Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

   Существенные  трудности в теоретическом осмыслении тенденций и закономерностей  развития переходного общества создает, как раз, противоречивость процессов, протекающих в его социально-политической и экономической жизни, а также противоположный характер сосуществующих явлений (как, например, характерное для современного российского общества параллельное существование административно-командных и либерально-демократических методов управления).

   Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства можно представить, прежде всего, как систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами и учреждениями в обеспечения эффективного, надежного функционирования рыночных механизмов. Такое понимание государственного регулирования экономики в большей степени относится к государствам со сложившейся системой экономических отношений и реально действующими экономическими механизмами, свойственными тому или иному типу экономики.

   Законодательные меры, принимаемые государством для построения рыночных отношений – это принятие нормативной базы, способной отразить все аспекты современной экономической жизни. В целом в законодательстве развитых стран особенно чётко прописаны вопросы имущественных (владение, пользование, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и т.п.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монополиям) и налоговых отношений. Формирование здорового рынка возможно лишь при условии правового регулирования, устанавливающего конкретные правила поведения для широкого круга лиц.

   Важно отметить, что правовое регулирование  должно быть определённой гуманной, человечной, демократической направленности. Это право должно гарантировать основные демократические свободы человека, такие как право частной собственности, свободу труда и выбора вида деятельности, равенство всех перед судом, и т.д., но главной высшей ценностью в государстве должен считаться человек и его права неукоснительно исполняться как другими гражданами, так и государственными органами. Всё право должно быть ориентированно на защиту интересов личности и общества, в сбалансировании этих интересов и заключается задача права и государства.

   Между тем действующее российское законодательство по-прежнему носит в основном "шлагбаумный" характер, хотя правовое регулирование  в период перехода к рынку должно базироваться не на правоограничительных средствах (запретах, обязанностях, принуждении и т.п.), а на дозволениях, льготах, поощрениях, т.е. на правостимулирующих". В правовой системе должны преобладать стимулы, хотя без ограничений не обойтись. Российское законодательство нуждается в переориентации, как и осуществляемое на его основе правовое регулирование: право должно стать мощным катализатором реформ, средством ускорения преобразовательных процессов.

   Регулирование рыночных отношений необходимо осуществлять главным образом гражданско-правовыми методами, ибо они являются в принципе дозволительными, характеризуются диспозитивностью и инициативностью. В центре такого регулирования стоит право собственности. Право собственности – абсолютно естественное субъективное право, определяющее многие другие гражданские, личные и политические права. Утверждение многообразия форм собственности составляет сущность экономических реформ.

   Важным  направлением государственной и  правой деятельности по строительству  рыночной экономики является создание системы мер по повышению правовой и политической культуры, становлению демократии. "Сейчас уделяется большое внимание реальному развитию инициативы и политической культуры. Центр тяжести переносится на формирование стимулов заинтересованного участия граждан в управлении на всех уровнях, на обеспечение большей зависимости между уровнем управления, хозяйствования и т.п. и уровнем демократического развития". Высокая правовая культура позволяет большинству граждан осознано действовать в соответствии с действующими законами, в некоторых случаях не поддаться обману или заблуждению, правильно и адекватно оценивать происходящие вокруг события и соответственно действовать. Но нужно сказать, что простое установление каких-либо институтов сразу же в этой области не принесут результатов. В западных странах общественные процессы становления правового государства и демократии проходили длительное время и переросли из правовых институтов в образ жизни.

   С учетом изложенного, целесообразно  в общих чертах обозначить соответствующие исторически обусловленные особенности современного российского государства, заслуживающие внимания, прежде всего, при обсуждении механизма и средств наиболее оптимального разрешения кризисных ситуаций, присущих переходному периоду.

   Независимо  от типологической квалификации нашей прошлой и будущей государственности считается, что реформирование современной российской экономики осуществляется по образцу либеральной экономики западного типа. Очевидно, при этом, что реальное состояние российской экономики еще далеко от избранного образца, однако признается, что экономический возврат России к социалистическому состоянию практически невозможен, вследствие перехода российской экономикой "точки не возврата".

   В рамках модели перехода современного российского государства от централизованно-плановой к социально ориентированной рыночной экономики, отмечается, что процессы подобного перехода объективно требуют адекватных целенаправленных действий со стороны государства, выполняющего в условиях перехода, помимо функций общего порядка, характерных для устоявшейся, стабильной государственно-политической системы, целый ряд специфических функций, призванных обеспечить как можно менее болезненный переход к рыночной экономике. К таким функциям, в частности, отнесены такие, как разработка и осуществление стратегии социально-экономического развития страны, обеспечение социальной ориентации рыночной экономики, целенаправленное формирование государственного сектора экономики, развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов, создание общих законодательных и правовых предпосылок для субъектов рыночной экономики и т.п.

   Одной из основных причин дискуссий об изменении  функций современного российского  государства и активизации его  роли в становлении и регулировании экономики и процессов перехода ее на иные начала объясняется тем, что сложившаяся в прошлом структура экономики России была основой централизованно-плановой системы хозяйствования государства, к тому же имевшего статус сверхдержавы. Переориентация на рыночную модель экономики объективно предполагает иную структуру народного хозяйства и, следовательно, необходимость активного проведения государством соответствующих структурных преобразований.

   Необходимость проведения государством масштабных структурных преобразований вызвана и тем, что в современной отечественной экономике в несколько трансформированном виде сохранились целые сектора, которые не способны функционировать без государственного протекционизма и ряда других привилегий и преимуществ. То есть, наряду с внедрением новых рыночных механизмов продолжают в том или ином виде существовать прежние структуры экономики.

   Нужно также отметить, что сильное государственное  влияние во всех сферах российского  общества является одной из его характерных особенностей, сложившихся на протяжении достаточно долгого исторического периода. Не случайно, в последние годы, отождествляемые с переходным состоянием российского общества, много говорилось об ослаблении российского государства. При этом предлагается множество простых рецептов по укреплению государства, выходу из различных кризисов, активной защите российских государственных интересов на международной арене. В отличие от политической практики, отечественная наука не прилагает слишком много усилий по анализу оснований проблемы "слабого" российского государства.

   Существует  мнение, что слабость российского  государства вызвана такой отличительной  чертой переходного периода в  России, как значительная автономия  политической элиты. Когда структура государственных институтов старого режима распалась, политическая элита сосредоточила свои усилия на экономической реформе, в то время как строительство государственных институтов считалось второстепенным делом. Россия стала квази-государством, формально обладающим государственностью, но не имеющим политической воли, институционной способности и организованной власти для защиты гражданских прав и обеспечения благосостояния населения.

   Однако, скорее всего, слабость современного российского  государства следует рассматривать не как его особенность, вызванную переходным состоянием общества, а как некоторый промежуточный результат, некоторое внешнее условие, при котором протекают переходные процессы в России.

   Значимость  права в формировании будущего российского общества декларируется сегодня повсеместно. Относительно обсуждаемой проблематики можно утверждать, что отмеченные нестабильность переходного периода, разнонаправленность процессов и противоположность явлений переходного общества могут быть нейтрализованы цивилизованным образом только правовыми средствами. Право, как универсальный регулятор общественных отношений (нормативно-ценностный регулятор) обладает своими специфическими средствами и механизмами, что позволяет ему оставаться относительно постоянным явлением даже в переходный, неустойчивый период жизни общества. Именно поэтому, вероятно, в условиях переходного общества праву надлежит отводить основную роль по формированию будущей экономической модели общества.

   Содержательно, роль права в регулировании экономики в современных обществах с рыночной экономикой можно определить следующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

   По  сути, принимая во внимание указанную роль права по регулированию экономических процессов, а, также учитывая относительную самостоятельность правовых институтов и средств от сиюминутных особенностей переходного периода, можно говорить о том, что право институционально оформляет (облачает в правовую форму) существующие экономические отношения в обществе, придает рыночным механизмам статус правовых отношений, что позволяет праву влиять на развитие таких отношений, осуществлять их охрану присущими ему специфическими средствами.

   В Российском обществе произошли глобальные изменения. Они коснулись государства, права, политического устройства и  конечно экономики. Россия в начале лихорадочно, а теперь всё более  увереннее переходит к рыночным отношения и рыночной экономики. Ещё не до конца сформирована нормативная база для функционирования рыночных механизмов, но уже выполнена огромная работа в этой области. Произошла реконструкция государственных органов управления, методы и пределы вмешательства их в экономические отношения также претерпели изменения, став менее заметными. Но главное, началось коренное изменение в сознании и культуре людей. Появились новые ценности и забылись некоторые старые. Всё более начинают утверждаться частная собственность и инициативный характер деятельности хозяйствующих субъектов. С такой динамикой развития общественных отношений в России можно с уверенностью констатировать, что в будущем система российской экономики будет в полной мере соответствовать названию рыночная. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Предметом этой работы был анализ всех сторон взаимодействия и взаимовлияния государства, права и экономики. Взаимоотношения рассматриваемых категорий многосторонни и иногда противоречивы.

   Экономические начала сыграли огромное значение для  возникновения политической надстройки. Но при этом следует отметить, что не только экономические предпосылки повлияли на возникновение государства, но и другие социальные процессы, происходящие в обществе. Существует и обратная связь государства и экономики. Нормальной функционирование экономики невозможно без вмешательства государства. Главным для эффективного регулирования экономики является степень вмешательства государства в процессы производства и распределения и методы, избираемые для такого вмешательства.

   Соотношение государства и права также имеет обратную зависимость. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая её в правовую форму. А право придаёт легитимный характер действующему государству путём его юридического закрепления.

   Заметно и влияние права на экономику. Мировой опыт в ведении хозяйственной деятельности даёт нам право утверждать, что лишь на основании права можно построить эффективно работающую экономику.

   Российское  государство переживает переходный период. Ведутся реформы экономики  и переход к рынку, осуществляется преобразование правовой системы и система государственной власти. Началось изменение и в сознании, культуре людей. Начинают укореняться мнение о том, что именно право должно урегулировать общественные отношения, а государственные органы лишь способствуют реализации права. Изменились и многие жизненные ценности. Личный интерес выходит на первое место, по сравнению с государственным интересом. Утверждается приоритет прав и свобод граждан, начинает уважаться частная собственность.

   Итак, глубокое рассмотрение данной проблемы имеет важное значение для дальнейшего развития России. Изучение взаимодействия государства, права и экономики позволит в будущем найти позитивные пути реформирования страны, которое отразится на всём российском населении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

Информация о работе Государство, право, экономика