Международная политическая экономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:34, доклад

Описание

Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.
Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и стран мира.

Работа состоит из  1 файл

Мировой политический процесс.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

Мировой политический процесс

 

Мировой политический процесс – это ход развития политических явлений в общепланетарном масштабе, в котором воплощается динамика развития взаимоотношений народов и стран мира, глобального преобразования политической реальности.

Общемировой политической тенденцией современности является глобализация экономических, политических, социальных и культурных процессов, демократизация политической жизни народов и  стран мира.

Однако тенденции современного мирового политического процесса по-разному оцениваются сегодняшними политологами. Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность планеты на:

- зону мира, благосостояния и  демократии;

- зону войны, брожения и развития.

По мнению этих исследователей, большинство людей проживает в «зонах брожения», где преобладают бедность, анархия и тирания.

В «зоны мира» входят только 25 стран  Западной Европы, Северной Америки  и Океании (включая Австралию, Новую  Зеландию и Японию). В этой зоне преобладают  «богатые демократии», в которых уровень жизни граждан высок (10-30 тыс. годового душевого потребления ВНП). Такого благосостояния страна может добиться только на основе высокоразвитой наукоёмкой экономики.

Экономика постиндустриальных стран  базируется на использовании компьютеров, электронных средств связи и информационной техники. Высокие технологии стимулируют развитие тонкости, гибкости и способности к творчеству, оттесняя на задний план такие устаревшие «ценности», как массовость и власть. Успех здесь определяется умением договариваться, финансировать и торговать, налаживать и развивать эффективное производство, приспосабливающиеся к повседневному изменению запросов. Наиболее верным путем к успеху является убеждение партнера. Главной ценностью качественной экономики стали люди (а не вещи). Ценность человеческой личности настолько высока, что несопоставима уже ни с какими потенциальными приобретениями – поэтому невозможно, неразумно и немыслимо жертвовать бесценными человеческими жизнями ради приобретения относительных ценностей в виде территориальных и сырьевых ресурсов.

М. Зингер и А. Вилдавский считают  в принципе реалистичной перспективу  последовательной, постепенной демократизации и стабилизации «зон брожения», хотя последние в настоящее время  и составляют 7/8 стран мира.

Альтернативной позиции придерживается известный современный американской социолог-футуролог Ф. Фукуяма, автор  концепции «конца истории». Ф. Фукуяма  считает, что человечество останется  навек разделенным на развитый «центр» (Запад) и отсталую «периферию» (государства Азии, Африки, Латинской Америки, бывшие соцстраны). Отсюда выводится «неоспоримое право» стран «либеральной цивилизации» на монопольное господство в мире. «Периферия» будет поставлять «центру» энергоносители и играть роль свалки для ядовитых отходов, получая взамен гуманитарную помощь от «центра». Только таким образом будет достигаться стабилизация международных отношений.

Обе концепции мирового политического  процесса вызывают серьезные возражения. Так, не возражая против взаимосвязанности  понятий «мир», «благосостояние» и «демократия», можно заметить, что 8 стран Персидского залива с населением по 1 млн. человек в каждой, будучи, несомненно, богатыми, не строят своего богатства на высокой производительности и технологичности труда и абсолютно не являются демократическими. В то же время наиболее демократичные страны мира обрели своё богатство, не владея избыточными энерго - и иными природными ресурсами.

Не представляется бесспорной и  концепция «естественного» противостояния развитого «центра» и отсталой «периферии». Оба «полюса» нельзя считать ни внутренне интегрированными, ни взаимно разделенными. За последние десятилетия в состав различных стран из числа «периферийных» перешло свыше десятка развивающихся государств (Южная Корея, Индия, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Бразилия, Китай и др.) – подобно тому как в последней трети XIX в. в разряд быстро развивающихся стран перешла и Япония. Нет никаких оснований утверждать «вековечность» прогрессивности одних и отсталости других стран. История доказывает безграничные возможности общемирового и национального прогресса, наглядно иллюстрируя сценарии неравномерности развития стран и народов мира.

Человечество вступило в третье тысячелетие с твердыми и обоснованными  надеждами на мир, процветание, прогресс и взаимное сотрудничество стран и народов мира, хотя процесс становления нового мирового порядка объективно осложняется множеством проблем, унаследованных от исторического и недавнего прошлого – в экономических, политических, социальных реалиях и в сознании миллионов людей, длительное время искусственно «разгораживавшихся» барьерами разнотипного противостояния.

 

Анализ политики как сложного и  многогранного явления может  считаться полным лишь в том случае, когда он ведется не только на внутриполитическом уровне, но и на уровне международном.

Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений между основными  субъектами мирового сообщества. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, государства, общественные силы, движения и организации.

Ведущая роль политики в международных  отношениях обусловлена следующим.

Во-первых, международные  политические отношения теснейшим  образом связаны, а подчас и переплетены с международными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить международные политические и экономические отношения периода холодной войны, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работало более половины ученых и технической интеллигенции планеты.

Во-вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими  международными процессами. К ним  относятся: деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, общественных группировок, объединений, союзов.

В-третьих, международные  политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совершенно нового механизма  для их регулирования.

В-четвертых, международные  политические отношения оказывают  существенное влияние на формирование международного и мирового порядка, т.е. на обеспечение

нормального функционирования государств и других международных  институтов. При этом мировой порядок как систему политических отношений, значимых для всех государств мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально-демократического, «нового мирового порядка» и т.п.

Сегодня никого не удивляет термин «мировая политика», основные направления которой во многом определяют облик современного мира. Центры социально-политического или экономического напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут породить столкновения главных политических сил планеты.

В мировом политическом процессе выражены реалии, которые  структурно выглядят так:

- политически значимая  деятельность ООН и других  легитимных международных органов,  организаций и учреждений;

- политические акции  институтов регионального и субрегионального, т.е. межгосударственного, национального характера, а также соответствующих общественных группировок, объединений и союзов;

- внешнеполитическая  деятельность суверенных государств, составляющая живую ткань мировой  политики, международных отношений и связей(см. Политология: Курс лекций. М, 1993. С. 180-192).

Весь мир расчленен сегодня  на зоны политического влияния тех  или иных группировок, блоков, в сложном  взаимодействии которых и формируется  мировой политический процесс.

Доминантой международного политического процесса 1980—1990 годов является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена из жизни человечества.

Важным направлением международной  безопасности  является нераспространение  ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50-х — началу 60-х годов, когда международное сообщество стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141 государство). Ядро договора составили встречные обязательства государств, в соответствии с которыми государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а государства, не обладающие таким оружием, — не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.

Контроль за выполнением выполнением  обязательств государств был возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Несмотря на эффективность договора, за его пределами находятся две  ядерные державы — КНР и  Франция, группа «околоядерных» стран  — ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно-технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах — безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального:, эффективного функционирования человека как ценностного начала, ядра отношений

Все человечество оказалось в одной  лодке, раскачивание которой одним  из субъектов международных отношении  к неминуемой катастрофе всех в ней  находящихся. Уходят в прошлое в  этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстанется с существованием последних империй, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты.

Все большее значение приобретает  разрешение такого противоречия мирового I развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально-экономических и политических систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человечества как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию общественного развития, пришедший на смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.1

Необходимо подчеркнуть тот  факт, имеющий особое звучание при  рассмотрении его в экономическом аспекте, что современная мировая политика представляет собой не что woe, как процесс управления международными отношениями, что делает ее особенно близкой по инструментарному приложению к мировой экономике.

Сложность и специфичность международных отношений как объекта социально-экономического управления обусловили включение рассмотрения данной проблемы в курсе политологии для экономистов.


Информация о работе Международная политическая экономия