Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Новые основы Афинского полиса были заложены в VI в. до н.э. реформами Солона и Клисфена.
Экономическая реформа Солона связана с проведени¬ем сисахфии - долговой реформы. Все долги афинских граждан аннулировались, долговое рабство отменялось, проданные за границу в долговое рабство афиняне под¬лежали выкупу государством. Закладывались экономи¬ческие и правовые основы для развития частной соб¬ственности. Разрешались свободная купля-продажа зем¬ли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний.

Содержание

Введение 3
1.1.Демократическое государство Древних Афин 5
1.2.Становление демократической организации 5
1.3.Органы прямого народовластия 8
1.4.Должностные лица 11
2. Финансовая система 12
3. Суды в системе народовластия 13
4. Деформация афинской демократии 16
4.1.Полис и демократия 17
5. Правовая политика и законодательство афинской демократии 19
6. Заключение 22
7. Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Афинское государство в период расцвета..doc

— 75.81 Кб (Скачать документ)


1

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»»

 

 

К УРСОВАЯ   Р А Б О Т А

 

 

По предмету: История государства и права зарубежных стран

Тема: Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.).

 

 

Выполнил:

Студент  __1_ курса

________1___ семестр

полная.. ф.о.

Ф.И.О.  Мальгина Юлия Михайловна                         

 

                                        Стрежевой2010

                                              содержание

 

1. Введение                                                                                                 3                                                                                          

1.1.Демократическое государство Древних Афин                            5

1.2.Становление демократической организации                                    5

1.3.Органы прямого народовластия                                                  8

1.4.Должностные лица                                                                        11

         2.   Финансовая система                                                                           12

        3.   Суды в системе  народовластия                                                   13

4.   Деформация афинской демократии                                                  16       

        4.1.Полис и демократия                                                                     17

  5.   Правовая политика и законодательство афинской демократии 19

6.   Заключение                                                                                          22

7.   Список литературы                                                                             24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       1.Введение

 

В VIII в. до н.э. в результате «синойкизма», т.е. сли­яния нескольких поселений с сельскими округами в единый крупный город, образуется Афинский полис. Реформа приписывается легендарному царю Тесею. По­лис представлял собой город-государство, базировавший­ся на гражданской политической общине. В Афинах складывается рабовладельческая демократическая рес­публика.

Утверждение республиканского строя в Афинах свя­зано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам.

Важным шагом на пути трансформации патриархаль­но-клановой организации в гражданскую политическую общину стала борьба между аристократическими клана­ми (крупными земельными собственниками) и демокра­тическими слоями (демосом). Великая греческая коло­низация Средиземноморья подстегнула развитие эконо­мики (ремесла, морской торговли). Захват отдаленных земель увеличил приток рабов, которые интенсивно эк­сплуатировались в ремесленном производстве, на рудни­ках, тяжелых портовых и корабельных работах. Разви­вается частновладельческое рабство: рабы становятся вы­годным помещением капитала. Появляются новые категории населения: феты - зависимые крестьяне, по­падавшие в долговую кабалу; метеки - неполноправные свободные люди. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, потребовавшие немедленных реформ.

Новые основы Афинского полиса были заложены в VI в. до н.э. реформами Солона и Клисфена.

Экономическая реформа Солона связана с проведени­ем сисахфии - долговой реформы. Все долги афинских граждан аннулировались, долговое рабство отменялось, проданные за границу в долговое рабство афиняне под­лежали выкупу государством. Закладывались экономи­ческие и правовые основы для развития частной соб­ственности. Разрешались свободная купля-продажа зем­ли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний.

Цензовая реформа Солона разделила граждан на че­тыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряд наделялся определенным объемом политических прав: все разряды участвовали в народных собраниях, первые три разряда могли занимать общественные дол­жности, первый разряд получал право на занятие дол­жности архонтов.

Государственные реформы Солона усилили роль народ­ных собраний. Функции государственного управления были переданы Совету четырехсот. Он комплектовался по родовому принципу на основе имущественного ценза: по 100 человек от каждой филы (племени), избиравшихся из первых трех разрядов. Был создан судебный орган - гелиэя, куда могли избираться афинские граждане незави­симо от имущественного положения.

В конце VI в. до н.э. реформы Клисфена окончатель­но разрушили остатки родовой организации.

Административная реформа Клисфена разделила госу­дарство на 10 фил - территориальных образований, каж­дая из которых включала в себя три триттии из разных частей страны (городскую, прибрежную и земледельчес­кую). Филы подразделялись на демы - территориальные самоуправляющиеся округа во главе с демархами.

Государственная реформа Клисфена заменила Совет четырехсот Советом пятисот. Совет пятисот формировал­ся по территориальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Он осуществлял функции государствен­ного управления. Для военного управления была созда­на коллегия 10 стратегов: по одному представителю от каждой филы. Клисфен ввел процедуру остракизма - специального голосования народного собрания для опре­деления лиц, представляющих опасность для государ­ства. Подвергавшиеся остракизму, изгонялись за пределы полиса на 10 лет.

Реформы тиранов-законодателей - Солона и Клисфе­на разрушили родоплеменную организацию Афин, завер­шили становление Афинского полиса и заложили основы демократии. В рамках полиса складываются специфичес­кие общественные отношения, основанные на понятии гражданства. Гражданин - полноправный свободный че­ловек, пользующийся политическими правами (т.е. обла­дающий правом участия в решении общих дел полиса). Полисная идеология основывалась на всемерной защите своих граждан как внутри полиса, так и за его предела­ми. Полис обеспечивал коллективу полноправных граж­дан право собственности на землю и рабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.1 Демократическое государство Древних Афин

 

К концу VI в. до н. э. в Афинском полисе сложилась завершен­ная государственная организация, построенная на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти. Строй афинской демократии (V-IV вв. до н. э.) стал наиболее своеобразным достижением традиции всей ан­тичной государственности, спустя тысячелетия продолжая привле­кать к себе политическое внимание. Для самих Древних Афин это было время не только стабильного в целом государственного поряд­ка, но и особого экономического и культурного расцвета, активной внешней политики, когда Афины стали практически центром Сре­диземноморского мира.

 

 

      

 

        1.2  Становление демократической организации

 

Принципы будущей демократической системы были заложены во второй половине VI в. до н. э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце IV в. до н. э. Однако общая система институ­тов власти и управления выработалась не единовременно, а стала итогом, по меньшей мере, двух этапов политических реформ.

 

Первый этап (508 —462 гг. до н. э.) связан с реализацией поли­тики, направленной на окончательное низвержение аристократиче­ского господства и традиций родового строя; начало ему положили реформы Клисфена, в 509 г. до н. э. ставшего лидером земледельче­ского и ремесленного населения в политической борьбе (9, с. 104).

В Афинах была создана новая территориальная ор­ганизация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил и фратрий) было распи­сано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин дол­жен был быть приписан к такому дему; собственно с занесения в список и начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправле­нием: на собрании избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил (но­вых); каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполни­тельная комиссия, представители в общеполисном управлении). По­мимо этого, вся Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Бе­рег, Внутренняя земля. Филы и демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов полиса. Тритии не име­ли существенного значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного насе­ления был положен конец.

Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой Вилы; установлен и возраст для избрания в него. Булэ стал не толь­ко общеполитическим, но и исполнительным органом: он делился на 10 секций, каждая из которых занималась срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 г. до н. э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности законов. Роль булэ несколько ограничивалась народ­ным собранием, которое отныне должно было собираться раз в деся­тую часть года для избрания магистратов, решения вопросов оборо­ны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы выносились на Собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени от­носится появление коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

Сформировался новый политический статус Гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правами на получение земли: в 506 г. до н. э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-560 гг.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю во вновь завоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граж­дане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятель­ность будет оценена опасной для блага полиса: в 506 г. до н. э. вве­дена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства (там же, с. 105) . С 501 г. до н. э. утвердился порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

 

Второй этап (462-412 гг. до н. э) знаменовался дальнейшим про­движением народовластия (после попыток олигархии в 496 г. до н. э., в связи с нашествием персов взять власть в свои руки), созда­нием правовых начал деятельности новых институтов на основе раз­граничения полномочий; конкретные преобразования были главным образом плодом реформ лидеров Перикла и Эфиальта, видных ораторов и военачальников.

Первым был Эфиальт (462 г. До н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократически настроенного большинства и неугодный знати. По мнению Платона, он «опоил демос неумеренной свободой» (5, с. 158.) Платон имел в виду ограничение и уменьшение политической власти ареопага в пользу народного собрания, Совета пятисот и гелиэи. Разногласия  из сферы политической жизни были давно перенесены в сферу полемики любителей политической мудрости, далеко, однако, отстоявших от забот и тревог повседневной политики. «Для меня один муж стоит десяти тысяч, если он лучший», - заявил еще в веке Гераклит. Ему возражал Демокрит, полагавший за истину, что «бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии» (там же).

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429), который ввел плату за посещение народных собраний и заседаний народного суда (гелиэи), что позволило привлечь к участию в делах государства малоимущие слои. Для решения  даже самых важных вопросов на собраниях достаточно было поприсутствовать примерно пятой части всех полноправных граждан, что составляло 6 тысяч афинян.

Произошла демократизация органов власти и управления. Последний оплот аристократии, практически со­крушен был ареопаг как орган власти; ему сохранены были только управление и суд по религиозным делам. С 457 г. до н. э. должности архонтов были открыты впредь и для низшего цензового слоя — зевгитов. Чтобы предоставить реальную возможность небогатым гражданам участвовать в деятельности властных и судебных инсти­тутов, была установлена плата за исполнение гражданских обязан­ностей (членам гэлиэи — по 3, членам Совета — по 5 оболов, ар­хонтам — по 4 обола в день, пританам — по 1 драхме в день).

Информация о работе Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.)