Этнокультурная история Алматы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат

Описание

История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.

Работа состоит из  1 файл

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЛМАТЫ.docx

— 79.34 Кб (Скачать документ)

       Важную роль в жизни общества  играли баксы. Они сохраняли это значение, несмотря на господство новых, исламских традиций.(103)

      У казахов Старшего жуза, также как и у всех казахов, существуют поверья, связанные с патронами-покровителями животных. Есть также и легенды, связанные и с самими животными. Согласно одной из них,  по завещанию известного казахского батыра ХУП в. , выходца из рода альжан, племени албан Райымбека, его тело было навьючено на белого верблюда и похоронено там, где этот верблюд остановился и лег. На этот месте был воздвигнут мавзолей. Он почитается как могила святого, а имя батыра после его смерти стало ураном всех албанов.(104)

      Основой кочевого хозяйства являлся  мелкий рогатый скот, прежде всего  овцы, отличавшиеся наивысшей продуктивностью  и адаптированностью к условиям среды обитания. Разводили главным образом грубошерстных овец мясо-сального направления, которые отличались ранним созреванием и относительно быстрым циклом размножения, высокой мясной продуктивностью (20-25 кг.). В течение лактационного периода одна овцематка дает 4-5 ведер молока. С овцы настригали также 2-2,5 кг. шерсти. Паллас П.С. сообщал, что казахские 'овцы очень велики:Они  ростом выше родившегося теленка и так толсты, что старые, в хорошее время года, весом бывают по четыре и по пяти пудов'.

        Верблюды, отличавшиеся исключительной  приспособленностью к условиям  засушливого и безводного климата  не были столь распространены  в Семиречье, как к примеру, в Западном Казахстане.

        Крупный рогатый скот обладал  большой мясо-молочной продуктивностью (150-200 кг. мяса с однной взрослой особи, 45-60 ведер молока в среднем с каждой корорвы). Он использовался в качестве транспортного средства и тягла в бедняцких хозяйствах. Но разведение крупного рогатого скота номадами осложнялось слабой приспособленностью его к условиям кочевого хозяйства. Он требовал стойлового содержания, не был приспособлен к тебеневке.

         Удельный вес лошадей в различных  районах Семиречья составлял  10,1 -11%, крупного рогатого скота  - 5,9-8%,  верблюдов  0.3 -1.6%, овец 70,3-73,2%, коз - 7,5 -11,2 %.(105)

         Казахи и их предки, по крупицам  веками собирали знания о привычках  разводимого ими скота, его  болезнях. В леченях его они использовали самые различные средства.(106)

     Второе место в структуре хозяйственных  занятий казахов занимало земледелие. Письменные и археологические  источники предоставляют нам  массу сведений о наличии земледелия   в структуре хозяйственных занятий  жителей Казахстана с древнейших  времен до настоящего времени.  При этом поток сообщений о  земледелии у казахов нарастает  с рубежа ХУШ-Х1Х вв., что по-видимому, было обусловлено как климатическими изменениями, поскольку в это время заканчивается 'малая ледниковая эпоха', так и увеличением 'очевидцев' казахского земледелия, в первую очередь русских путешественников.     В Южном Казахстане и Семиречье издавна существовало поливное земледелие.

    Большого  труда и умения требовали и  оросительные системы, при помощи  которых только могло и существовать  земледелие в Южном Казахстане.

      Способы искусственного орошения  были различны. По берегам относительно  больших и многоводных речек  орошение производили при помощи  целой сети оросительных каналов.  Воду из реки отводили при  помощи большого канала ('тогана'). Из него поперечными, боковыми арыками воду подводили непосредственно к пашням.(108)

      'Каналы, несущие воду вверх,- писал  Ч.Ч.Валиханов, - проводятся исключительно  из рек или речек с весьма  высоким напором, например из  таких, которые, подобно р. Коксу  в Заилийском крае, берут начало из ледников, следовательно, с высоты многих тысяч футов. Так как подобные каналы несут воду лишь на высоту, отнюдь не превышающую,: 100 футов, то понятна возможность [устройства] горных водопроводов, в которых вода подымается напором. Подобный водопровод существует в Заилийском крае у Царского моста при Коксуйской станции, вода в него подведена из горной реки Кок-су. Из реки проведен сначала длинный канал под острым углом к руслу реки, затем под острым же углом выведен первый короткий зигзаг в гору, из первого второй и т. д., после нескольких коротких зигзагов, в которые вода устремляется мгновенно напором, опять проводится длинный горизонтальный канал, далее опять зигзаги. Места, где вода, ударяясь с силой, должна поворачивать в противоположную сторону, тщательно одеты камнем в древних сооружениях подобного рода; самые бока зигзагов также одеты камнем.(109)

      Порядки водопользования были  очень разнообразны. Почти при  всех больших арыках существовали  выборные или нанятые тоган-басы (мирабы), наблюдавшие за правильным функционированием арыков, равномерным распределением воды и очередностью полива.(110)

      В районах гор и предгорий Восточного Казахстана и Семиречья радиус кочеваний был сравнительно невелик (вертикальное кочевание с использованием в качестве летних пастбищ альпийских лугов), поэтому была возможность заниматься земледелием на естественноорошаемых землях. (

      Районы гор и предгорий были  наиболее благоприятны для земледелия. Не являлся исключением и Алатау.(112)

        Земледелие в этом регионе  было основано на иной нежели, к примеру российской экологической традиции. Оно опиралось на многовековый опыт и не нарушало хрупкого равновесия в природе. Северцев Н.А.  сравнивая эти типы земледелия, отмечал : 'А русские хозяйственные привычки, к сожалению, таковы, что требуют большой осторожности именно в земледельческой колонизации Средней Азии:обитатели Средней Азии бережливы на дары природы, стараются извлечь большие урожаи с клочков земли, берегут новь для пасбищ, как иссыкульские киргизы садят деревья в степи, разводят строевой и дровяной лес, как узбеки, и :киргизы (казахи - Авт.) же у Арыса и Чирчика ; а на Тянь-Шане, где лес есть, киргизы (казахи - Авт.) его берегут; как берегли до сближения с нами  леса и в Зауральской степи, боры Наурзум, Аманкарагай и прочие. Неужели киргизский игенчи, бедняк-земледелец, пашущий деревягнным крюком, цивилизованнее не только русского мужика, но североамериканского скваттера, не только грамотного, но сплошь да рядом изобретательного механика? Очевидно, тут дело в ином: среднеазиатское земледелие требует не расчистки, а создания пахотной земли; не палами леса или густой степной травы добывается пашня, а копаными канавами и канавками для орошения, без которых большей частью ничего не родится'.(113)

      Интересны замечания Ч.Валиханова  о способе вспашки и о культивируемых  культурах: ':.пахание производится двумя быками. В Старшем жузе сеют преимущественно просом, употребляемое киргиз-кайсаками зимою, когда они не имеют молока. Посев пшеницы китайской недавно введены здесь, но с некоторого времени киргизы, а особенно зажиточные, сеют пшеницу в достаточных размерах для своего существования.

 

Вообще хлебопашество  появилось в Большой орде со времени  Байкабыла, одного из главнейших родоначальников в роде джаныс в на начале XVII столетия. Он первый начал пахать среди киргиз-кайсаков :.По рассказам почетных и пожилых ордынцев, пшеница привезена сюда из Кашгара через дикокаменных киргизов (бурутов), знакомых с пашнею с начала XVII века.

В Большой  орде известны следующие культуры: пшеница, просо, кунак, употребляемый  осенью для закармливания //лошадей, мусюй (джунурчка), вывезенный в позднейшее время из Китая, горох, ячмень, джасмык*', зыгыр (лен), кукуруза (джугара) и кунджут из Китая:.

Из Ташкента завезено сюда искусство строить простые (без колес) мельницы; древности также оставили между кайсаками немало понятий об устройстве их, а два жернова, найденные в ущельях Большого Алатау, откуда вытекают рр. Алматы и Талгар, суть не что иное как остатки древних мельниц.

Кайсацкий серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25 - 30 снопов, величины три четвертых в окружности.(114)

     Основным пахотным орудием являлась  соха, которая в Семиречье называлась 'тiс' или 'тiсагаш'.(115)

      Одним из наиболее распространенных  и излюбленных продуктов земледелия  у кочевников является просо.  У тюрков его позаимствовали  и венгры, оставив старое тюркское  название. Способ его приготвления и хранения несложен: 'просо [недолго] жарят в чугунном котле, толкут в ступке и потом очищенное и поджаренное [зерно] складывают в кабы (особые для этого [сделанные], крепкие шерстяные мешки) .

Остальной лишний запас сырого проса на пашне же зарывается в ямы и засыпается землей, где хранится или всю зиму или до первой надобности зимой.

:.Кайсаки:учатся искусству разводить сады. Огородничество, можно сказать, и между кайсаками уже развито. :. Полив гряд производится, как и на пашнях, арыками :.

Казахи культивировали и огородные культуры. Семена огурцов, дынь арбузов тыкв, бобов, брюквы, моркови  желтой, репы, гороха, табака и многих других культур были вывезены из Ташкента, Яркенда, Коканда и из Китая.(116)

         Охота была подсобным промыслом,  одним из любимых занятий мужчин.     Наиболее популярной и распространенной  была охота с ловчими птицами.  Охотники Жетису использовали борзых собак и беркута (aquila chrysaetos). Использовали казахи также около 10 видов ястребов и соколов. Охота с соколом, ястребом, кречетом носила в основном спортивный характер, была развлечением знати. Простые же люди занимались обучением беркутов, охота с которыми  позволяла разнообразить питание. Птицы стоили очень дорого , хороший беркут оценивался в 5-6 верблюдов. Дрессировка птиц требовала специальных знаний.  (117-118)

     Взгляду беркута  приписывали  сверхъестественную силу. Считалось,  что взгляд этой птицы наводит  страх на злого демона албасты. Когда у женщины трудно проходили роды ( что объяснялось вредоносным влиянием этого демона, чья 'специализация'  - вредить роженицам), казахи сажали у изголовья рожающей женщины  ловчего беркута, сняв с него предварительно клобучок.   Для этой цели годился лишь хорошо обученный, смелый беркут. Злой дух, как считали в народе, встретив грозный взгляд птицы, пугался его и оставлял в покое жегщину. Однако, считалось, что после этого и сам беркут, должен был погибнуть.(119)

       Характеризуя особенности культуры  казахов Семиречья, необходимо  сказать и об их одежде.    Анонимное турецкое сочинение,написанное  в 990 (1582) г., и сохранившееся в библиотеке Лейденского университета                                                              свидетельствует, что одежда казахов ценилась их соседями. ':казахи; их 200000 семейств; они мусульмане, придерживаются толка Имама-Азама  (Абу-Ханифы); у них много баранов и верблюдов; их жилища помещаются на арбах. Их кафтаны сделаны из овечьей шерсти; они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атласные кафтаны; их отправляют в Бухару и там покупают  по ой же цене как атласные, до того оникрасивы и тонки. Из той же шерсти делаются у них плащи от дождя; шерсть совершенно непромокаема; это происходит от свойства некоторых растущих там трав, которыми питаются бараны'. (120)

 

     Поскольку сама одежда - ее виды, фасон,  материал, из которого  она изготавливается, зачастую  определяется видами занятий  народа, географическим положением  страны, климтическими условиями, то следует сказать, что в целом комплекс одежды казахов Семиречья в целом был такой же, как и в других областях Казахстана. Но в то же время, одежда различных народов служила и своего рода этническим маркером, она подчеркивала принадлежность человека к тому или иному этносу. На то, что одежда жителей Западного края (Сиюй) имела особенности в покрое, манере запаха, обратили внимание еще древние китайцы.  Эти особенности, так же как и многие элементы одежды включались в знаковую систему народа. Поэтому необходимо сказать несколько слов именно о тех особенностях, которые существовали  в одежде казахов Семиречья.(121)

   Так,  их зимняя меховая шапка (тымак)  отличалась сравнительно небольшими лопастями. Казахи носили различные виды кожаных сапог. Небогатые люди в Семиречье пользовались и войлочными сапогами (киiз етiк)( 122)

   Комплекс  женской одежды включал некоторые  элементы, неизвестные или давно  исчезнувшие в других районах  Казахстана. Богатые женщины имели  платья из среднеазиатских и  китайских шелковых материй. Отделка  платья определялась возрастом  и положением его владелицы.  Особенности проявлялись и в  кимешеке,  головном убор замужней женщины. Наиболее распространен был покрой камешек с налобником и маленькой круглой макушкой. Это 'исконно жалаирская' форма.  Казашки племен жалаир и суан окаймляли вышивкой, кораллами и серебром подбородок и щеки. У казашек племени албан кимешек,обшивали вышитыми полосками и серебром вокруг лица, т. е. и в налобной части.

Один кимешек женщины носили только у себя дома; при выходе на улицу и в любом торжественном случае на него надевали тюрбанообразный убор - шылауыш. Манера скручивать тюрбан у каждого племени была своя. Особой сложностью отличался шылауыш у женщин рода албан.

         Женщины в Семиречье носили  также распашную юбку белдемше из бархата или тонкого сукна, котоая присборивалась на широком , плотном поясе из этого же материала, застегивалась на пуговицу или пряжку. Белдемше вышивалась тамбуром, иногда отделывалась дорогим мехом.

          Из украшений у казашек наиболее  были распространены кольца и  браслеты, серьги, накосные украшения (шолпы), застежки и различные бляшки, нашиваемые на одежду, головные уборы, пояса. Огромное.большинство украшений делали из серебра. Девушки украшали косы, вплетая в них шолпы (с шашпау) различной формы на тесемках или просто цепочки из крупных монет, носили длинные серьги с подвесками (узбел сырга) в виде полумесяца (ай сырга), браслеты со вставными камнями - плоские и широкие.Замужние женщины обычно уже не надевали накосных украшений.(123)

      Пожилые женщины в Семиречье  носили кольца из серебряной  проволоки без подвесок и крючковатые  серьги, завершающиеся удлиненной  серебряной пирамидой, полой внутри. Широкое распространение имела  айсырга в виде полумесяца, без подвесок.

   Девушки  из зажиточных семей носили  неширокую полоску ткани с  застежкой сзади (тамакша), сплошь вышитую или зашитую монетами, бусами, перламутром, к ней прикреплялись спереди плетеная сетка из серебряных монет и коралов.(124)

     Казахам были известны многие  вды ремесла. К примеру, они делали очень хороший порох.(125)

Информация о работе Этнокультурная история Алматы