Этнокультурная история Алматы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат

Описание

История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЛМАТЫ.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

     Фазлаллах бен Рухбихан писал, что 'казахи весьма искуссно делали очень прочные и крепкие стрелы и тахты с украшениями и производили разноцветные войлоки с необычайными узорами и нарезанные ремни, очень красивые и изящные'(126)

   Из  изделий семиреченских мастеров следует упомянуть седла. Одно из них было зарисовано Кошаровым. Подушка этого седла архаична и напоминает  найденные в Пазырыкском кургане. Стремя делалось из кости, и инкрустировалось серебром. Передняя лука седла была сплошь орнаментирована солярными кругами и другими символами небесных светил.(127. )

     Очень большое значение в жизни  казахов занимали изделия из  войлока. Издавна у народов  мира шерсть была символом  богатства. Недаром кошма, изготовленная  из белой шерсти, была главным  атрибутом в ритуале выбора  хана у всех тюрко-монгольских  народов. 

 

    Процесс  изготовления войлока был практически  одинаков у всех кочевых и  полукочевых народов Средней  Азии, и лишь в выделке узорчатых  кошм казахи и кыргызы (в отличие от туркмен, узбеков и каракалпаков) наряду с техникой 'вваливания' узора применяли технику инкрустации и аппликации узора.(128)

     На востоке  и юго-востоке  Казахстана (в том числе и Семиречье)  издревле существовало производство  мозаичных войлочных ковров типа  сырмак и крупных вышивок , таких как тускииз, сейсеп и др. (129)

      Наиболее распространенными изделиями  домашнего ремесла являются кошемные ковры: текемет, сырмак и откииз.

    Откиизом в Семиречье застилали пол юрты возле очага, о чем говорит и само название предмета - от-огонь, кииз - войлок. Это мозаичный ковер по своим размерам больше сырмака (длиной до 300 см. , шириной - 200 см.).В отличие от сырмаков, откииз был двуцветным, чаще всего бело-коричневым, в котором центральное поле белого цвета украшалось крупным узором коричневого цвета, а противоположные полосы узорчатой рамки представляли чередование цветов: на одной стороне - коричневые узоры на белом фоне, на другой - наоборот.

    Остальное  пространство пола застилали  текеметами и сырмаками различной цветовой гаммы. Сырмаки использовались также и на кереге юрты, но чаще кереге завешивалось вышитыми тускиизами на войлочной или тканевой основе. Тускиизы вышивали хлопчатобумажными и шелковыми нитями. Но особенно надо отметить золотошвейное искусство.

       Казахи Семиречья приобретали  у купцов транзитных караванов  серебряные и позолоченные нити  для вышивок. Известные нам  образцы изделий вышитых такими  нитями представляют собой изделия  высокого искусства.(130)

     Основным орнаментальным мотивом  на текемете является животный мотив- узор в виде спиралевидных завитков, реже тот же мотив, выраженный геометрическими линиями. Наиболее часто встречаются узоры: кос муйiз - бараний рог крестовидной формы; кошмар муйiз - бараний рог; сыцар муйiз - por; марал муйiз - рога марала; тумар - амулет; балдак - костыль.

В отличие  ат текемета наиболее распространенным на центральном поле как сырмака, так и текемета является узор тармакты муйиз, и лишь по бордюру мы видим традиционные национальные узоры кошкар муйиз, кос муйиз и т: д.

 Необходимо  отметить, что, в других областях  Казахстана название 'откииз' не встречается, хотя данный вид кошемного изделия употребляется в быту очень часто. Интерес представляет узор марал муйiз - рога марала.(131)

    Излюбленным  казахским и туркменским орнаментом  является "кошкар муйиз", трактуемый как образ двух рогатых копытных размещавшихся по двум сторонам Мирового дерева и возводимый к переднеазиатской традиции (132)

Орнамент "Кошкар-муйиз"известный всем евразийским кочевникам и является древним знаком изобилия.

Такими же свойствами наделялись и изображения  дерева. В казахском прикладном искусстве мотив Мирового Дерева ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов (133

     Очень редко встречаются сырмаки, орнамент которых напоминает орнамент текеметов, т. е. центральное поле состоит из нескольких шаршы - квадратов с вписанными в них крестообразными узорами кос муйiз.Что касается орнамента откииза, то он идентичен узорам

сырмака, только более крупный и чаще всего - черно-белый.

Если в  областях бассейна р. Сыр-Дарьи и к северу от него до границ Казахстана ткут от мелких полос до больших ковров, изумительных по красоте, то в Семиречье ткачество ограничивается производством алаши и более мелких вещей. (134)    Все сказанное свидетельствует о том, что культура казахов Жетысу является составной частью общеказахской культуры. Этнокультурные традиции казахов Жетысу имеют глубокие корни, они генетически связаны с культурой предшествующих эпох. Эти давние традиции были бережно сохранены и приумножены народом.


Информация о работе Этнокультурная история Алматы