Четвертый крестовый поход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

ЧКаждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

13
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ



19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 81.41 Кб (Скачать документ)

6. Свои обязательства  крестоносное войско выполнило.  Однако император Алексей IV, как  и его отец, восстановленный ими  на престоле император Исаак  II Ангел, выполнив часть своих  обязательств в резкой форме  отказались выполнять оставшиеся. Фактически, крестоносцы были вероломно  обмануты главами Византийской  Империи. Это побудило их начать  войну против Алексея IV, направленную  на взыскание законно принадлежавшего  им по договору имущества.

7. Следом за этим власть  в империи была незаконно захвачена  узурпатором Алексеем V Дукой Мурзуфлом.  Он не только отказался уплатить  долги, перешедшие к нему от  предательски убитого им императора  Алексея IV и сведенного им в  могилу Исаака II, но и, по-видимому, пытался обманом убить вождей  крестоносного воинства. Это вызвало  справедливое возмущение крестоносцев. Признавшие Мурзуфла жители Константинополя,  согласно взглядам эпохи, рассматривались  ими как пособники убийцы и  узурпатора.

8. Светские руководители  похода в этой ситуации считали  единственным решением завоевать  город, сместить узурпатора и  восстановить порядок в империи,  учредив собственное управление, поскольку династия Ангелов пресеклась  и законного наследника престола  не было. Сопровождающие поход  епископы, зная о запрете Папы  на такой шаг, тем не менее,  одобрили его; при этом они  сознательно обманули простых  крестоносцев приравняв в их  глазах взятие Константинополя  к исполнению крестоносного обета.

9. Светские вожди похода составили договор о разделе Империи. Этот договор предусматривал не только разграбление города – что полностью соответствовало военной этике эпохи – но и присвоение завоевателями-мирянами большей части церковного имущества (т. е. ограбление храмов). Это условие всецело противоречило законам и интересам Католической Церкви и носило антицерковный характер.

10. В сдавшемся после сражения городе, учинялись массовое разграбление храмов, а также избиение богатых горожан, изнасилования женщин, кощунство в отношении храмов и Святых Даров. Главным злодеянием в глазах современников было бы разграбление храмов, о котором поэтому не было сообщено Папе (как и о других эксцессах) и которое замалчивали хронисты-участники похода.

11. Хотя и недовольный  тем, что, вопреки его указаниям,  крестоносцы не исполнили основной  цели – помочь освободить Иерусалим,  Папа Иннокентий III приветствовал переход Константинополя под власть католического правителя, как деяние Провидения. Однако, когда он, через несколько месяцев узнал об эксцессах разорения города и об ограблении храмов, он жестко и недвусмысленно осудил эти деяния.

12. Если не принимать  во внимание нарушений папских  распоряжений и возмутительных  эксцессов при разграблении Константинополя,  военные действия участников  похода вполне соответствовали  принципам справедливой войны  и не могут рассматриваться,  как злодейские.

13. Все нарушения и злодеяния  в ходе похода совершались  вопреки известной воле и прямым  распоряжениям Папы Иннокентия III, главы Католической Церкви. Ответственность  за эти деяния падает, таким  образом не на Католическую  Церковь, а на светских вождей  похода и сопровождавших их  епископов (не бывших представителями  Рима и отправившихся в поход  по собственной инициативе; один  из епископов даже был под  отлучением); именно они, ради  собственных интересов использовали  войско, замалчивая распоряжения  Папы и сознательно действуя  вопреки им.

14. Была ли цель изменения поход изначальной для заинтересованных сторон? Скорее всего, нет. Приняв эту гипотезу, сразу же придется сделать большое число маловероятных по совокупности допущений, именно – предвидение Венецией финансовых затруднений франков еще на стадии подписания договора с крестоносцами, насильственную смерть графа Шампанского, и предварительный сговор папы Иннокентия, маркграфа де Монферра и дожа Дандоло. „Изменение  направления  Четвертого  похода  нельзя объяснить  одной  причиной,  но  совокупным  действием  многих  причин,  представляющих различные  интересы,  затронутые  событиями 1202-1203  гг.  Венеция,  Филипп  Швабский, Бонифаций Монферратский,  латинское  духовенство (если  не  сам  папа), может  быть,  наконец, Филипп-Август —  все  они  должны  занять  свое  отдельное  место  в  этом  великом  конфликте честолюбий„ .[21, с.71]. Основной документ, свидетельствующий в пользу изначального заговора – торговый договор Венеции с каирским султаном, якобы и вызвавший нежелание республики св. Марка войны с мусульманами, рядом серьезных исторических исследователей признан с этой точки зрения незначительным.

Интрига, очевидно, была, завязана с момента, когда Бонифаций употребив  все свое влияние, пробился в вожди  похода, и окончательно оформилась к моменту признания неплатежеспособности собравшегося на острове Лидо воинства. К моменту выхода флота из Венеции  план уже существовал, и заключался он на этом этапе в насаждении в  Константинополе марионеточного правительства, которое устроит всех участников. Но кризис византийской власти – более  глубокий, чем предполагалось латинянами, позволил им ничтожно малыми силами захватить  и разграбить неприступный до тех  пор город, сменить православную греческую династию на латинскую  и основать собственную империю.

 

Четвертый Крестовый поход  оказался последним крупным Крестоносным движением, и его можно рассматривать  как глубочайший кризис этого  движения вообще и самой крестоносной идеи. Жертвой Четвертого Крестового похода становятся уже не "неверные", осквернители Св. Земли и Гроба  Господня, а христиане г. Задара в  Венгрии и крупнейшее христианское православное государство - Византийская империя. Четвертый Крестовой поход  обнаружил истинные цели Запада и  окончательно расставил все политические и религиозные акценты.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Афиногенов Д. Е. Рассказ Никиты Хониата о падении Константинополя: некоторые замечания о стилистической структуре // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 13–14.

2. де Клари, Робер. Завоевание Константинополя, / Перевод, статья и комментарии М. А. Заборова./ М.: Наука, 1986.

3. де Виллардуэн, Жоффруа. Завоевание Константинополя. - М. Наука. 1993.

4. Васильев А. А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя / вступ. ст., прим., науч. ред., пер. с англ. яз. и имен. указ. А. Г. Грушевого. СПб: Алетейя, 1998. (Византийская библиотека.)

5. Виймар, Пьер. Крестовые походы: Миф и реальность священной войны. / перевод Журавлевой Д.А. /СПб.: «Евразия», 2003.

6.  Иоанн Павел II. «Прощаем и просим прощения» // Новая Европа. 2001. № 14. С. 23–25.

7. История средних веков: крестовые походы (1096-1291 гг.). /Сост. М.М. Стасюлевич. - 3-е издание,  //Спб., "Полигон", 2001

  1. История средних веков в 2 т. /  Т.1./Учебник, под ред. С.П. Карпова. -М. 2000

9. Заборов, М.А. Крестоносцы на Востоке. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1980.

10. Заборов, М.А.. История крестовых походов в документах и материалах. - М., 1975.

11. Каждан А. П. Никита Хониат и его время. СПб: Дмитрий Буланин, 2005.

  1. Карпов С. П. Латинская Романия. СПб: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека.)
  2. Корреспонденция Иннокентия III. /Перевод   с латыни Лащук  И.Л. по изданию J.-P. Migne, Patrologia Latina, Paris, 1871, T. 214-215. /Это издание доступно в формате PDF на сайте Documenta Catholica Omnia.  / Иннокентий III, письма, год 1, № 336 (PL, CCXIV, стр.308-312); год 8, №133 (PL, CCXV, стр. 710-714).
  3. Лебедева Г. Е., Якубский В. А. О. А. Добиаш-Рождественская как историк крестовых походов // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2004. С. 102–106.
  4. Митрофанов П. П. Изменение в направлении четвертого крестового похода // Византийский временник. 1897. Т. 4. Вып. 3–4. С. 461–523.
  5. Мишо, Жозеф-Франсуа. История крестовых походов. - М., "Алетейа", 2001.
  6. Мэдден Т. О подлинной истории Крестовых походов // «Una Fides» [online]. 25 Aug. 2005. URL http://www.christianity.org.ru/unafides/madden_crusades.html.
  7. Перну,  Р. Крестоносцы.  /Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. Малинин Ю. П. — СПб.: «Евразия», 2001.
  8. Райли-Смит Дж., Булл М., Ллойд С., и др. История крестовых походов / пер. с англ. Е. Дормана. М.: Крон-Пресс, 1998. (Экспресс.)
  9. Трубников А., Бойчук Б. Четвертый крестовый поход. Взгляд из второго тысячелетия // Журнал «Самиздат»: Александр Трубников. Музей альтернативных историй[online].7Aug.2005. URL http://zhurnal.lib.ru/t/trubnikow_a/crusade_04_1.shtml.
  10. Успенский Ф. И. История Византийской империи: В 5 тт. Т. 4: Отдел VI: Комнины; Отдел VII: Расчленение империи. М.: АСТ: Астрель, 2002. (Классическая мысль)
  11. Хониат, Никита. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина. /Перевод тома 1 под редакцией проф. В.И.Долоцкого, тома 2 – под редакцией проф. Н.В.Чельцова при С.-Петербургской Духовной Академии. СПб. 1860-1862. / т.2.
  12. Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо /Перевод М. Гершензона. – Смоленск: Русич, 2002. 

 

 


Информация о работе Четвертый крестовый поход