Этнокультурная история Алматы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат

Описание

История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЛМАТЫ.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

        Тамговый знак был и у племени дулат. Он представляет собой кружок - О

Каждый род, племя казахов имели свои ураны, боевые кличи.       Племенным  ураном дулатов был клич Бахтияр; родовые же кличи представляли собой названия родов. Как одно из крупных и древних племен дулаты вошли в состав других тюркских народов - туркмен , каракалпаков,  узбеков, киргизов.(36)    Следующим по численности идет племя жалаир.Одним из первых о племени жалаир упоминает Рашид-эд-Дин. (37)

     Как показал  Ю.А.Зуев термин  жалаир (йалаир) является монгольским вариантом названия 'царского' племени Второго уйгурского каганата Йаглакар - йала'эр (38)      В сведениях ибн-Арабшаха, относящихся к XV в. указывается, что в числе четырех главных родов, поселенных в Мавераннахре, были и жалаиры (39)  К более позднему времени появляются, данные о родовом составе жалаиров. Время появления жалаиров в Семиречье и Средней Азии относится, как считают В.В.Востров и М.С.Муканов к XII - ХШ вв.(40)

      .В XV в. часть жалаиров находилась на территории Мавераннахра, другая часть - в Моголистане, где вошла в состав Казахского ханства.

        Жалаиры в основном располагались в Семиречье в предгорной зоне Джунгарского Алатау, Алтынэмеля и Малайсары, междуречье Или и Каратала, Прибалхашских песках, горах Архарлы. Часть жалаиров размещалась по левому берегу Или, до предгорий Заилийского Алатау,на правом берегу среднего течения реки Чу.  Жалаиры кочевали смешанно с сары-уйсунами и сргели.(41)

  Они сыграли  большую роль в этногенезе  не только казахского, но и  узбекского и других среднеазиатских  народов.

 В материалах  содержащиеся в русских источниках, относящихся к началу XIX в. указывается,  что род жалаир 'разделяется' на 12 'волостей'. (42)

     Разделение народа на 12 родов  лежит в основе мировоззрения  тюрков, их представлений об обществе  и Вселенной. 

       М. Тынышпаев называет в качестве главных подразделений жалаиров группы Чуманак и Сырманак.

Тамгой племени  жалаир был знак:   - тарак. Уран племени , Бахтияр и Коблан  Ураном жалаиров был Коблан.(43)

Не менее  интересно происхождение племен албан и суан.По родословным, приводимым Ч. Ч. Валихановым,  у Байдебека  был сын Джоркчи, у которого имелось в свою очередь, три сына - Дулат, Албан и Суван (Суан). (44)

      Эти племена  обитали  на  территории Семиречья с древних  времен. Суаны, локализуются в основном в предгорьях Алтынэмеля и юго-восточных склонов Джунгарского Алатау, по правобережью Или от котктерека на западе до Хоргоса на востоке.

    Албаны были широко расселены в Семиречье в предгорной полосе юго-восточных склонов Алтынэмельского хребта и северных склонов Заилийского Алатау и по речным долинам Или и ее многочисленных притоков от Текеса до Чарына на востоке. (45)

    Подтверждением  генеалогической легенды о родстве  племен суан и албан с дулатами служит и сопоставление их тамгТамговый знак албанов < > 

 Тамговый знак суанов  - О - абак. В свою очередь тамги албан и суан очень близки к общедулатовской тамге О, так как и у того и другого племени за основу взят : кружок.(46)

     Очень любопытно происхождение  самого слова 'албан'. В. Я. Владимирцев говорил, что слово 'алба[н]' по-монгольски означает 'служба', 'повинность', а производное от него 'аббату' - 'обязанный службой', 'повинностью''.(47) Подразделениями албанов являются кызыл борик, коныр борик, айтбозим, сегиз сары, курман, алжан, кыстык.(48) Как и большинство родов и племен Старшего жуза, албаны приняли участие в этногенезе каракалпакского народа, киргизов, узбеков Уран племени албан - Раимбек. Райымбек (1730-1814 гг.), известный батыр выходец из рода альжан, племени албан. Имя батыра после его смерти стало ураном всех албанов.(49)    По данным С. Ешмухамбетова  уран суанов - Бай суан. Тамга суанов - О    (50)       Определяя границы кочевок албанов, Ч.Ч.Валиханов писал:Заилийский край занят двумя главными родами Большой орды: албанами и дулатами с частью чапраштов, никогда отсюда не выходивших на правый берег Или. На востоке в Илийскую долину иногда выходят дикокаменные киргизы из рода бугу, родовые кочевья которых находятся на юго-восточной стороне Иссык-Куля, а на западе - из родов суеты и сарыбагыщ, чьи кочевья находятся также на юго-западном берегу того же озера ' и в окрестностях Пишпека (укрепления, находящегося за Чул принадлежащего ташкентцам) . Западная граница кочевьев албанов есть р. Турген; они кочуют даже и в китайских владениях, платя последним ничтожную дань.(51)

    Племя  ысты, вернее род этого племени тлик, упоминается еще Фахретдином Мубарякшахом в его 'Истории' в числе массы других племен, обитавших на территории современного Казахстана, Это сообщение относится к ХШ в.  (52) Ысты преимущественно были сосредоточены в Семиречье в низовьях Или и ее притоков, вблизи Балхаша, а также по среднему течению Или вплоть до предгорий Заилийского Алатау по левому берегу Чу, на северных и юго-восточных склонах Каратауских гор, по правому берегу Таласа. (53)Племенная тамга ысты представляет собой значок ! (косеу) '.Племенными и родовыми уранами,  является клич Жаутар. Весьма любопытно сопоставление,тамги племени ысты с тамгой племени канглы; они совершенно одинаковы - l (косеу), что может свидетельствовать об их общих истоках.(54). Что касается племени шапрашты,   необходимо отметить, что в списке племен, приводимом М. Кашгарским, упоминаются чигил и чумул, которые можно отождествить с родом чибыл или емыл племени шапрашты, а кай - с родом икей этого же племени.

По родословной  Старшего жуза шапрашты находится от уйсуня в третьем колене, албан - в пятом. Не исключено родство чапрашты и с дулатами. В самом деле, сопоставление тамги шапраштинцев с тамгой дулатов, в частности с родом чмыр, свидетельствует, что они совершенно одинаковы.(55)  М.Тынышпаев приводит названия следующих подразделений шапрашты - Айкым, Чыбыл, Асиль, Иекей, Емыль, Торе-тукум.(56) Часть родов шапрашты кочевала в Заилийском крае. Главным образом они находились по речным долинам Или и ее правобережных притоков, по правому берегу р.Чу и в предгорных районах Заилийского Алатау. (57)   Тынышпаев М. и Кудайберды-улы, не приводят тамги шапрашты, но она встречается в монографии В. В. Вострова и М.С.Муканова, и имеет форму - треугольника - тумар. Авторы замечают ее сходство с тамгой ошакты.(58)  Ее называют 'айтумар', уран шапрашты - Карасай. (59)Кочевья ошакты располагались за пределами Семиречья - ближе к Сырдарье, главным образом в низовьях Таласа, на юго-восточных склонах Каратау и в близлежащих речных долинах. (60 Таким образом, их локализация не позволяет нам подробней остановиться на безусловно интересной истории этого древнего подразделения Старшего жуза. Сказанное относится и к племени сргели, которое в основном локализовалось по среднему течению левого берега р. Чу, в низовьях Таласа, предгорной полосе Каратау, и к шанышклы, основные места кочевий которых, располагались в Каратау и по р. Талас.В восточной части Семиречья проживали представители Среднего жуза казахов - найманы и кереи.

             Найманы были представлены родами каракерей, садыр, тортуул, матай. Среди родов каракерей и тортуул кочевали представители племени керей Среднего жуза.

        Тамга найманов -           'Шомiш', 'Муйiз', уран - Каптагай, Кабанбай.

         Тамга кереев -               'Ашамай', 'Абак', уран - Ошакбай. (61)

         Анализ родословных казахских  племен Старшего жуза позволяет прийти к заключению, что в основе многих из них лежат те же этнические элементы, что и у узбекских, каракалпакских, киргизских и туркменских племен. Факт этот свидетельствует с одной стороны о том, что эти племена, вошедшие в состав различных этносов Центральной Азии, имеют местное происхождение и очень древнюю историю. С другой стороны, взаимодействие с различными народами Центральной Азии не могло не привести к образованию диалектических особенностей в языке племен Старшего жуза вообще и казахов Семиречья в частности.  Некоторые лингвисты выделяют южный диалект казахского языка. В него  они включают язык уйсунского, канглийского, дулатского и жалаирского племенных союзов, с глубокой древности живущих в Алматинской, Талды-Курганской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кзыл-Ординской областях.

   По  их мнению, у современного южного  диалекта, и у его основных  носителей - дулатов немало таких слов и грамматических форм, которые одновременно присущи древнетюркским языкам.

     Также они считают, что одновременно  с этим на формирование особенностей  южного диалекта повлияло кокандское владычество в южном Казахстане.(62)

    Конечно,  на развитие языка на территории  Семиречья влияли различные факторы,  которые и сформировали его  особенности. Лингвист С.Аманжолов даже пришел к выводу, что 'язык казахов г. Алматы и его окрестностей представляет собой нечто противоположное языку казахов северо-восточных областей' представляется несколько категоричным'. (63. Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. с.212

       Существует и другое мнение, что  характерной особенностью казахского  языка является отсутствие диалектов,  в отличие от языков близкородственных  тюркоязычных народов. Причиной этого является номадизм, - вся Степь была в активном движении и общении. Не было объективных условий для замкнутого, изолированного существования - и потому на всей огромной территории от Иртыша до Волги существовали единые языковые нормы. 

   Действительно,  выдающийся ученый В.В.Радлов  заметил ':мы должны констатировать, что в настоящее время и в языковом, и в социально-политическом отношении казахи представляются настолько как бы сплавившимся в одно нераздельное и прочное целое, что мы вправе их называть особым народом, так как им в высшей степени присуще чувство национального единства и крепкой взаимной спайки'.(65-66)

       В то же время, огромная территория, занимаемая казахами, предопределяла  тот фактор, что они активно  взаимодействовали с различными  народами, прежде всего тюрко- и ираноязычными.  Последние, являлись древними насельниками центральноазиатского региона.

    Тюркоязычные народы, заселившие Среднюю Азию, не только оказывали воздействие на язык и условия быта местного населения, но и сами начали воспринимать отдельные элементы его языка и культуры. Таким образом, нельзя утверждать, что в тюркских языках, в том числе и казахском (особенно в речи племени канглы), отсутствуют элементы древних иранских языков - согдийского, сакского, хорезмского, распространенных на данной территории в начале нашей эры. В частности, в словарный состав казахского языка вошли такие лексемы как апта (хапта, совр. тадж. хафт 'семь'), тан (совр.тадж. тан 'тело'), шах (совр. тадж. шох 'царь').В первой половине XV в. Средняя Азия была завоевана арабами, принесшими ислам. Это приводит к тому, что с VIII века на языки народов Средней Азии все большее влияние начал оказывать арабский язык. 

       Вывод о том, что у казахов,  несмотря на то, что они занимали  огромную территорию, практически  нет диалектных отличий, поддерживается  многими исследователями, в том  числе и в Х1Х веке..

    'Кайсаки разных орд не разнятся в языке. Однако ж у кайсаков Большой орды язык имеет небольшие отличия, заимствованные под влиянием языка ташкентского (джагатайского), когда орда эта некоторое время кочевала в ташкентских и кокандских владениях. Это особенно заметно у султанов - потомков Аблай-хана, которые, без сомнения, имели более столкновения с ташкентцами и старались поневоле подражать им. '(68)

    В  данном случае, речь тоже не  идет о диалектных отличиях. Мы  можем только констатировать  разный уровень грамотности, вызванный  социальным происхождением носителей  языка. 

    Исследователи  обратили внимание и на образность  языка казахов Старшего жуза: 'Кайсацкий язык, следуя общему направлению восточных языков, вообще не лишен своих красот, срывающихся иногда с языка не только красноречивого и цивилизованного султана, но и обыкновенного кайсака, я сам слышал, как один простой кайсак выразился об одном образумившемся шалуне: 'Душа его отыскала, светлое окно и смотрит в него [как] на ясный день'. Он выразил состоянием картины спокойствие души'.(69)

   Возможно говорить и о том, что в разных жузах могли существовать локальные варианты сказок, преданий, легенд и т.п. Так, у казахов Старшего жуза особым почитанием пользовалось имя Раимбека-батыра, одного из руководителей и организаторов борьбы с джунгарами. Его имя стало ураном ряда подразделений жуза.

      В Жетысу существует место, называющееся Ойран тюбе. Это небольшие холмы, на которых, согласно легенде, сражался Раймбек и одержал победу в жесточайшей битве (отсюда и название ойран). Согласно другой легенде, после одного из жарких сражений Раймбек вернулся в ущелье, чтобы напиться воды. Но ее нигде не было. Видя это, Раймбек поднял руки к небу и произнес: 'О аллах! Если ты дал мне правду жизни, то дай мне воды!' После таких слов он воткнул свою саблю в землю, откуда тотчас же забил фонтан воды. С тех пор это место называлось Раймбектин булаги и считалось святым источником, к которому приезжали люди.

 По легенде,  знаменитый казахский 'философ'  Асан-Кайгы, побывав в этих местах, сказал: 'В горах Баянжурек никогда не бывать джуту', 'если бы на берегу Биень (Буйен) паслись бы шесть лет лошади, то родились бы тулпары' (мифический или эпический крылатый конь).(70)

 В устном  народном творчестве до нас  дошли имена многих выдающихся  сыновей Жетысу -  биев  Аркабая Отегулулы (1699-1781), Тайбагара Турланулы (1827-1881 гг.),  бия, шешена, полководца Ескелди, врачевателя, астролога и баксы Кунанбая Элмерекулы, целителей Куртка Султанкожаулы (1770-1906), Куттыбая Байетулы (Каратэуiп),  Отейбойдака Тiлекабылулы (1388-1478 гг.), батыров Карасая, Отегена Отегулулы, Сураншы (1815-1864 гг),Тазабека Пусырманулы, Текебая (1725-1802 гг.). Именем батыра Малайсары, родом из племени аргын, боровшегося в Жетысу  против джунгаров названа гора в Семиречье. (71)

Информация о работе Этнокультурная история Алматы