Этнокультурная история Алматы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат

Описание

История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЛМАТЫ.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

     Характеризуя пословицы, поговорки  и загадки казахов Старшего  Жуза, можно привести слова исследователя:  'Всякий порядочный бий и султан помешан на пословицах и в разговоре с кайсаком старается пересыпать ими почти всякую фразу. Это рекомендует у них человека умного, дельного и совсем  годного быть бием, судьею. У них есть: загадки (джумбак). : Вот образец загадывания верблюда: имеет голос, как азан (призывание на молитву), имеет живот, как казан (котел), урму, как тамчи (каплю),  и имеет хвост, как камчи (нагайка). 'Два близнеца ягненка, оба без костей' - грудь женщины'.Кайсак занимается иногда остротами и не из пословиц, а создает свои. У них есть свои анекдоты (кыкаят) и даже скороговорки, от частого повторения которых неопытный часто выскажет нескромную фразу, вызывающую общий смех'.(72)

     Образцы пословиц, поговорок, примет  казахов Жетысу были записаны Н.Н.Пантусовым. Многие приметы были основаны на наблюдениях над природными. 'Если каркает ворон - будет ненастье', 'Если лошади друг у друга жуют хвост - будет джут', 'Если коровы сбираются в кучу  и ревут, то между ними будет смертность'. Часть примет была основана на знаковой системе казахов: 'Воет собака, - хозяину ее опасность грозит', 'Если щекочет сорока - в доме твоем будет гость', 'Если смеешься во сне - заплачешь наяву (т.е. будет горе)', 'Если плачешь во сне, будешь смеяться наяву (т.е. будет радость)', 'Если зуд в ладони - получишь денежную прибыль'. Особенно в знаковой системе тюрков подчеркивается положительная характеристика правого. (73)

  'Если  кукование кукушки в первый  раз (весной) услышишь правым ухом, в этом году будет благополучен  твой скот и твое семейство', 'Дергает правая бровь - к радости,  левая - к печали'.(74)

Исследователи отмечали особую любовь казахов к  поэзии. 'Склонность к поэзии, особенно к импровизации, отличает все кочевые  расы.

Из всех народов  татарских, относительно поэтических  способностей, киргизы (казахи - Авт,) едва ли занимают не первое место.

:.Во всяком  случае поэзия киргиз (казахов - Авт.), как верный очерк жизни, понятий и отношений своего общества, чрезвычайно любопытна и представляет множество занимательных сторон:.(75)

       До наших дней народная память  донесла золотые строки многих  поэтов Жетысу.   

   Среди  них  поэтесса - акын Кырмызы. Акына Кабана жырау (Каблиса Асанулы, 1733-1824), считали своим учителем Суюнбай, Бактыбай Жолбарысулы, К. Жапсарбаев.  Известны его айтысы с Тумаршей и Тауманкыз, стихи 'Бэрiндагы тындандар', 'Ырыс алды - ынтымак', 'Аргымак жабы корiнер', 'Тамшыдан тенiз молайып', 'Барлы, барлы, барлы тау', ' Жер ойпаны бiлiнбес', 'Карынбай' (хисса).(76)

      Жанкиси Утемисулы (р.1772 - ныне Балхашский район А-А обл. 1849) акын, сказитель. Являлся одним из самых красноречивых ораторов своего времени. Его талант проявился с детских лет. Рано начал сочинять стихи. В 1-й пол. 19 в. акын переселился в окрестности Сырдарьи, где погиб от рук кокандских палачей. Из всех произведений наиболее широкую известность получило его стихотворение 'Обращение к кокандскому хану', в к-м он изобразил тяжелое положение казахского народа под гнетом правителя Коканда. Жанкиси разоблачил жестокость угнетателей народа и их приспешников, картины социального неравенства общества показаны им в дастане 'Сегиз сере и красавица Макпал'.

       Суюнбай Аронулы. (1815-ныне с. Каракастек Жамбылского района Алматинской области - 1898 ). Его дед Кусеп и отец Арон были известны своим поэтическим талантом и исполнитительским мастерством.

        Согласно народной традиции у  всех великих акынов были свои  духи-покровители. Таким покровителем  Джамбула считался лев, у Суюнбая им был сивый волк. По рассказам Джамбула, считавшим своим учителем Суюнбая, когда во время поэтического состязания - айтыса. Перед глазами Суюнбая являлся сивый волк, акын побеждал своего соперника.(77)

      В творчестве Суюнбая глубоко отразились история и традиции, быт и нравы казахов. Его строки посвящены жизни и деяниям Жапека Туктикуртулы (Токтыгурулы),  оно проникнуто  верой в светлое будущее народа. Поэт, по праву, считал себя защитником обездоленных. Это особенно видно в его песнях 'Четырем биям', 'Кто бы ни умер,  но торе Сок не умрет', 'Четки в твоих руках' и т.д.  В поэтическом наследии Суюнбая, важное место занимает эпическое произведение - 'Батыр Утеген', 'Батыр Сураншы',  'Батыр Саурык', где он описывает героическую борьбу казахского народа против завоевателей, создает яркие образы героев, защищающих Родину. Суюнбай знаменит своими айтысами с Катаганом, Тезек-торе,Кантарбаем, Жантаем, Таттикыз, Уазипой, и другими акынами. Творчество Суюнбая отличается эмоциональным накалом, социальной остротой, выразительностью языка. Такие акыны как Джамбул Джабаев, Майкот,  Кенен Азербаев, Умбетали. Бармак и др. считали себя учениками Суюнбая, развивали лучшие традиции его школы, черпая вдохновение в его наследии. Джамбул говорил: 'Слова не вымолвлю без молитвы моему кумиру Суюнбаю'. М.О.Ауэзов назвал его. 'золотой опорой поэтов Жетису.'.(78)

      Говоря о культуре казахов  Старшего Жуза, нельзя не сказать и о особенностях их жилища.

    Юрты  казахов прошли долгий путь  развития. В средневековье в степи  были жилища, поставленные на  телеги. Ибн-Батута, оставил описание такого жилища. Сохранилось оно и в казахском эпосе 'Кыз-Жибек':

       На колесах - крытый дом,  Дверь  с окошком в доме том.  На застежках дверь:' (79)

 

     Восхищался юртами на колесах  еще Рузбихан. 'Дома их:.построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобные небесной сфере'. 'Дома их, сделанные из белого тополя, очень крепкие:.Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные из казахов. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек:сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и многие верблюды тянут их:а также со всех сторон имеют окошки и форточки'.(80)

        Но эти дома-повозки, известные  в степи с древних времен, практически  перестали употребляться. В основном  в описываемое время жители  степей пользовались юртами.

        Казахи по праву гордятся своим  жильем. По достоинству оценили  жилище номадов и люди, познакомившиеся  с ним. Фазлаллах бен Рузбехан Исфагани, сопровождавший Шейбани-хана в одном из походов в казахскую степь в 1509 г. писал : ' они (юрты - Авт.) сделаны из дерева и разрисованных досок, сверху покрытых войлоком, тоже разукрашенным цветными узорами. Все юрты сверкали богатством убранства и украшений; большой величиной и вместительностью отличались юрты знатных казахов; в каждой юрте может размещаться не менее двадцати человек:; у простых казахов юрты бывают тоже с украшениями, хотя они и меньших размеров.(81)

      Юрта казахов была максимально  приспособлена к кочевому быту. Она может поместиться на одном  верблюде. Юрта состоит из тонких  решеток и палок и нескольких  войлоков. Первые служат ей основанием (остовом), вторыми она закидывается  от дождя и мороза.

Деревянная  часть юрты состоит из трех частей: кереге (решетка), уыков (стрелок) и шанырака (круг). Нижняя часть, или кереге, есть решетка, слегка скрепленная в перекрестках ремнями так, что удобно складывается, когда нужно везти юрту, и, раздвигается, когда юрту ставят. Окружность юрты состоит от двух до восьми решеток, связанных вместе и называемых канат.

Ууки, или выгнутые стрелы, составляют свод юрты, нижние концы их привязываются к кереге, а верхние, заостренные, запускаются в дыры, пробитые на боку чангарака, составляющего самый венец юрты.

Шанырак служит в юрте отверстием для прохода дыма и света.

      В Семиречье, как и вообще  в Старшем Жузе, богатые казахи юрту украшали шелковыми ташкентскими материями; такие юрты как правило изготовлялись в приданое дочери и называются утау. Средняя цена юрты такого достоинства составляла от 200 до 400 баранов. Белая кошма, употребленная на юрту, предпочиталась другому цвету.

   Деревянные  части юрты красились пережженною  охрою (джума). В бури юрта под шанырак подпиралась изнутри баканом.

    Супружеское  ложе в юрте помещается от  входа или направо или прямо  против дверей; все богатства  и имущество помещаются в коврах  и сундуках по правую сторону  кровати и при посещении любимым  гостем накрывались большим шелковым  ковром. Почетное место, где усаживают  почетных гостей, находилось  около  изголовья постели.

Саба с кумысом и вычурным  писпеком,  (палкой, употребляемой для взбивания кумыса), ставилась немного поодаль, в ногах кровати. Домашняя утварь находилась направо от входа и загораживалась отдельным чием. Оружие вешалось над постелью. На шаныраке, особенно осенью, вешали коптящуюся конину, баранину, казы, новые турсуки под кумыс, подойники, шкуры под айран и пузыри под масло.(82)

   Названия  предметов интерьера юрты казахов  Семиречья имеет некоторые отличия.  Если в Семиречье покрывало  постели называют тосек жапкыш, то, на востоке Казахстана - тосек жабу - укрытие постели или тосектын алды - фасад постели, если на покрывале орнаментируется только ниспадающая его часть.(83)

 

      Как признают сейчас многие  ученые, жилище человека являлось  как бы моделью мироздания. Понимание  жилища как антропоморфной модели  Космоса мы находим у казахов.  Каркас юрты именуется уйдин суйеги -'скелет', 'костяк юрты', задняя его часть -аркасы 'спина', боковые решетки -жанбас 'таз', 'тазовые кости'. Антропоморфные черты прослеживаются и в названиях отдельных деталей остова юрты: центр ее называется киндик (пуповина), место сгиба купольных реек уык -уыктын иыгы 'плечо', основание уыка -карын 'брюхо', гнездо купольного круга, в которые вставляются купольные рейки -коз 'глаз' и т.д.(84)

     К сказанному следует добавить, что обычная юрта составлялась  из 6 или 12 кереге (Кобланды с.376), что кратно количеству ребер.

Соотношение частей юрты с телом обнаруживается и у других тюркоязычных народов.

А. Кунанбаева и Н. Шаханова, рассматривают юрту как соединение мужского и женского начал и их животворной плодоносящей сущности. Это видно из того, что вся работа по установке юрты подразделяется на мужскую и женскую. Так, поднятие и установка шанырака с помощью бакана -мужская функция, и не только потому что она требует физических затрат. Шанырак -место хранения детского последа малодетными женщинами, в то время как многодетные хранят его под порогом. К шаныраку новой юрты подвешивают платки с деньгами, которые раздают женщинам. После завершения сборки каркаса к шаныраку привязывают качели на которых раскачивают детей ( мальчик -девочка ).

        Шест-бакан используется в обрядах  родильного цикла.По-видимому, можно предположить мифологическое соотнесение шанырака с женским, а бакана с мужским началом. Процесс установки юрты отождествляется вероятно с процессом соединения этих начал, созидания, начала новой жизни (85)

Юрта в  целом соотносится, таким образом, с телом первочеловека, соединяющего в себе все элементы Космоса.

Особо следует  сказать о некоторых деталях  юрты, с которыми связаны различные  представления. В первую очередь  это шанырак. Его сакральность исходит из противопоставления верхнего и нижнего миров. Это представление присутствует в организации вертикальной структуры жилища. Крыша юрты соотносилась с небесной сферой. Дымовое отверстие служило дверью в запредельное пространство. Сквозь него, согласно легендам улетали шаманы, спасаясь от смерти. Во время камлания, по березе установленной в юрте и торчащей сквозь дымник, шаман как по лестнице поднимался в Верхний мир (86)

     В этот мир казахский шаман  (баксы) мог попасть через вертикальный  купольный круг юрты -шанырак. В культуре степных народов, шанырак имеет высокий семиотический статус. Он, как и осетинское колесо Балсага, является символом Солнца. В ритуалах колесо выступает в паре с Мировым деревом, в вершине которого оно помещается. В курчумской композиции, к примеру рядом с конями изображен круг -колесо с шестью спицами. Аналогичные представления мы находим в культуре индо-арийских народов. (87)

Этот факт не случаен, поскольку индо-арии сыграли важную роль и в этногенезе казахов.

У казахов, шанырак выступает в паре с баканом -символом оси мира. Шанырак устанавливается при помощи бакана. Он выполняет роль дымохода вечером и источника света днем. Четыре луча его крестовины, ориентировались при установке юрты по сторонам света для более точного определения положения звезд. Шаныраку в народе придается особое значение и символика солярного характера. Он богато декорируется резьбой, инкрустируется костью и серебром, но чаще используются красители и всегда красного цвета, символизирующие цвет и значение огня, солнца и жизни(88)

       Юрта казахов, как и жилище  других народов, является не  только моделью Космоса, но  и одновременно  моделью общества. Так, левая половина юрты, всегда  соотносилась с понятием 'женский', а правая с понятием 'мужской'. На левой половине хранилась различная кухонная утварь; на правой - оружие, конская упряжь.

Западные  путешественники, описывая юрту, правой стороной называли находящуюся справа от входа, левой, соответственно - слева. В то время, как монголы (89)  и  тюрки называли левой находящуюся  справа , правой - слева от входа. То есть точкой отсчета служило почетное место, находящееся напротив входа в юрту. Кроме того, у всех тюркоязычных народов, жилое пространство разделенное по признаку "правый/левый" дополнялось значениями "мужской/ женский", "верхний/нижний", "южный/северный","положительный/ отрицательный".

Информация о работе Этнокультурная история Алматы