Печать и публицистика Великой французской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 22:26, контрольная работа

Описание

Зарождение понятия «журналистика» происходит в 30-40-е года XV века, в результате изобретения Гуттенбергом печатного станка, однако нельзя говорить о возникновении печати, принимая во внимание только техническую сторону этого явления. Следует сказать так же о том, что с развитием торгово-рыночных отношений стала возрастать роль культуры и науки, что повлекло за собой повышение числа образованного населения, которое было заинтересовано в информации. Следовательно, возникла аудитория, которая нуждалась в «поставщиках» нужного ей «продукта».

Работа состоит из  1 файл

Печать и публицистика Великой французской революции.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

Европейский Гуманитарный университет

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ медиа

Программа

“медиа и коммуникация: журналистика” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1на тему: 

«Печать и публицистика Великой французской революции»

по курсу

«ВВЕДЕНИЕ В историю журналистики» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 1 курса,

программы “Медиа и коммуникация:

журналистика”,

Академического  Департамента

 Медиа

  Людмила Гудялис 
 
 

                Проверил:

                      Эдуард Мельников 
                     
                     
                     
                     
                     

Вильнюс 2011 
 

       Зарождение  понятия «журналистика» происходит в 30-40-е года XV века, в результате изобретения Гуттенбергом печатного станка, однако нельзя говорить о возникновении печати, принимая во внимание только техническую сторону этого явления. Следует сказать так же о том, что с развитием торгово-рыночных отношений стала возрастать роль культуры и науки, что повлекло за собой повышение числа образованного населения, которое было заинтересовано в информации. Следовательно, возникла аудитория, которая нуждалась в  «поставщиках» нужного ей «продукта». Итак, с этого времени начинается процесс, постоянно эволюционирующий: «поставщик» информации меняет ее форму и стиль, в результате чего возникают новые жанры, подходы. Прежде всего, он руководствуется целью привлечь аудиторию и донести до нее какие-либо идеи. Данная работа представляет собой попытку анализа процесса развития и создания новых типов журналистики, причиной которого послужила Великая французская революция, а так же значения, которое имел исследуемый период времени в истории мировой журналистики.

       Прежде  чем говорить о печати и публицистике, существовавшей в 17-18 вв. во Франции и в последующем принявшей новые формы, следует создать определенный контекст, в рамках которого и будет рассматриваться процесс развития французской журналистики. Так как именно те, революционные, настроения, которые были присущи Франции того времени, создадут почву для укрепления и увеличения значения прессы во французском обществе.

       Франция 17-го века характеризуется таким типом правления как абсолютная монархия, период, совпадающий со временем правления кардинала Ришелье. Цель возвращения именно к этому времени заключается в том, что оно характеризуется установлением нового порядка, созданием совершенно иного государства, опуская старые традиции. Этот порядок характеризуется, прежде всего, авторитаризмом со стороны власти, взятия всего под свой контроль, в том числе судебной власти.  Ришелье подчинил себе литературу, посредством создания Французской академии, целью которой было осуществлять контроль над поэзией, критикой, что означало невозможность существования свободной публицистики. В последующем были созданы законы, ограничивающие печать. «В 36 статьях эдикта 7 сентября 1649 г. выразились вполне своеобразные заботы короля о книгопечатании. Людовик XIV не ограничился более детальными постановлениями о предварительной цензуре, он до мелочей регламентировал книжный промысел, установил размеры изданий, определил кварталы, в которых должны были жить типографщики <…>».1 Из выше представленной цитаты можно сделать вывод о том, что ограничивающие в такой степени законы ставят под сомнение существование публицистики во Франции того времени, не говоря о ее развитии. В последующем Людовиком 16-ым, в 1686 году, был создан эдикт, ограничивающий число типографщиков и книготорговцев в целях улучшить качество контроля, так же было назначено 79 цензоров, которые были распределены среди печатных изданий в различных областях науки и искусства. Однако, не смотря на цензуру, повысилась роль памфлетного жанра, высмеивающего проводимую политику Короля и «низкое» поведение его придворных. Их количество и популярность не упали, не смотря на жесткую расправу над их издателями и сжиганием самих произведений. Далее возникает первая газета, издаваемая Ренодо, носящая название «Газета», первое  время она была единственной, издаваемой во Франции. Содержание ее полностью было под контролем власти, однако, по своей сути, «Газета» является первой политической газетой.

         Делая вывод о внутриполитической ситуации во Франции в 17-ом веке, следует выделить такие моменты как абсолютизм власти, из чего следует максимальный контроль, издаваемой литературы и прессы, состояние страны постепенно переходит к характеристике - кризисное. Нарастающее недовольство правящей властью практически всех слоев населения и распространение идей Просвещения приводит к одному из самых масштабных событий в истории Франции – Великой французской революции. На мой взгляд, здесь следует кратко сказать о самой революции.

       Началом Великой французской революции  считается падение Бастилии, 14 июля 1789 года. Буквально через месяц Учредительное собрание принимает Декларацию о правах человека и гражданина, затем происходит национализация земель. Учредительное собрание было разделено на три основные партии, которые на протяжении всей революции вели между собой борьбу. 10 августа 1792 года были казнены король и его супруга, и именно в этом году Франция становится Республикой. После этого главными партиями в политической борьбе становится якобинцы (Марат, Дантон и Робеспьер) и жирондисты (Бриссо). В результате жестокой борьбы победителем не стала никакая партия. Победил Робеспьер, казнив огромное число людей, тем самым настроив против себя народ. А 1794 он был казнен. Далее стоит выделить основные моменты в истории прессы этого периода.

       «Научные  идеи, просвещение, расширение грамотности решающим образом влияют на прогресс общества»2, поэтому зарождающиеся идеи Просвещения, которые находили отображение в публицистике Франции, подталкивали общество к воплощению своих надежд в реальность, изменению установленного порядка вещей. Однако деятельность многих французских философов того времени являлась подпольной, периодические издания, говорящие о новых идеалах, так же были нелегальными. «В эпоху Просвещения начинает формироваться «образ журналиста» в единстве его профессионально-типологических характеристик. Французские энциклопедисты подразделяли журналистов на тех, кто живет «отраженным светом», используя достижения науки и искусства как материал для своей деятельности, и тех, «у кого в сердце прогресс человеческого разума», кто обладает талантом и готов бороться за истину».3 Однако вышеприведенное положение по-разному конкретизировалось, в зависимости от того, каких взглядов придерживался автор, говорящий об «образе журналиста». Одной из характерных черт времени Французской революции является «персональный журнализм». Понятие характеризуется тем, что «газету представлял фактически один человек. Он – идеолог, он – организатор, он – репортер и публицист, он – наборщик и печатник, он – распространитель. Два – три технических помощника – не более. Газета задумывалась и осуществлялась одним человеком. Как правило, это были не просто журналисты, а политические деятели, нередко занимавшие важные государственные посты».4 То есть журналист того времени полностью отвечал за свой материал, весь процесс создания и публикации новостей был под его ответственностью и в то же время такое положение вещей давало некоторую свободу журналисту. Отсюда мы можем говорить о таких именах как Демулен, Эбер, Дющен и других. Однако отдельно хотелось бы рассмотреть Марата и его газету «Друг народа». Газета отличается тем, что была наиболее приближена к народу, пользовалась у него доверием и популярностью. «Секрет популярности Марата прост. Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка или санкюлота, как говорили в те дни в Париже; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный», по определению жирондистов, язык газеты Марата».5 Так же именно с помощью «Друга народа» Марат вел свою политическую борьбу. Образ этого журналиста, представленный в художественной литературе, характеризует его как «при всех своих недостатках: маниакальной жажде власти, отталкивающей внешности, да вдобавок еще и экземе, покрывавшей тело и ужасно отравлявшей Марату жизнь, он был очень трудолюбив, энциклопедически начитан, энергичен и абсолютно бескорыстен. Деньги его вообще не интересовали, материальной выгоды он ни в чем не искал – только славы!».6 Марат интересен сочетанием, наполняющих его качеств, и тем, что он является противоположностью тому «образу журналиста», который сложился со времени и существует сейчас.

       Одной из популярных газет того времени так же являлась газета, издаваемая Мирабо. В 1789 году он начал издавать «Газету генеральных штабов», «которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. <…> Её отличительной чертой было то, что она делалась коллективом людей. Но идейным вождем здесь был Мирабо, его духом и идеями пронизаны все публикации».7

       Из  выше сказанного мы можем сделать  вывод, что появлению такого большого числа новых газет и расширению журналистики во Франции в 18-ом веке способствовали несколько причин. Прежде всего, это развитие идей Просвещения и наличия тех людей, которые были полны решимости и желания менять происходящее, а так же способных это сделать, не побоявшись последствий. Так же важным является тот факт, что долгое время печать находилась под цензурой и с наступлением времени Великой французской революции, запреты многие были уничтожены, чем непременно воспользовались, существующие в то время, партии, а именно прессой в качестве орудия для продвижения своих идей. «На первом этапе демократическая печать была более многочисленной, но по мере развития революции, вместе с исчезновением с политической сцены тех или иных политических группировок умирали те или иные периодические издания. Так, на первом этапе пользовались популярностью газеты “ Друг короля” или “Деяния апостолов” графа Ривароля. Эти газеты стояли на защите короля, считая необходимостью вернуться к прежнему строю».8 Для журналистики Великая французская революция дала огромный толчок для развития, она подняла ее на новый уровень, усовершенствовала, по сравнению с первой «La Gazett», выпускаемой во Франции. Период революции характеризовался появлением большого количества газет, выражавших различные политические взгляды. Это означало новый период в развитии печати. 
 
 

Информация о работе Печать и публицистика Великой французской революции