Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

   Все эти причины сказываются на снижении стимулирования хозяйственной деятельности, а это в свою очередь влечёт за собой снижение производительности и упадок предприятий и экономики в целом. Процветание же западной экономики связано в первую очередь с высокой степенью заинтересованности хозяйствующего субъекта в результатах своего труда. Классики социализма в своих рассуждениях полагались или вообще не учитывали нравственный и интеллектуальный уровень каждого члена общества. Вполне возможно, что при высоком морально-духовном и интеллектуальном облике каждого человека, не придётся сталкиваться с ситуацией когда о развитии и рентабельности предприятия никто не задумывается, а чиновники, занимающиеся планированием производства и распределением материальных благ смогут с максимальной эффективностью сбалансировать спрос и предложение на товары и услуги. К сожалению, общество, тем более, российское ещё не дошло до того уровня развития, когда эти идеи могли бы притвориться в жизнь. Западная система экономики устойчиво развивается благодаря высокой заинтересованности работника в результатах своего труда. Это достигается путём установления незыблемости частной собственности, свободы действий в экономической и других сферах общественной жизни, широкого круга прав и свобод не только экономических, но личных, наличие демократических институтов и длительной практики проживания общества в условиях демократии, свободной конкуренции. Саморегулирование экономики посредством конкуренции также стимулирует к активизации производства, улучшения качества продукции и снижению цен на неё. Такая ситуация не может не устраивать общество и государство.

   Российское  государство, пройдя через опыт социалистического государства, переходит к построению экономической системы по западному аналогу. Но для построения цивилизованного капитализма необходимо сделать ещё много. Нормативно закреплены институты частной собственности, свобода конкуренции и защита от недобросовестной предпринимательской деятельности, устанавливается, хотя бы формально, демократия, расширяются права и свободы человека и гражданина. В российском обществе происходит укрепление экономических стимулов, постепенно меняется общественное сознание людей, их моральных ценностей и жизненных приоритетов. На мой взгляд, наиболее важным в построении капитализма в России является всеобщее изменение ценностей общества и повышение правовой культуры общества. На данный момент эти процессы продвигаются очень медленно. Наверное, должно пройти несколько десятилетий, прежде чем позиции капитализма, частной собственности, демократии, правового государства устоятся и превратятся в приоритеты если не каждого, то, по крайней мере, большинства населения. 
 
 
 

   2. Право  и государство: основные теории  их соотношения 

   Соотношение государства и права являются дискуссионным вопросом. В науке существует множество мнений на этот счёт. В рамках этой проблемы ставится, как правило, вопрос о том, какое место занимают по отношению друг к другу право и государство, какой из этих социальных феноменов является доминирующим. Проблема соотношения государства и права важна не только для учёных теоретиков, но и для всего общества в целом, для каждого гражданина и от правильного понимания этих вопросов зависит дальнейшее строительство свободного, демократического, правового государства в России.

   Исторически государство и право (как система  исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних  и тех же причин, а именно, в  результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идёт о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности.

   В науке широко распространено мнение о том, что на определённой, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющееся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы определённый индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство.

   Таким образом, право вырастает из обычаев  и экономической необходимости, возникает, как объективная необходимость общества иметь жёсткий и властный регулятор социальных отношений, располагающий принудительной силой, потому что моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись.  

   Жизненные потребности, прежде всего материального порядка, лежат и в основе зарождения государства. Именно эти причины обусловили появление рассматриваемых институтов. При этом закон и власть возникают как взаимосвязанные понятия. Они не мыслимы друг без друга.

   В юридической литературе имеется  и другая точка зрения. Здесь утверждается, что право возникло ещё до появления  государства. Право складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развивается товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается и наиболее совершенная форма права.

   И всё же, наиболее устоявшимся и приемлемым на сегодняшний день является суждение о том, что государство и право – единый процесс и из него трудно выделить обособленное появление какого-либо из этих явлений. 

   О назначении государства и права  уже давно ведутся дебаты. По учениям  К. Маркса и Ф. Энгельса назначение государства  и права состоит в том, что  они выступают средством упорядочения общественных отношений, призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служат для них способом совместного удовлетворения интересов. В условиях, когда интересы индивида противоречат общим интересам, создаётся необходимость создания органа (государства) берущего на себя обязанность по регулированию и сбалансированию интересов различных классов и социальных групп. "Именно благодаря этому противоречию между частным и общим интересом последний, в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных – как отдельных, так и совместных – интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности". Государство и право вносят в жизнь общества организующий элемент.

   Теория  Гоббса утверждает, что государство  возникает из необходимости поддержания  порядка, защиты "всех против всех", а право создаёт юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат принуждения и силы. С момента своего зарождения государство и право логически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.

   В тоже время государство и право – относительно самостоятельные явления социальной жизни, и их отождествление не допустимо. У каждого из них свои задачи, цели, методы. Они взаимосвязаны, но не сливаются, не поглощают друг друга. Особенности реального взаимодействия государства и права кроются в самом обществе, где рассматриваемые явления существуют и функционируют. Многое зависит от характера этого общества: демократическое оно или тоталитарное, правовое или не правовое, гражданское или негражданское. Отсюда и разные воззрения на разбираемый вопрос.

   Выдающийся  русский философ Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права  и государства. Первый тип он назвал государственным позитивизмом, который  видит в государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Государство является предпосылкой права, потому что именно государство создаёт нормы права и облекает их в юридическую форму. Противоположный тип признаёт абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве.

   Здесь с одной стороны выражен статистский подход к взаимосвязи государства и права, который был утверждён в советской политико-идеологической практике, а с другой – естественно правовой, который основывается на признании прав человека как изначальной ценности.

   В юридической литературе часто указывается на три возможные модели взаимоотношения государства и права:

   1. тоталитарная (приоритет государства  над правом);

   2. либеральная (право выше государства);

   3. прагматическая (государство устанавливает  право и связано им).

   При этом многие учёные либеральную и прагматическую теории объединяют в одну, так как сущность этих теорий очень схожа.

   Тоталитарная  система провозглашает верховенство государства над правом. При тоталитарной системе соотношения государства  и права, политические решения государства активно подменяют предписания правовых актов. Политические решения имеют приоритет над правовыми. В угоду интересам правящей верхушки забываются интересы населения. Демократические институты либо отсутствуют, либо не работают, имея декларативный характер. Права населения сильно ограничены, гражданам разрешено совершать лишь те действия, которые установлены государством как допустимые. Ограничиваются не только политические, экономические и социальные права. Личные права граждан также ущемляются путём установления государственной идеологии, государственной религии и т.п. поддерживающей правящую верхушку и вождя. Деятельность аппозиционных партий запрещается. Выход за рамки предписанных указаний признаётся правонарушением. Как правило, невозможно законными, юридическими средствами воздействовать на деятельность государства в целом и чиновников государственного аппарата в частности. Поэтому произвол чиновников является не редкостью, а практически нормой социальной жизни такого общества. Подобный произвол зачастую доходит до плановых репрессий и террора в отношении населения. В условиях, когда у каждого государственного органа существует возможность "подмены" правового решения политическим, взаимоотношения между самими государственными учреждениями существуют не в рамках правового поля, а выстраиваются на личном авторитете, близости к руководителям государства и других субъективных факторах. Это конечно приводит к неэффективному управлению страной, чиновничьему произволу, задержкам при решении оперативных государственных задач. При подобном устройстве взаимоотношений права и государства широкий круг населения не допускался к управлению государством посредством выборов. Для подавления права государством институт разделения властей уничтожается. Вся полнота власти принадлежит, как правило, одной правящей партии, а судебная система не имеет реальной независимости. Правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Устанавливается крайний центризм в управлении и бюрократизация исполнительной власти.

   Либеральная модель соотношения права и государства предполагает главенствующую роль права над государством. Эта модель базируется на наличие правового государства и гражданского общества в стране. Принципами, на которых основано правовое государство, являются наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина и последовательное связывание посредством права политической власти. В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной действительности. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещённое законом - дозволено". Установление широкого спектра прав и свобод позволяет развить в человеке инициативу, дают возможность почувствовать себя независимым.

   Что касается правоограничивающих мер, то здесь ведущее место занимает принцип разделения властей. Главным  тезисом этого принципа является то, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества посредством принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

   Верховенство  закона имеет важнейшее значения для построения либеральной системы  соотношения права и государства. Это означает, что закон принятый верховным органом власти не может  быть отменён, изменён или приостановлен  актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых интересах или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

Информация о работе Государство, право, экономика