Четвертый крестовый поход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

ЧКаждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

13
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ



19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 81.41 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории  и социологии

Кафедра всеобщей истории

Сушинская Вероника Валерьевна

 

 

 

Четвертый крестовый  поход

Курсовая работа

 

 

студентки II курса заочной  формы обучения

 

 

 

 

 

                                                                     Научный руководитель:

                                                                     старший преподаватель

Минич Александр Петрович

 

 

 

 

 

 

Гродно 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.  МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО   ПОХОДА

 

     13

ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ  (1202-1204), ЕГО

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ  
                                                       

      

 

     19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая эпоха в мировой  истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.

В исторической науке принято  рассматривать Крестовые походы как войны, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против мусульман и для освобождения из-под их власти Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли ― Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.

Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые  походы продолжались с 1096 г. по 1270 г.

Термин „Крестовые походы„ появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои - паломничествами, или „священной дорогой„.

Причины Крестовых походов  очень сложны, многообразны и столь  же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв.

По своему социальному  составу Крестовые походы очень  отличаются друг от друга. Первый крестовый поход можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы.

В следующих походах резко  изменяется их социальный состав. Они  все более и более становятся рыцарскими, и их возглавляют уже, как правило, короли и государи.

Раннефеодальные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.

Политическая ситуация этого  времени на Востоке немало способствовала реализации идеи Крестовых походов, созревшей и обоснованной на Западе.

Крестовые походы не достигли своих целей. Они привели к  гибели миллионов человеческих жизней, к уничтожению культурных ценностей, была непоправимо подорвана мощь Византийской империи.

Следует отметить и ряд положительных моментов Крестовых походов. В какой-то мере стали более теплыми отношения Запада и Востока, что способствовало интенсификации торговли между ними. Крестоносцы принесли на Запад некоторые технологические новинки, заимствованные на Востоке. Восточная наука и культура становятся достоянием Европы.

Но все это не решило проблем Запада и Востока. После  Крестовых походов усиливается  западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны  мусульман против христиан. А Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир.

Кое-кто из западных ученых считает его неким историческим недоразумением, своего рода парадоксом, и такое суждение имеет под  собой определенные формальные основания. Вместо того чтобы добиваться отвоевания Иерусалима у „неверных„ , крестоносцы, двинувшиеся было против мусульманского Египта, захватили христианское государство — Византийскую империю, разорили дотла ее столицу, да этим и удовольствовались, словно проблемы освобождения Святой земли и не было.

Каким же образом случилось, что, отправившись, по выражению хронистов, „за море„ [9, с.183] под знаменами спасителей христианской веры от поругании „басурман„ [9, с.183], феодалы, собравшиеся из разных стран Запада (главным образом из Франции, Германии и Италии), завоевали и разграбили столицу единоверной Византии? Явился ли такой поворот следствием случайного, непредвиденного стечения роковых обстоятельств, не зависевших от первоначальных намерений крестоносцев? А может быть, превращение антиегипетского Крестового похода в завоевательное предприятие против Византии произошло в результате преднамеренных действий его участников? И если это предположение верно, то кто же тогда непосредственно виновники „уклонения крестоносцев с пути„ [9, с.183]? Не были ли повинны в том ловкие венецианские купцы, питавшие давнюю вражду к Византии? Или же, возможно, главная вина за „уклонение с пути„ лежит на самих руководителях похода, таких, например, как итальянский маркграф Бонифаций Монферратский? Наконец, нельзя ли допустить, что „странные„ судьба и завершение крестоносной экспедиции были обусловлены вмешательством еще каких-либо политических сил, которые действовали и из-за кулис, и изнутри и которые незаметно для самих рыцарей, а равно и для возглавлявших войско знатных сеньоров толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру? Вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход неожиданно принял новое направление и закончился таким удивительным образом, является весьма запутанным

Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена тем, что Четвертый Крестовый поход и его отдельные эпизоды на сегодняшний день всё еще остаются предметом горячей и заинтересованной полемики историков.

Основной целью работы было изучение и раскрытие сути Четвёртого крестового похода.

На основании цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить чем были обусловлены агрессивные устремления феодалов Западной Европы на Восток в конце XII в.
  2. Проанализировать  причины отклонений крестоносцев от ранее разработанного плана, роль в этой ситуации католической церкви и основных участников похода.
  3. Подвести итоги похода и рассмотреть его последствия.

Объектом исследования является история в Крестовых походов, предметом – Четвертый крестовый поход.

Фундамент научного анализа  истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века -1914 г.). С новой силой, с  подключением уже и русских специалистов, исследование истории крестовых  походов продолжилось после окончания  Второй мировой войны.

Количество русских  исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход крестоносной экспедиции 1198 - 1204 гг., достаточно велико (более сотни), однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.

Еще в конце XIX в. появилась  статья П. Митрофанова ,,Изменение в  направлении Четвертого крестового похода,,. Правда, посвящена она была научным дискуссиям в кругу западноевропейских историков. Второй попыткой обращения  к историографической проблематике явился очерк, предпосланный изложению  событий 1198 - 1204 гг. в книге выдающегося  русского византиниста Ф. И. Успенского ,,История крестовых походов,,. Дальнейшее развитие процесс изучения историографии (зарубежной и отечественной) похода 1198 — 1204 гг. получил только с середины 1950-х гг. отношения историка к  крестовым походам как к явлению  средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток.

Отметим, что изучение истории  Четвёртого крестового похода в течение  долгого времени преимущественно  велось византинистами и осуществлялось именно в рамках написания истории  Византии. Немало полезной информации содержит работа А. П. Лебедева, написанная в 1898 г. (переиздана в 1903 и 2000 гг.), но до сих пор являющаяся единственной в своем роде. Здесь  важны авторские  оценки деятельности тех представителей церковно-исторической науки, которые  анализировали характер взаимоотношений  Католической и Православной церквей  в эпоху крестовых походов, а  потому не могли обойти своим вниманием  Четвертый крестовый поход, в  частности религиозные аспекты  его последствий.

Существует целый  ряд  трудов по историографии истории  средних веков, прежде всего западноевропейского  средневековья, в которых сюжет  историографии крестовых походов, в общих чертах, присутствует.

Большой   блок исследовательских  работ посвящен жизни и деятельности тех историков или групп историков, в научной деятельности которых  нашли своё отражение проблемы истории  Четвёртого крестового похода и его  последствий. Речь идет о монографиях, статьях и материалах, характеризующих  результаты научных изысканий Ф. И. Успенского, В. Г. Васильевского, А. П. Лебедева, Б. А. Панченко, О. А. Добиаш-Рождественской, М. А. Заборова и др.

Историография Четвертого крестового похода - это многообразие точек  зрения, сформулированных, главным  образом, иностранными учеными (начиная  с сер. XIX века) по дискуссионным вопросам, касающимся предпосылок, хода и исхода этого крестоносного начинания.

,,Теория  случайностей,, , основа которой была  заложена одним из важнейших  источников по истории похода  ― ,,Завоеванием Константинополя,, Жоффруа де Виллардуэна, дает  самую прямолинейную трактовку событий. Согласно ,,теории случайностей,, , крестоносцы, наняв венецианские суда, не собрали достаточных средств для оплаты фрахта и потому вынуждены были согласиться на предложение венецианцев захватить Задар; при этом никакими привходящими соображениями стороны не руководствовались.

До 1860-х годов такого рода теоретические построения не подвергались в исторической литературе основательной  и серьезной критике. В 1861 г. французский  историк Ж.-М. Ж.-Л Мас-Латри сформулировал  тезис о сговоре Венеции с  правителем мусульманского Египта с  целью увлечения крестоносцев в  сторону от первоначально намеченной цели. В 1867 г. точка зрения Ж.-М. Ж.-Л. Мас-Латри  была поддержана и дополнена немецким ученым К. Хопфом. Однако уже в 1870-е  годы „теория венецианской измены„  была подвергнута критике сторонниками „теории случайностей„ , в частности, французским историком Н. де Вайи. Тогда же, в 1870-е годы дискуссия  приобрела более дифференцированный характер: исследователи стремились выяснить причины не только отклонения крестоносцев от цели, но и мотивы их поворота на Константинополь. Результатом  явилась „теория германской интриги„ французского исследователя П. Риана, изложенная им в 1875 г. в работе „Иннокентий III, Филипп Швабский и Бонифаций Монферратский„ (Париж, 1875). Ее суть состояла в том, что  все решающие события Четвёртого крестового похода объявлялись плодом германского вмешательства. Дескать, король Филипп Швабский намеревался  добиться поворота крестового похода в сторону от его первоначальной цели для того, чтобы нанести удар престижу папства ― врагу германской империи.

„Теория германской интриги„ содержала отдельные верные доводы, но (как и предшествовавшие ей теории) упускала из виду многие важные факторы  международных отношений, которые  оказали влияние на судьбу похода. К тому же, она имела яркую антигерманскую направленность, что было вызвано  всплеском национализма во французской  и, с другой стороны, германской исторической литературе после франко-прусской войны 1870 - 1871 гг.

В последующие годы предпринимались  неоднократные попытки подтвердить  или опровергнуть доводы П. Риана. В  частности, В. Г. Васильевским (впрочем, его точка зрения в этом вопросе  практически не была известна на Западе) и, независимо от него - Ж. Тессье (Tessier J. Qatrieme croisade. La diversion sur Zara et Constantinople. Paris, 1884).

Большинство историков солидарны  в том, что отправной точкой очередной  крестоносной экспедиции можно считать  призыв к крестовому походу римского папы Иннокентия III 15 августа 1198 г..    Что касается итоговой даты, то современные  американские ученые Д. Квеллер и  Т. Мэдден связывают ее с коронацией Бодуэна Фландрского и появлением на свет Латинской империи 9 мая 1204 г. 

Информация о работе Четвертый крестовый поход