Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Соотношение  экономического базиса и политической  надстройки в демократическом  обществе………………………………………………………5

2. Право  и государство: основные теории  их соотношения…………………..20

3. Роль  права и государства в становлении рыночных отношений…………..30

Заключение……………………………………………………………………….40

Список  используемой литературы……………………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Взаимодействие  государства, права и экономики  всегда вызывало повышенный интерес, как  в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

   В современной науки и теории эта  проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представлении об их связях и воздействиях друг на друга. Пристальное изучение этой проблемы необходимо для осмысления ошибок допущенных в прошлом, и построении системы, наиболее рационального взаимодействия государства, права и экономики.

   Вопрос  о соотношении государства, права  и экономики всегда будет вызывать споры, во-первых, потому что с поступательным развитием общества всё многообразие правовых, государственных и экономических отношений постоянно видоизменяется и преобразуется в более совершенные формы, а, следовательно, изменяются и их соотношения. Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства, права и экономики складывается с особой спецификой, так как в различных регионах существенно отличаются культура, моральные ценности, историческое развитие, религия, привычный уклад жизни и т.д., что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий.

   Выбор мною курсовой работы на тему "Соотношение  государства, права и экономики" обусловлен актуальностью данной темы, её многогранностью и множеством мнений на этот вопрос. Огромное значение эта проблема имеет для становления современного Российского государства. Для дальнейшего поступательного развития России необходимо создание таких условий, где право, государство и экономика будут органически взаимодействовать и дополнять друг друга. На современном этапе развития Российское государство стоит перед сложным выбором дальнейшего пути. Необходимо определить тенденции в изменениях государства, права и экономики, с тем, чтобы учитывать их при начавшемся строительстве демократии и правового государства, чтобы максимально уравновесить интересы всех социальных групп и создать условия для полноценного, материального и духовного, развития общества и личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Соотношение  экономического базиса и политической  надстройки в демократическом  обществе

       

   В числе явлений, с которыми связаны возникновение и существование государства, не без оснований указывают на экономику. На определённой ступени экономического развития государство стало необходимостью.

   Более полутора миллионов лет назад, выделившись  из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. В тех суровых климатических и природных условиях индивид мог выжить только в коллективе. Таким коллективом стала община, а позднее род.

   В результате эволюционного развития, человек, для удовлетворения своих потребностей постепенно перешёл от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы.  Археологи установили, что это произошло примерно в VII-III вв. до н.э. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или ловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремёсел производителем продуктов потребления всё в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил "встраивается" разумная сила человека, являющаяся катализатором эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.

   Люди  стали замечать, что в различных регионах выгоднее заниматься различными видами деятельности. Так в одних областях разведение животных более продуктивно, чем, например, охота на них. Это было первым разделением труда.

   При специализации труда орудия труда  совершенствовались и их производство выделяется в отдельный вид общественно-полезной деятельности. Таким образом, произошло второе разделение труда.          

   Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда.

   Производительный  труд вызвал к жизни новый тип  общественных отношений – экономические. С развитием общества развивались  и усложнялись общественные отношения, в частности, экономические отношения. В следствии этого стало необходимым эти отношения каким-либо образом урегулировать.

   Для координации отношений между  индивидами необходима была власть как  отношения между властвующим  и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение. Это было вызвано объективной необходимостью, так как без координированных и сплочённых действий каждого члена общины невозможно было обеспечить материальное благополучие членов общины. При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, осуществлялась выборными лицами и принуждение выражалось через общественное мнение. Постепенно количество управленческих функций возросло и соответственно возрастало число родоплеменной верхушки. Лидеры предпочитали сами готовить себе приемников, как правило, это были кровные родственники. Так шёл процесс самоизоляции власти. Расширилось количество функций возложенных на власть и её права. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства находящимися в общей, коллективной собственности. В последствии политика и право выполняют функции формального закрепления преимуществ общественных лидеров. Политические  и правовые инструменты регулирования отношений были направлены на дальнейшее увеличение материальных богатств верхушки общества и формально-юридическое закабаление простого населения. 

   Увеличение  объёма производства постоянно требовало  дополнительной рабочей силы, которая  пополнялась за счёт набегов на другие племена и превращением пленников в рабов, в класс, не имеющий практически никаких прав.

   Таким образом, три крупные общественные разделения труда, ознаменовавших переход  к "производящей" экономике, возникновению  частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Этот строй постепенно развалился, а вместо него появляется новое социальное явление – государство.

   Основываясь на вышесказанном можно говорить о том, что именно экономическое  развитие послужило своеобразной платформой для создания политической надстройки. Но ошибочным было бы полагать, что только развитие экономических отношений было предпосылкой для развития политических надстроечных явлений и государства. Не всегда влияние экономики столь очевидно и однозначно. Она лишь, в конечном счёте, предполагает развитие надстроечных явлений. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, иные субъективные факторы.

   Экономика как система отношений в сфере  производства, распределения и потребления материальных благ предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений непосредственно отражается на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений.

   Важное  воздействие экономики ощущается  не только на возникновении политической надстройки общества, но и на её функционировании. Это воздействие происходит посредством волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных общественных условиях, по-разному воспринимает формы и методы воздействия материальных факторов на общественную жизнь. Политические институты влияют, прежде всего, на массовое поведение, поведение социальных общностей и через его призму – на групповое и индивидуальное поведение, что позволяет фиксировать и поощрять типично полезное поведение.

   Распределение в обществе материальных благ между  различными социальными группами влияет на взаимоотношения между ними. Происходит борьба за такое распределение благ, которое в наибольшей степени устраивало бы различные социальные группы. Если взглянуть на историю с этой точки зрения, то можно обнаружить, что причинами практически всех социальных потрясений, восстаний и революций были недовольство одного класса общества распределением материальных благ общества.  

   Государство обладает относительной самостоятельностью, так как экономика лишь, в конечном счёте, определяет появление государства. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, и, следовательно, лишним звеном в общественном механизме. Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием. Понятие "относительная самостоятельность государства" выражает, прежде всего, зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии, культуры. Политическая надстройка оказывает значительное влияние на экономику. Она может закреплять, притормаживать или стимулировать развитие процессов происходящих в экономической сфере. В политике больше всего отражаются экономические интересы различных социальных групп. Государство чаще всего являлось лишь выражением в концентрированной форме экономических потребностей класса, господствующего в производстве. Определения государства как особого аппарата в руках экономически господствующего класса для подчинения классов эксплуатируемых всё-таки, несмотря на их ограниченность, имеют под собой реальные основания. Потому-то и получило столь широкое распространение определения политики как концентрированного выражения экономики. Особенно заметно на содержание политических решений сказываются интересы тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике.

   С помощью политики и политической власти они закрепляют и умножают своё материальное положение, гарантируют его независимость от возможных посягательств со стороны других членов общества. Это выражается установлением специальных правил поведения, которые охраняются от нарушений государственным аппаратом. Помимо всего этого государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

   Во-первых, государство выполняет функцию  защиты страны от нападения извне  и тем самым охраняет экономическое  пространство внутри страны.

   Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества – также необходимая предпосылка нормального развития и функционирования экономики.

   В-третьих, государство выступает и субъектом  экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической  системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования и культуры и др.

   В-четвёртых, с усложнением в ходе исторического  развития экономических связей государство  всё более активно вмешивается  в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным явлениям и тенденциям, возникающим в рыночной экономике. В данном случае речь идёт не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: борьбе с монополизмом, контроль за качеством продукции, соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.

   Можно с уверенностью говорить о том, основываясь  на историческом опыте, что деятельность государства и других политических институтов существенно воздействует на экономику.

   В мировой практике сложилось две  модели построения экономики: социалистическая и капиталистическая. Первая модель строится на полном огосударствлении собственности и средств производства, регулировании большинства экономических отношений государственным аппаратом, строгой регламентации возможных самостоятельных действий, как отдельных физических лиц, так и организаций. Другая же модель экономики основана на институте частной собственности, свободной конкуренции, установлении государством запретов на совершение некоторых действий, а в остальном предоставлении полной свободы действий.

Информация о работе Государство, право, экономика