Четвертый крестовый поход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

ЧКаждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА

13
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ



19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 81.41 Кб (Скачать документ)

Целые кварталы городов иногда отдавались купцам по соглашениям, которые  они заключали с правителями. Там располагались склады товаров, дома торговцев, которые, таким образом, жили среди людей своей национальности, и почти всегда общий дом, где  отправлялось правосудие и были церковь, печь и баня.

К этому времени реликт античного мира – Византийская империя  уже плохо вписывалась в окружающую ее действительность. Высокий уровень  культуры, экономического и военного менеджмента, отработанная нормативная  база и отличное географическое положение  не спасали ее от посягательств западных и восточных варваров, коими ее правители ошибочно считали всех окружающих империю монархов.

Приведение Руси к православию  избавило от угрозы с севера, но такая  стратегия исключалась в отношении  к западным королевствам, имевшим  уже свою христианскую церковную  иерархию и уж тем более по отношению  к мусульманскому миру.

В отношении Константинополя  достаточно наглядно сработала транспортная теорема, говорящая о том, что  империи рушатся в случае, если связи провинций друг с другом становятся равносильными связям провинций  с центром. Так, при штурме латинянами Константинополя ни один из провинциальных владетелей не оказал никакой помощи осажденной столице. Окрестное население также не пришло на помощь городу, так как крестьяне видели в происходящем лишь смену правителей.

Таким образом, политическая нестабильность в Европе, экономическая конкуренция на Востоке подтолкнула стороны на новую военную кампанию, которая получила впоследствии название „Четвертый крестовый поход„ и не имевшая более аналогов в период крестоносного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОХОД  В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ И  ПОСЛЕДСТВИЯ

 

В 1198 году место папы римского занял Иннокентий III. После неудачных  предыдущих крестовых походов многие рыцари уже отчаялись отвоевать  Иерусалим. Иннокентий III хотел разжечь  дух крестоносцев на новые завоевания и начал созывать крестовый поход. Послание папы римского в 1198 году, является официальным объявлением Четвертого крестового похода. В своем послании он, объявляет о привилегиях для участвующих в походе рыцарей:„они пользуются освобождением от всех поборов, налогов и других тягостей; […] их имущество сохранится в целости и неприкосновенности до тех пор, пока не получится верное известие о их смерти или возвращении„.[13, с.308]. Это и еще освобождение от всех долгов было заманчивым предложением для обедневших рыцарей, а также хорошей возможностью прикрыть свои захватнические деяния защитой церкви. В поход шли все неимущие, обедневшие, задолжавшие люди.

„В литературе распространена легенда, будто на турнире выступил Фульк из Нейи, якобы увлекший своим словом рыцарей; однако наш главный источник, подробно повествующий о ходе событий, — Жоффруа Вильгардуэн ничего не говорит о проповеди Фулька, а он не преминул бы упомянуть об этом, если бы кюре из Нейи действительно был на турнире. Во всяком случае, именно с ноябрьского турнира рыцарей и сеньоров охватила крестоносная лихорадка. Среди принявших крест находились видные феодальные магнаты — люди большей частью молодые (почти никто из них не был старше 30 лет)„ . [20]

23 февраля 1200 г. в Брюгге  приняли крест Балдуин IX, граф  Фландрии (зять Тибо Шампанского  и будущий император Латинской  Империи) и его братья Генрих (будущий второй император Латинской  империи) и Евстафий.

Столь единодушный порыв  и состав участников имеет достаточно прозаическое объяснение. Граница Англии и Франции в те времена проходила по континенту, и многие британские и норманнские аристократы являлись вассалами одновременно английской и французской корон. Почти все перечисленные магнаты во время недавней англо-французской войны сражались на стороне дома Анжу, они не без оснований опасались репрессий французского короля. Поэтому они и решили по всей вероятности принять крест.

В обстановке когда буквально  «земля уходила из-под ног», т.е  весной и осенью 1200 г. все они неоднократно собирались для обсуждения предварительных  мероприятий и для выработки  плана похода – сначала в Суассоне, затем в Компьене. При этом предводителем похода был избран двадцатидвухлетний граф Шампанский, брат недавно погибшего короля иерусалимского Анри I.

Участие столь значительных и владетельных персон обеспечивало походу вполне достаточное количество материальных средств и живой  силы.

Цель похода – Египет однозначно определял способ доставки войска – корабли, поэтому организаторы и решили зафрахтовать достаточное  число судов для перевозки  крестоносцев в Александрию. Робер де Клари пишет о двух послах, которые отправились в 1201 году искать флот, ибо не каждый город мог предоставить им такое количество лодок. По его мнению, они отправились сначала в Геную, потом в Пизу, а после дошли до Венеции. Жоффруа де Виллардуэн, который был одним из послов, указывает другие сведения. Он уже говорит о шестерых послах: Жан Фриэзский, Готье де Годонвиль, Милон де Бребан, Конон Бетюнский, Алар Макеро и сам автор хроники. Они обратились к дожу Венеции Энрико Дандоло, и договорились о найме кораблей на условии выплаты крестоносцами около 100 тыс. марок и отъезде вместе с крестоносцами 50 галер с венецианцами, которые получат половину завоеванной добычи во время крестового похода. Флот должен быть готов через год, тогда и произойдет уплата за него и отправление в поход.

Таким образом, венецианцы, не любившие греков и считавшие их торговыми соперниками, стремились к падению Византийской империи  или, по крайней мере, ослабления ее могущества. Это и есть основная причина похода и желание венецианцев присоединиться к крестоносцам.

Исполняя свое обещание, дож Венеции построил флот, а крестоносцы  собрались на острове Св. Николая  в Венеции. Однако войско крестоносцев не смогло уплатить необходимой суммы венецианцам.

Венецианцы, требуя окончательного расчета, отказались поставлять крестоносцам провиант и корабли. 15 августа 1202 г. дож Дандоло предложил крестоносцам отсрочку платежа до окончания похода в обмен на участие во взятии Задара. Здесь некоторые исследователи усматривают торговую предприимчивость венецианцев и хитрый ум девяностолетнего дожа Венеции Энрике Дандоло. М. А. Заборов так прямо и пишет про него: „заключая договор, циничный венецианский дипломат и купец предугадал то, о чем, верно, и не задумывались Виллардуэн и его спутники: дож учитывал, что едва ли в Венецию соберутся все крестоносцы […] И уж тогда от венецианского правительства, от него, дожа Дандоло, будет зависеть дальнейшая участь крестоносцев […] От него будет зависеть, в каком направлении повернуть рыцарское войско, так чтобы это принесло максимальную выгоду Венеции„.[9, с.203] Однако, хоть утверждение и вполне логично, но вряд ли дож Венеции был настолько дальновиден, иначе зачем ему тогда надо было выполнять свои обязательства до конца, предоставляя крестоносцам именно столько судов, на сколько условились. К тому же не предоставив суда крестоносцам, он знал, что будет обвинен папой Иннокентием III в том, что венецианцы сорвали священный крестовый поход.

Предложение о взятии Задара было принято всеми неоднозначно. Робер де Клари пишет: „Бароны и знатные рыцари-крестоносцы дали свое согласие на то, что предложил им дож; но все остальные в войске не знали об этом замысле, за исключением самых знатных людей„ .[2,с.13]. С другой стороны Виллардуэн дает сведения о том, как далось это решение и что оно исходило от меньшинства:„Так был предложен этот договор. Ему самым решительным образом противились те, кто хотел, чтобы войско распалось: но, несмотря ни на что, договор был заключен и утвержден„ . [3,с.20]. Это говорит о том, что мелкие рыцари и клирики воспротивились походу на христианский город и хотели идти сразу в Египет. Некоторые пилигримы с этого времени отказались в этом участвовать и повернули назад домой.

Оправдывая действия крестоносцев, Жоффруа де Виллардуэн постоянно  называет тех, кто противился походу на Задар и позднее на Константинополь, „часть пилигримов, которая хотела, чтобы войско распалось„ . [3,с.24]. Этим же он объясняет то, что послы, пожелавшие сдать город сразу, передумали и ушли без переговоров.

Заняв Задар, и исполнив, таким образом, обязательство перед  Венецией, крестоносцы остановились здесь до весны 1203 г. В то же время они отправили послов к Иннокентию III для того, чтобы он снял отлучение крестоносцев. Папе ничего не оставалось, как снять отлучение и благословить их на дальнейший путь в землю сарацин.

Участие крестоносцев в походе на Задар ― это первое изменение направления Четвертого крестового похода. Предположительно, попав в ловушку дожа Дандоло у них не было другого выхода, потому то и решение о походе было трудным.

В январе 1203 г. в Задар  прибыли послы от императора Священной  римской империи Филиппа Швабского  и византийского царевича Алексея, сына низложенного императора Исаака. Руководителям похода было передано письмо германского императора, в котором говорилось: „Если Бог поможет вам посадить его на престол, он подчинит католической церкви греческую империю. Он вознаградит вас за убытки и поправит ваши оскудевшие средства, […], и обеспечит продовольствие для всей армии. Наконец, вместе с вами он пойдет на Восток или предоставит в ваше распоряжение корпус в 10 000 человек, который будет содержать за счет империи в течение одного года. Сверх того даст обязательство всю жизнь содержать на Востоке отряд в 500 воинов„ . [20]. Это предложение было подкреплено актом согласия царевича Алексея на означенные условия.

В феврале 1203 г. были подписаны два договора, практически узаконившие все обещания претендента на константинопольский престол:

1) союз между германским  императором Филиппом и царевичем  Алексеем;

2) договор между Венецией  и крестоносцами о завоевании  Константинополя. 

Интересный момент: Робер де Клари пишет о 1000 рыцарей, приехавших в Венецию. Виллардуэн же пишет, что клятву договора с царевичем Алексеем приняли только 12 рыцарей. [3, с.28]. Даже если учесть, что большинство из 1000 рыцарей были низкого происхождения и на совете не участвовали, 12 человек все равно довольно малое количество. По-видимому, это были наиболее значимые рыцари, из которых Виллардуэн указывает на Бодуэна Фландрского, маркиза Монферратского, графа Луи Блуасского и Шартрского и других. Однако никто из хронистов не говорит о причинах принятия таких решений.

Робер де Клари упоминает, что епископы тоже благословили этот поход: „это не только не явится грехом, но будет скорее благочестивым деянием, ибо, поскольку с ними законный наследник„ . [2, с.31] Хотя с другой стороны по всей христианской идеологии клирики должны были быть против. Следовательно, возможно, была другая причина пойти на Константинополь кроме законного наследника.

Любопытно написано у автора еще одно предложение, в котором  дож Венеции говорит о том, что „теперь им представляется подходящий предлог для того, чтобы направиться в Константинопольскую землю, и что он за это, все бароны до единого согласились с ним„. [2, с.31]. Здесь явно можно наблюдать сильное влияние Энрико Дандоло на крестоносцев. Но с другой стороны оба хрониста подчеркнули тот факт, что палатка царевича Алексея стояла возле палатки маркиза Монферратского и переговоры с царевичем велись именно в палатке маркиза. Можно предположить, что маркиз и дож Венеции, а также и другие знатные рыцари приняли единодушное решение о направлении на Константинополь.

Когда крестоносцы достигли Константинополя, дож Венеции предлагает провести законного наследника на лодке вдоль Константинополя, чтобы жители сами смогли опознать его. И если Робер де Клари утверждает, что наследника не признали [2, с.32], то Виллардуэн объясняет причину этому "из страха и боязни перед императором Алексеем".[3, с.39].

Шестого июля 1203г. галеры венецианцев прорвали цепь, преграждавшую вход в Золотой рог и, уничтожив малочисленные византийские корабли, высадили отряды крестоносцев в Галате, которая прикрывала с северной стороны вход в залив. Уже на следующий день рыцарям удалось взять Галатскую башню. Робер де Клари указывает на доблесть венецианцев: „дож Венеции сказал, что он выступит вперед со всеми своими людьми и с божьей помощью высадится на берег„. [2, с.32]. Можно предположить, если бы венецианцы хотели изменить делу крестового похода, то они не лезли бы в самое пекло сражения, а играли бы менее заметную роль.

Семнадцатого июля 1203г. начался штурм. Алексей III бросил против сухопутных отрядов франков последние резервы. По другим источникам, армия Алексея не приняв бой, возвратилась в город. В любом случае с этого момента управление войсками было потеряно, в городе началась паника. Алексей III, оставив жену и детей и захватив с собой императорскую сокровищницу - около тонны золота, покинул город и отправился в северо-восточную Фракию.

Девятнадцатого июля 1203г. утром в городе, оставшемся без верховной власти, начались волнения, переросшие в антиправительственный бунт. Толпа провозгласила басилевсом слепого Исаака, которого привели из тюрьмы во дворец. Крестоносцы заставили посаженного горожанами императора подтвердить обещания, данные его сыном. В этом случае крестоносцам помог дворцовый переворот.

Император Алексей IV должен был рассчитаться с крестоносцами и продолжить поход в Святую землю. Посредством конфискации имущества приверженцев прежнего правительства, присвоения церковных ценностей и переплавки памятников искусства, Исааку удалось собрать 100 000 марок. Эту сумму следовало разделить поровну между венецианцами и крестоносцами, последним осталось из нее очень мало, ибо они должны были выплатить Венеции 35 000 марок.

Информация о работе Четвертый крестовый поход