходя  через мостки он бросал ее в урну (корзину). на законодательных комициях голосующий писал на табличке либо ur (uti rogas («да», буквально — «как ты предлагаешь»)), либо a (antiquо («нет», буквально — «оставлю по-старому»)). На судебных комициях писали на табличках а или l (absolvо, libero («оправдываю»)), либо с или d (condemno, damno («осуждаю»)). если голосующий воздерживался, он должен был писать на табличке nl — non liquet («не ясно»).

      Народные  собрания в Риме не имели права  законодательной инициативы. это  значит, что ни одно предложение, (rogatio) не могло идти от самого собрания. это последнее могло только голосовать предложения, внесенные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. при этом вносимых предложений нельзя было изменять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отвергнуть целиком. обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, происходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

Информация о работе Эволюция социальной и политической организации древнеримской республики