Этнокультурная история Алматы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат

Описание

История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЛМАТЫ.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

         Наибольшим семиотическим статусом  в юрте обладал торь, - наименьшим - порог (дверь). Дверь и торь образуют линию бинарной противоположности, где торь - место противоположное входу, является максимально сакрализованной точкой жилища. Это место предназначалось для самых старших, почетных гостей и хозяев дома. Иначе говоря, торь находясь в горизонтальной структуре пространства юрты, в то же время соотносился с верхней зоной мироздания, являя собой противоположность входу. Последний являлся границей освоенного пространства, линией за которой находился иной мир. И не случайно, что эти представления тюрко-монголов о пороге связывались с рядом примет. Нельзя было сидеть на пороге или спотыкаться об него. Споткнувшийся, должен был вернуться и положить кусок арчила или ветку в очаг, иначе достаток мог уйти из дома. (90)

Наряду с  кипчакским в Семиречье сохранился еще один тип юрты с характерным коническим сводом, видимо более древний по своему происхождению.

       Об этом типе юрты также  писал Ч.Ч.Валиханов: 'Есть еще  третий род юрты, которая называется  калмак-юй (калмыцкий дом). По значению названия уже видно, что этот дом перешел от калмыков-торгоутов. Этот калмак-юй, или иначе торгоут-юй, от кайсацкой юрты отличается только тем, что ууки его длиннее и менее выгнуты, чангарак в диаметре не более пяти четвертей, и вообще эта юрта имеет более коническую форму. У киргиз-кайсаков существует еще другая юрта, называется кос (кош), или джулум-уй. Она употребляется у них для табунщиков лошадей или во время походов и в этих случаях для перевозки вьючится на лошадей    Был у казахов Семиречья (в долине р.Или) еще один вид жилища - шалаш курке, состоявший из четырех жердей покрытых войлоком.(92)

              Эти виды жилья использовались  при перекочевках в теплое  время года. В этот период года, в частности летом, скот выпасали  на джайляу, которые в ряде районов Семиречья располагались в горах, но примыкали непосредственно к зимним пастбищам кстау. (93)

           Здесь, в холодное время года  использовались уже не переносные  жилища, а стационарные строения. В предгорной полосе зимние  пастбищ располагались на равнине,  иногда в 200-300 км. От гор, преимущественно  в низовьях рек, вблизи озер, речных долинах. У подразделения  албан, лучшей зимовкой считались горы Торайгыр. Археологи зафиксировали там более 60 зимовок-поселений.

Характерной особенностью зимнего периода для  казахов являлось стационарное пребывание на одном месте в течение всей зимы. Летом здесь выполняли необходимые  работы: строили сараи, ремонтировали  жилища, заготовляли сено, дрова  и выращивали хлеб. Зимовки передавались по наследству от общины к общине, от человека к человеку.

    Зимовки-  поселения   в   Семиречье   известны   со   времен  саков   и  усуней.(94)

    О  зимовках  казахов Касим-хана говорится к примеру в 'Тарихи-Рашиди' 

Мухаммеда Хайдара. (95)

     О казахских зимовках писали  и русские источники. Археологами  в  Семиречье было   найдено  и  зафиксировано  более  полторы  сотни  зимовок-поселений  и  более 400  жилищ. Все найденные  зимники   находились   в   глубине   горных   ущелий,  хорошо  защищенных   от  ветра,  или  же  на   берегу Чу, Или и других рек, а также в Прибалхашье.

    В  каждом ущелье размещались по 3-5 хозяйств, в каждом хозяйстве  - одно- или двухкамерные жилища  и сараи. Строительным материалом  служили почти необработанные  камни. 

     Обследование зимовок-поселений  и жилищ на горе Баянжурек и Каракунгей Жунгарского Алатау показало, что они имеют свои специфические особенности и в строении, и в интерьере. Особенно своеобразна была отопительная система. Зимовки-поселения располагались в глубине ущелья и хорошо защищались от ветра.

 

Таким образом, рассмотрение зимовок из разных уголков  Семиреченской области позволяет прийти к следующим выводам:

Во-первых, зимовки  и жилища, в этом регионе обладают большим разнообразием в планировке и технике строения. Здесь встречаются  как одно-, так и двух- трехкамерные жилища.

Во-вторых, в  районе Капала в зимовках-поселениях  в  обязательном порядке   юртообразные   жилища устраивались вместе с четырехугольной комнатой, меж­ду ними проходил небольшой коридор, так называемый дэл1з. В другом регионе (горы Торайгыр, Бугуты, Сарытау),   юртообразные жилища встречаются как отдельные строения.

В-третьих, существенные отличия имеются в отопительной системе. На зимовках-поселениях, найденных  в районе Капала, в жилищах встречаются каны-лежанки, причем не в одном месте, а в каждом ущелье, где построены зимние стационарные жилища. Виды канов очень разнообразны: двухканальные, г-образные, двухъярусные каны.

В-четвертых, приведенные особенности зимовок-поселений  по одному только Семиреченскому региону указывают на своеобразие строительного материала и интерьера жилищ. Именно этот факт опровергает мнение о том, что казахи не знали и не строили стационарных жилищ. По данным археологов, на всей территории Казахстана с древнейших времен существовали зимовки-поселения, значит, жившие здесь племена вели полуоседлый образ жизни. В исторической науке утвердилось мнение, что так называемые 'чистые кочевники' не существовали, с древнейших времен кочевые племена имели связи с соседними народами. Именно существование городов и сельских поселений на территории Южного и Юго-Восточного Казахстана способствовало началу процесса оседания части казахов, а часть населения вела полуоседлый образ жизни. Обнаруженные каны-лежанки являются еще одним доказательством связей казахов с населением Восточного Туркестана. (96)

      Древней формой жилищ, встречающейся  в Семиречье, как и в других  районах были землянки. Иногда это были ямы, выкопанные в рост человека с двускатной или плоской кровлей. Чаще встречались землянки глубиной не более 1-1,5 м. с надстроенными над землей невысокими стенами из дерна, кирпича, камня и других строительных материалов (казба уй, жер кепе, жер толе, жер уй).(97)

     У казахов существовал еще  один тип стационарных строений. Но служили они не живым,  а умершим. Связано это было  с психологией номада, - жизнь  - это движение, поэтому и жилище  не должно сдерживать человека.  Неподвижный дом должен быть  только у тех, кто навсегда  потерял способность передвигаться.  Ч.Ч. Валиханов оставил подробное  описание погребальных сооружений (молов) казахов Старшего жуза.

Не менее  примечателен материал, из которого строятся молы, за исключением тех, которые  выстроены чалаказаками (выходцами ташкентскими). В кайсацкой моле и около нее выражается весь вкус кайсака, его искусство в архитектуре, его резьба и живопись.

/ Новые могилы  имеют две главные формы: одиночную и курганообразную, при последнем условии могила представляет небольшой ташкентского типа курган, т. е. укрепление с небольшими дверьми на запад, укрепленными наружным траверзом.

Вообще могила эта составляет квадрат:. некоторые  из них так обширны, что в них  может укрыться от нападения человек  до ста. :Эта форма более других нравится кайсаку, потому что громадность у него - первое условие величия предмета, и могилы таких форм поэтому устраиваются над прахом важных и богатых киргиз-кайсаков. :

Самая большая  могила, какую я встречал в Большой  орде в этом роде, построена для  Кулан-хана на р. Талгар по кашгарской караванной дороге. Эта могила состоит из двух частей: ограды и самой гробницы. Ограда имеет вид кургана с башенками на углах и с простым украшением над дверьми. Гробница стоит внутри ограды и имеет вид купола на кубическом пьедестале. Эта могила так обширна, что в ней могла бы поместиться вся ханская фамилия.

 

Менее важные могилы делаются сплошной массою в  виде конусов, четырехгранных пирамид  и иногда сверху приделывается какой-нибудь отросток, или пирамида устраивается с уступами, которые украшаются ломаною  линией; словом, виды этих могил неисчислимы:..

Кайсацкий кирпич отличается прочностью глины и неровною отделкою; он очень тонок и различной  формы, судя по потребности: для круглых [сооружений] - округленный, для пирамид - квадратный и прямоугольный.(98) Ч.Ч.Валиханов оставил очень красочное описание двух погребальных сооружений:

На кубических основаниях обеих поставлены полушары гoтической формы; внутри полушара пустота и с боков отверстия: два больших при основании, одно вместо окна - небольшое; чтоб подняться к куполу, с одной стороны сделаны ступени. С южной же стороны отгорожено отдельное место невысокою стеною, примыкающей к главному строению. Оно, верно, назначено для родных этих батыров, которые погребутся с ними вместе.

Кубическое  же основание могилы Байгазы имеет внутри пустоту, и могила, обнесенная глиняною стеною вокруг памятника, обсажена таловым лесом, приятно зеленеющим на безлесной долине. В куполы обеих воткнуты короткие копья с пучками конских волос.

Могилы всегда устраиваются на возвышенных местах, караванных или кочевых дорогах  и около речки или озера. (99)

      Погребальные сооружения - жилища  мертвых, так же как и жилища  живых  являются моделью мира, Космоса. Ученые считают, что  древние люди чаще всего представляли  себе мир в виде человека ( голова - небо, тело - земля и ноги- подземный мир), Дерева, Горы.

      Казахи Старшего жуза, жители южного Казахстана, района в котором вознесли ввысь свои пики 'Небесные горы', Алатау. Недаром древние китайцы называли Усунь 'Страной Неба'. Неудивительно и то, что у казахов наряду с антропоморфной моделью мира, существовало представление, что Космос подобен Мировой горе.

       Мировая гора находится в центре  мира. Еще древние индоарии, проживавшие в степях Казахстана, считали, что в центре мира возвышаются священные горы - Меру. Недаром и казахи, воспринявшие не только кровь, но и культуру древних ариев и тюрков,  называли эти горы Ала-тау, 'пестрые горы'. Понятие 'пестрый' означало 'центральный'.

У казахов  Мировое дерево - Байтерек, растет на Первозданном Кок-Тюбе (Синяя небесная священная Гора). (100)

       Древние саки на кулахе "Золотого человека" изобразили горы с растущими на вершинах деревьями. И сам "Золотой человек" возможно был живым символом Горы. Напротив кургана, где он был похоронен, возвышается пятитысячник - пик Талгарский.  (101)

И сами курганы, по-видимому, были репликами Мировой  Горы. Они, как и башни, пирамиды и  т.д., изоморфны друг другу и изофункциональны в том смысле, что совпадают с "центром мира", местом где проходит axis Mundi, -                                                                                                           ось мира, кратчайшим образом связывающая землю и человека с центром и творцом. Центр мира - точка, в которой совершился акт творения.

     Представления о Мировых горах  - святынях рода, восходят к доисламской  традиции. Борьба ислама с древними  культами кочевников отразились  в различных рассказах и преданиях.  И тем не менее, эти культы повлияли на формирование особенностей ислама в казахских степях. Здесь ислам был связан с суфизмом, который завоевал популярность среди кочевников именно потому, что он вобрал в себя множество местных доисламских элементов. Здесь на территории обитания казахов Старшего жуза расположены святыни, связанные с суфизмом. Прежде всего, это мавзолеи Ходжа Ахмеда аль-Йасави (ХП в.) и его учителя Арстанбаба.

       Среди пережитков ранних форм  религии казахов Семиречья, исследователи  называют магию, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и т. д.     Элементы домусульманской обрядности сохранялись в ряде ритуалов, в несколько видоизмененной форме. Это можно наблюдать в похоронно-погребальной обрядности. В целом ритуал проводился по мусульманским канонам, но в нем сохранялись следы предшествующей религии. Это прежде всего обряд выкупа грехов умершего - пiдия (дэуiр, ыскат). Человек, желавший взять на себя грехи умершего (пiдияши), получал зерно, скот и др.  Перед выносом тела умершего соблюдался обряд киiм улестiру (раздача одежды покойного). Головной убор, обувь, халат, но ни в коем случае не штаны, раздают прежде всего обмывальщикам трупа. Участники похорон уважаемого, заслуженного человека стремились получить любыми способами, что-нибудь из одежды. Интересен обряд раздачи вещей, отрезов ткани представителям различных родов, называемый ата жолы (атасынын киiтi). Обряд предполагал вручение представителям 12 или 13 (жалаиры) родов по одному халату

    Традиционные  похороны исключали открывание  лица покойного. На похоронах  пожилых людей бытовал традиционный  ритуал шашу- обсыпания покойного монетами, баурсаками в момент выноса его со двора. Присутсвующие стремились быстрее подобрать шашу, поскольку хотели получить от покойного, дожившего до преклонных лет эту благодать. При возвращении с кладбища,  оставшуюся без хозяина-мужчины юрту били. У казахов Семиречья сохранялась традиционная система поминок - в день похорон, на третий, седьмой, сороковой дни и ас - в годовщину смерти. (102)

      Многие элементы доисламских  верований сохранились и в  других обрядах жизненного цикла  - родильном и свадебном. Их  структура совпадала со структурой  похоронно-поминального ритуала.  Это было связано с тем, что  все они в своей основе являлись  обрядами перехода (инициация), перехода  в иной мир, иной статус.  Поэтому не удивительно, что  во всех этих, наиболее важных  в жизни человека ритуалах, основными  были элементы, связанные с пожеланием  человеку благополучия в том  мире, куда он приходит, в котором  ему предстоит жить. 

Информация о работе Этнокультурная история Алматы