Французская революция 1789 года и её международно-политические последствия

Автор работы: K********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание

Дворянско-династической дипломатии абсолютных монархий XVIII века был нанесен сокрушительный удар Французской буржуазной революцией 1789 - 1794 гг. Этим событием открывается период побед и утверждения капитализма в передовых странах.
В противовес дворянско-династической внешней политике и самовластию абсолютных монархов победившая буржуазия выдвинула принцип верховенства нации. Нацию буржуазия отождествляла с собой. Поэтому в ее понимании верховенство нации имело классово ограниченный смысл буржуазного господства. Впервые принцип верховенства нации был провозглашен в области дипломатии в Соединенных штатах Америки в период борьбы за независимость (1775 - 1782 гг.). Дальнейшее развитие этот принцип получил во время Французской буржуазной революции конца XVIII века.

Содержание

Введение .................................................................................................................3
ГлаваI.Эволюция французской государственности от конституционной монархии к республике…………………………………………………………..6
1.1.Французская революция и падение абсолютизма………………………….6
1.2.Новая система государственных органов Франции……………………….10
1.3.Якобинская диктатура. Конституция 1793 года…………………………...13
Глава II. Французская революция и европейская внешняя политика в
период Учредительного и Законодательного собрания………………………18
2.1. Французская дипломатия в период Национального
учредительного собрания…………………………………………………...…..18
2.2. Образование контрреволюционной коалиции……………………………21
2.3. Австро-прусский союз против Франции (7 февраля 1792г.)……………..28
2.4. Французская дипломатия при Законодательном собрании
(с осени 1791 г. до 10 августа 1792 г.)………………………………………….30
Глава III. Французская внешняя политика и европейские державы от
свержения монархии во Франции до установления якобинской
диктатуры………………………………………………………………………...33
3.1. Дипломатия жирондистов в период Конвента с сентября
1792 г. до апреля 1793 г. ………………………………………………..............33
3.2. Расширение контрреволюционной коалиции……………………………..35
3.3. Планы расчленения и ограбления Франции……………………………....36
3.4. Крах господства жирондистов……………………………………………………………………..37

Глава IV. Дипломатия якобинской диктатуры………………………………..39
4.1. Дантонисты и дипломатия во время якобинской диктатуры……............39
4.2. Дипломатия эбертистов Клоотца………………………………………….40
4.3. Робеспьер и дипломатия Комитета общественного спасения
с осени 1793 г. до переворота 9 термидора (27 июля 1794 г.)………………..41
4.4. Организация якобинской дипломатии……………………………….........44
Заключение………………………………………………………………............47
Список литературы……………………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ,ФРАНЦ.Революция.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)

В результате непоследовательной и центристской политики жирондистского Конвента, который  к весне 1793 г. всё более терял  революционную инициативу, республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, извне грозило новое выступление армий феодально-монархической коалиции.

Самой влиятельной группировкой оказались  жирондисты. Под давлением народа Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти- Национального конвента. Было отменено деление граждан на активных и пассивных, принято решение о новых выборах в муниципалитеты и суды на основе нового избирательного права и учреждён Чрезвычайный уголовный трибунал. Законодательное собрание образовало Временный исполнительный совет.

2 июня 1793г. Правительство жирондистов  было свергнуто вооруженными  гражданами. В Конвенте теперь  доминировали якобинцы. Был принят  ряд важных декретов. Значительная  часть крестьян превратилась в мелких земельных собственников. 24.06.1793г. Конвентом была принята новая Конституция.

1.3 Якобинская диктатура.  Конституция 1793г.

 

Народное  восстание 31 мая – 2 июня 1793 г., во главе  которого стоял повстанческий комитет  Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап(2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев- небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее решительное и бескомпромиссное развитие революции.6

За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических  сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер Сен-Жюст, Кутон и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения масс.

На якобинском этапе революции участие различных слоёв населения в политической борьбе достигает своей кульминации. Благодаря этому во Франции в это время были выкорчёваны остатки феодальной системы, проведены радикальные политические преобразования, отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и реставрации монархии. Революционно-демократический режим, сложившийся при якобинцах, обеспечил окончательную победу во Франции нового общественного и государственного строя.

Историческая  особенность данного периода  в истории французской революции и государства состояла также и в том, что якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками и не останавливались перед использованием насильственных методов расправы со сторонниками «старого режима», а заодно и со своими «врагами».

Наиболее  показательным примером революционной  напористости якобинцев может служить  их аграрное законодательство. Уже 3 июня 1793г.Конвент по предложению якобинцев  предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель конфискованных у дворянской эмиграции. 10 июня 1793г. был принят декрет, возвращавший крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась собственностью крестьян.

Важное  значение имел Декрет от 17 июля 1793г. «Об  окончательном упразднении феодальных прав», где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные  платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, «отменяются без всякого вознаграждения». Феодальные документы, подтверждающие сеньориальные права на землю, подлежали сожжению. Бывшие сеньоры, а также должностные лица, утаивающие такие документы или сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы, выступающие в принципе за сохранение существующих отношений собственности, не удовлетворили всех требований крестьянских масс(о конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента для своего времени отличалось большой смелостью и радикализмом. Оно имело далеко идущие социально-политические последствия, стало правовой основой для превращения крестьянства в массу мелких собственников, свободных от пут феодализма. Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвент Декретом от 7 сентября 1793г. постановил, что «ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства".7

Характерно, что тесная связь якобинцев с  городскими низами, когда этого требовали  чрезвычайные обстоятельства(продовольственные  трудности, рост дороговизны и т. п.), неоднократно вынуждала их отступать  от принципа свободы торговли и неприкосновенной частной собственности. В июле 1793г. Конвент ввёл смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793г. декретом о максимуме устанавливались твёрдые цены на продовольствие.

Принятые  в конце февраля – начале марта 1974 г. так называемые вантозские декреты Конвента предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов собственности, конфискованной у врагов революции. Однако вантозские декреты, с энтузиазмом встреченные плебейскими низами города и деревни, не были проведены в жизнь из-за, противодействия со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства не должна осуществляться столь радикальными мерами. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях и т. д.

Радикальный характер имеет и конституция 1793 года. Она провозглашает, что по форме  правления Франция является республикой, а по форме государственного устройства она едина и неделима, т.е. представляет собой унитарное государство. Конституция отвергла жирондистскую идею об изменении административного деления Франции с целью уменьшения централизации в управлении и ослабления роли революционных масс Парижа и его городского самоуправления, называвшегося Коммуной.

По ст.122 Конституции каждому французу гарантировались  всеобщее образование, государственное  обеспечение, неограниченная свобода  печати, право петиций, право объединения  в народные общества и другие права  человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением спокойствия", право свободного отправления религиозных обрядов.8

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж.. Ж.. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое, и, казалось по тем временам устройство государства. В противовес проявившимся в годы революции плана регионализации Франции в ст. 1 подчеркивалось, что (французская республика едина и неделима).

Упразднив деление граждан на активных и  пассивных как несовместимое  с идеей равенства, Конституция  практически узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года ). Своеобразное стремление якобинцев  сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж.. Ж.. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание) по ряду важных вопросов (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь, предлагать законы.

Законодательная власть принадлежит законодательному корпусу, работающему постоянно. При  определении функций этого органа проводится различие между законами как актами, заключающими в себе общие нормы, и декретами — распоряжениями, касающимися отдельных случаев и лиц. Правда, это различие проведено недостаточно последовательно, так как ратификация договоров, например, отнесена к декретам, а объявление войны называется законом.

Как и  в конституции 1791 года, члены законодательного корпуса пользуются депутатской  неприкосновенностью. Законодательный  корпус образуется прямым голосованием народа на его первичных собраниях  в кантонах. Каждый избранный в  законодательный корпус считается представителем всей нации, а не той группы населения, которая его избрала. В этом отношении, как и в других, якобинская конституция строго придерживалась принципа единства и централизации, противодействуя всяким местническим тенденциям.

Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету в составе 24 членов, избираемых законодательным корпусом. На исполнительный совет возлагается руководство общим управлением и наблюдение за ним. Он может действовать только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса.

Конституция устанавливает выборность местных  органов власти.

Избирательное право по новой конституции более  демократично, чем по Конституции 1791 года. Им пользовался каждый гражданин, достигший 21 года, проживающий в  кантоне не менее шести месяцев и живущий своим трудом. Не пользовались этим правом женщины и лица, не имеющие самостоятельных занятий, т.е. находящиеся в услужении (домашняя прислуга). Ценз оседлости, конечно, сужал права рабочих. Избрание производилось по желанию каждого избирателя либо открытым голосованием, либо подачей записок.

Провозглашается, что французский народ есть “друг  и естественный союзник свободных  народов”: он не вмешивается в управление других народов и не потерпит, чтобы  вмешивались в его дела.

Принятый  Национальным Собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том  случае, если 40 дней спустя после его  рассылки в департаменты в большинстве  из них одна десятая часть первичных  собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была попыткой воплотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляющегося в данном случае в том, что только «народ обсуждает и постановляет законы»( ст.10). По ряду вопросов, согласно Конституции, национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный  совет являлся высшим правительственным  органом республики. Он должен был  состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских  собраний. На Исполнительный совет было возложено «руководство общим управлением и наблюдением за ним»(ст. 65). Совет нёс ответственность перед Национальным собранием «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях»(ст.72).

Но предусмотренная  якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями Конвент был вынужден отсрочить вступление конституции в силу. Будучи убеждёнными, фанатичными и бескомпромиссными революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь в результате энергичных действий правительства, путём установления режима революционной диктатуры.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с

внутренней  контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах) побудили Конвент  отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.

Конституция 1793 года представляет собой законодательное  выражение идей радикальной части  мелкой буржуазии и является наиболее демократичной из всех конституций  французской буржуазной революции, хотя этот демократизм был все же урезанным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Французская революция  и европейская  дипломатия в  
период Учредительного и Законодательного собрания
 

2.1. Французская дипломатия в период Национального  
учредительного собрания

  Во времена абсолютной монархии министерство иностранных дел и посольства были организованы так, чтобы служить для абсолютной монархической власти послушным орудием ее политики. Министр иностранных дел назначался монархом и был ответственен только перед ним.

Послы и министры назначались обычно из аристократических фамилий, тесно связанных с двором, Немногочисленные чиновники министерства подбирались чаще всего из буржуазных фамилий, члены которых уже служили в министерстве или при дворе. Попав в министерство, они служили там до конца своих дней. То были большей частью люди надежные, покорные, верные и хорошо обеспеченные жалованьем.

Информация о работе Французская революция 1789 года и её международно-политические последствия