Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Новые основы Афинского полиса были заложены в VI в. до н.э. реформами Солона и Клисфена.
Экономическая реформа Солона связана с проведени¬ем сисахфии - долговой реформы. Все долги афинских граждан аннулировались, долговое рабство отменялось, проданные за границу в долговое рабство афиняне под¬лежали выкупу государством. Закладывались экономи¬ческие и правовые основы для развития частной соб¬ственности. Разрешались свободная купля-продажа зем¬ли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний.

Содержание

Введение 3
1.1.Демократическое государство Древних Афин 5
1.2.Становление демократической организации 5
1.3.Органы прямого народовластия 8
1.4.Должностные лица 11
2. Финансовая система 12
3. Суды в системе народовластия 13
4. Деформация афинской демократии 16
4.1.Полис и демократия 17
5. Правовая политика и законодательство афинской демократии 19
6. Заключение 22
7. Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Афинское государство в период расцвета..doc

— 75.81 Кб (Скачать документ)

Право в разной мере обязывало своими требованиями сословие, становясь для одних правом-привилегией, для других — формой закрепления социальной униженности.

Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум четыре категории населения, различавшиеся по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сфере.

Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане (аналогичная категория гражданства была и во всех других полисах Эллады). По закону 451 г. до н. э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином. По наступлению совершеннолетия (в 18 лет для юношей) производилась запись нового гражданина во фратрию и в филу (согласно демовым спискам по желанию; некоторые особо почетные фратрии и филы были закрытыми, т. е. только для собственных детей). После этого наступала возможность пользоваться предусмотренными законами правам. Юноши в течение двух лет (с 18 до 20) обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народном собрании. Гражданские списки велись органа самоуправления —демотами; общий контроль осуществлял булэ. За каждым оставалось право оспорить неправильную, с его точки зрения, запись о гражданстве. При Солоне вошло в практику приостановление гражданства путем натурализации (обживания) новых мест выходцам из других греческих полисов, но достаточно быстро это прекратилось. Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем врожденной привилегией.

Права гражданства проявлялись, прежде всего, в политической сфере, т. е. в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в отдельных случаях из общественных фондов. Помимо воинской, афиняне-граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

В рамках полисной организации афинские граждане были практически равными. Имущественные цензы, установленные Солоном исторических категорий свободного населения, имели значение записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в органы магистратов. Самая низшая имущественная категория — феты— находилась вместе с тем в политически приниженном положении: они не могли назначаться в должностные лица (хотя в V в. их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса). Даже после демократических реформ сохранилось привилегированное положение родовой аристократии: патриархальная власть в отношении членов-фратрий, только они могли совершать жертвоприношения. Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой процедурой — епитимией.   За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии  — лишению гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была след­ствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия — лишение части прав (например, вчинять иски). Категорией свободного, но неполноправного населения были метэки. Обычно эти были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получили (по-видимому, их интересы выражали покровители из числа новой знати). В отличие от полноправных граждан метойки не имели и прав на получение земель из общественных фондов, не при­писывались к клерухиям (что давало право на землю в новоприобретенных областях или завоеванных). Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях (Олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу — архонту-полемарху. Хотя метойки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные, так, за убийство метойка полагалась не смертная казнь, а каторжные работы.

Особую категорию населения Афин составляли иностранцы, те, кто жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели политических прав. Иностранцы могли получать индивидуальные привилегии (за оказанные услуги полису, из уважения к богатству или известности): право владеть землей, но в меньшем, чем афиня­не, размере, доступом в театр и т. п.

Значительная часть населения полиса была на положении рабов. Рабами становились: по рождению, по приговору суда в от­ношении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, за­хваченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и час­тным лицам (к IV в. до н. э. большинство афинских граждан обла­дало 3-4 рабами). Использовались рабы, как правило, в домашнем хозяйстве или как специалисты (в земледельческом или ремеслен­ном производстве их практически не было); раб в Афинах был до­статочно дорог — цена доходила до размеров годовой платы ремес­ленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью или смертью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту своей личной чести. В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политически преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой. Публичные (государственные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах (эргатаи), на полицейской службе (тохотаи), в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах (гипетаи).

Закон и право Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание Закона и Права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение. Право могло быть двух родов, согласно общегреческому преданию. Как широкое понятие —Themis — это воплощение воли богов, оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между раз­ными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие — Dike — это и собственно юридическая норма, и вместе тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридических представлений о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.

Юридическое предписание, закон — только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могли быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — глобальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл или большинство конкретных предписаний, установленных Драконтом или Солоном. Третий — псефисма — индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида — регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон — только один из  путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный: «И только вследствие того обстоятельства, что решение одних вопросов может быть подведено под законы, а других не может, приходится недоумевать и исследовать, что предпочтительнее: господство ли наилучшего закона или господство наилучшего мужа, — так как вопросы, обычно требующие обсуждения, не могут быть заранее решены законом» (2, с.8).

 

 

 

 

 

 

 

                                                   6. Заключение

 

 

Реформы тиранов-законодателей - Солона и Клисфе­на разрушили родоплеменную организацию Афин, завер­шили становление Афинского полиса и заложили основы демократии.

Афинский полис развивался как демократическая республика. В его основе - демократическое самоуправ­ление с правом каждого полноправного гражданина при­нимать участие в общественных делах. Складывается система разделения властей: полномочия государствен­ных органов различались, а возможность взаимного кон­троля создавала систему сдержек.

Народное собрание (экклессия) воплощало принцип верховенства народа. Компетенция: законодательные пра­ва, издание постановлений по частным вопросам, избра­ние и контроль должностных лиц, решение вопросов вой­ны и мира, процедура остракизма и т.д. Правом на уча­стие в народных собраниях обладали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Экклессия являлась центром политической жизни. Она собиралась 40 раз в год. Каждый гражданин обладал правом обсуждения предлагаемых решений, правом зако­нодательной инициативы. Важное место в государствен­ной жизни занимали демагоги - вожди партий в собра­нии. Демагоги - народные ораторы, направлявшие поли­тическую деятельность.

Совет пятисот (булэ) выполнял функции государ­ственного управления. В его ведении находились вне­шняя политика, управление финансами, регулирование торговли, контроль над должностными лицами, предва­рительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Булэвты избирались на один год из граждан, достигших 30-летнего возрас­та, и представляли 10 территориальных фил. По окончании срока полномочий, булэвты отчитывались перед народным собранием и могли быть привлечены к ответ­ственности. Совет подразделялся на 10 комиссий (пританий), которые поочередно приступали к выполнению своих обязанностей.

Гелиэя - высший судебный орган. Она являлась апел­ляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассматривала дела о государственных преступ­лениях и злоупотреблениях должностных лиц. Законо­проекты, принятые народным собранием, становились законами лишь после одобрения в гелиэе. Судьи изби­рались по 600 человек от 10 территориальных фил на один год из граждан, достигших 30-летнего возраста. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 судей и 100 за­пасных. Коллегии приступали к своим обязанностям по жребию.

Коллегия 10 стратегов в V в. до н.э. представляла со­бой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжа­лись финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве.

Должности в Афинах замещались на принципах вы­борности (по жребию), срочности, коллегиальности, от­ветственности. Особенностью афинской демократии было участие малоимущих граждан в политической жизни: реформа Перикла установила вознаграждение за выпол­нение обязанностей в качестве должностного лица.

В то же время доступ к политической жизни сохра­няли только полноправные граждане, являвшиеся та­ковыми благодаря своему происхождению. Неполноправ­ное население (метеки в Афинах) обладали личной сво­бодой, имущественными правами, но не наделялись политическими правами, т.е. не допускались к участию в государственной жизни.

Афинское государство представляло собой первый в истории человечества опыт демократической республики, но имела ограниченный характер. Поскольку обеспечивала полноправие только свободного населения и распространялась только на тех, у кого родители были афинянами, не принимая в ряды афинских граждан пришельцев. Среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и участия в политической жизни. Это были крестьяне из горных районов, которым было сложно добираться до Афин, и которых заботил больше собственный урожай, чем участие в народном собрании.

Управление обществом осуществлялось партиями  и их вождями – демагогами. Их было две: олигархическая партия, представляющая интересы богатых людей и демократическая, опирающаяся на мелких дельцов, наемных работников, простого народа и моряков.

Однако, при всех своих недостатках, афинская демократия имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет огромное историческое значение.

 

 

 

Список литературы

 

 

1.      Античная демократия в свидетельствах современников /Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко.- М., 1996

2.      Антология мировой политической мысли: Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция.- М.: Мысль, 1997.- 837 с.

3.      Аристотель Афинская полития: Сочинения в 4 т.: Т.4.- М., 1983

4.      Виноградов П.Г. История правоведения: Курс для историков и юристов.- М.,1911

5.      Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.- М.: Норма- Инфра-М, 2000.- 744 с.

6.      Еврипид Просительницы.- с.405-409

7.      История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, 2006.- 496 с.

8.      Кучма В.В. Государство и право древнего мира: Курс лекций.- Волгоград: Офсеет, 1998.- 234 с.

9.      Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. Т.1.- М.: Приор, 1999.- 528 с.

 



Информация о работе Афинское государство в период расцвета (V-IV века до н. э.)