Государство, право, экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание

Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
ify">   Взаимная  ответственность государства и  личности – это тоже способ ограничения  политической власти, а, следовательно, и расширение прав личности. Личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность правительства перед представительным органом; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением; импичмент и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершённого правонарушения.

   Для создания либеральной системы соотношения  государства и права требуется  создание свободного демократического правового цивилизованного общества, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Необходимо рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоёв.

   Наиболее  рациональное решение вопроса может  быть наёдено не в путях противопоставления государства и права, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества. "Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьёзного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению".

   В действительности взаимосвязь государства  и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Словосочетания "государственно право" и "правовое государство" уже одним своим звучанием и смыслом подчёркивают неразрывную связь этих явлений.

   Право – это государственный регулятор  общественных отношений. С другой стороны, деятельность государства носит  по преимуществу правовой характер. Поэтому  был бы не уместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее – государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Важны и нужны оба института: государство, представляющее собой силу, и право, олицетворяющее волю.

   Между государством и правом могут возникать  противоречия, расхождения. Это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно взаимосвязаны, в тоже время в некотором роде "антиподы". Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится ограничить власть и ввести её в юридические рамки.

   Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

   Единство, как уже показано выше, выражается в происхождении обоих явлений, они обусловлены экономическими, культурными и иными условиями. Государство и право призваны урегулировать социальные отношения в обществе, координируют деятельность всего общества, балансируют личные, коллективные и общественные интересы.

   Различия  вытекают уже из определения этих понятий, их общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементарному составу, содержанию.

   Самым важным аспектом рассматриваемого вопроса  является воздействие государства  на права и права на государство. Современная юридическая наука  считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и правореализация. Государство фактически устанавливает правовые нормы, но важно отметить, что государство в буквальном смысле не творит право, оно лишь юридически закрепляет и оформляет то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей. Однако, без участия, а тем более вопреки воли государства никто не сможет установить "своего" права. Государство придаёт праву его важнейшие свойства, а именно формальную определённость и общеобязательность, основанную на принуждении. Значимая роль государства в правореализации. Ведь не реализующееся, не исполняющееся право мёртво и здесь право не может обойтись без принудительной силы государства. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством должны участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

   Право без поддержки и воздействия  государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве, между ними складывается устойчивое функциональное взаимодействие. Право юридически оформляет государство, устанавливает основные стороны его функционирования и придаёт ему легитимный характер.

   Государства и право – два важнейших  социальных института функционирования общества, регулирующие наиболее значимые сферы взаимоотношений между  людьми. При этом невозможно определить что здесь важнее: государство  или право. На мой взгляд, довольно трудно себе представить правовые нормы, возникшие и реализующиеся без участия государства и государство – не оформленное в каком-либо юридическом документе. Государство и право взаимно дополняют друг друга для наиболее эффективного разрешения вопросов касающихся всего общества. Принижение роли одного из этих институтов может повлечь опасные последствия для общества. Так, в России долгое время считалось, что государство выше права, право лишь выражение политической воли. Это привело к неограниченной власти различных государственных органов, которые действовали в своих узкоотраслевых интересах, не считаясь с интересами народа, а иногда и вопреки им. Государство "оторвалось" от общественных интересов и выполняло деятельность, направленную на дальнейшее своё укреплении, усиление своего могущества, полного контроля над всеми сферами общественных отношений.

   В настоящее же время происходит переосмысление взглядов на эту проблему. Авторитет  права начинает медленно подниматься, но длительное время, проведённое гражданами в идеологической "оккупации", по прежнему мешают позитивным процессам в обществе. Возможно, по прошествии нескольких десятилетий и в России укрепятся взгляды правового государства и гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Роль  права и государства в становлении рыночных отношений 

   На  протяжении длительного времени  экономика в России основывалась на административно-командной основе. Всё производство и распределение  подчинялось безоговорочным директивам уполномоченных государственных органов. Сложившийся механизм осуществления права государственной собственности превратился в механизм отчуждения личных интересов трудящихся от общего интереса народа. В последствии такое устройство экономики пришло к застою, а позднее к упадку. Для выхода из кризиса были необходимы реформы экономической системы. Так Россия перешла к строительству рыночной экономики, взяв за основу опыт западных стран.

   В период формирования цивилизованного  рынка меняются роль и характер воздействия  права и государства на общественные отношения, на поведение субъектов. Наряду с традиционными ограничительными средствами стали больше использоваться мотивационно-стимулирующие механизмы, которые должны закладывать в соответствующие правовые нормы уже на законодательном уровне и затем эффективно срабатывать в процессе правореализации. Это в первую очередь касается законов, действующих в хозяйственной сфере, предпринимательской, так как именно они должны создавать необходимую инфраструктуру рынка, юридическую основу многоукладности экономики.

   Одной из причин неэффективности административно-командной  экономики является отсутствие возможности  у хозяйствующего субъекта проявлять  инициативу и оперативно принимать  необходимые решения. Рынок же, волей-неволей, заставляет субъектов проявлять  инициативу, искать приложение своим способностям, стараниям, и право не только не должно мешать, но всячески помогать, содействовать этому. Пожалуй, именно принцип «дозволено все, что не запрещено законом» наиболее ярко отражает смысл перемен в правовой системе, в изменении юридического фундамента действия основного звена управления и хозяйственного механизма. Смешанная, многоукладная экономика основывается на различных, зачастую противоположных интересах, между которыми существует конкуренция как двигатель прогресса. Задача права – создавать полезную среду для этого, поддерживать баланс противоречивых, но вполне совместимых устремлений, направлять их в надёжное правовое русло.

   В России создавались условия свободного рынка, но это было сделано не умело  и вместо саморегулирующейся экономики была создана неуправляемая, неурегулированная правом экономика.

   Свободный рынок как абсолютное конкурентное пространство является лишь абстракцией, теоретической конструкцией, необходимой  для целей научного исследования. В лучшем случае свободный рынок может быть лишь некоторым фрагментом реального рынка. Но даже если абстрактно допустить, что где-то имеется рынок с такими свойствами, то и при этом не все экономические проблемы могут быть решены по принципу "невидимой руки". Словом, та или иная форма и мера воздействия сегодняшнего государства на экономическую жизнь, безусловно, необходима и практически никто из современных исследователей этого не оспаривает. Сложилось достаточно отчетливое понимание, что для того чтобы современный рынок заработал, нужен как минимум рыночный механизм, который не возникает стихийно, а создается обществом при активном участии государства, действующего в рамках права и юридическими средствами. Научные (да и политические) дискуссии касаются, главным образом, пределов, задач, юридических механизмов и средств государственного регулирующего воздействия на экономику. В России ставка на то, что рынок сам всё отрегулирует, не оправдала себя. Более того, она привела к некоторым отрицательным итогам. Из этого должны быть извлечены уроки.

   Объективная необходимость в эффективном "вмешательстве" государства и права в становление  рыночных отношений в России обусловлена  следующим:

  1. современный российский рынок складывается в значительной мере криминальным путём с участием мафиозных и коррумпированных бюрократических структур, то есть это "дикий" рынок;
  2. реформы нуждаются в придании им социальной направленности, преодолении их "шоковых" последствий с целью облегчить тяготы общества и снизить непомерно высокую цену за проводимые преобразования;
  3. необходимо заполнить брешь между уже выключенными рычагами и ещё не включёнными или не набравшими силу рыночными механизмами;
  4. необходимы более глубокое осмысление зарубежного опыта с учётом российской специфики в создании более благоприятного инвестиционного климата.

   Известно, что юридические законы могут  ускорять или тормозить действие экономических законов. В данном случае речь идёт о стимулирующем правовом воздействии. Путей и возможностей стимулирующего воздействия известно достаточно много и главным в выборе методов стимулирования – максимальный учёт интересов, запросов, потребностей людей и их объединений. Право должно выступать сосредоточием интересов, их отражать, формировать, развивать и направлять в позитивное русло. Неэффективные законы – это те, которые не сумели адекватно выразить интересы людей, общества и государства. Они нереальны, нежизненны, потому и не работают, не достигают поставленных целей. Такие предписания не способны создать у субъектов правовые стимулы к полезной деятельности, а в ряде случаев даже мешают этому.

   Важно, чтобы юридическая форма не отставала  от современных тенденций развития общества. В России был принят ряд  важнейших законов направленных на построение рыночной экономики и  урегулирования узловых интересов граждан.

   Проблемам государства и права переходного  типа уделяется определенное внимание, как в отечественной, так и  в зарубежной юридической литературе. Терминологически эти государственные  и правовые системы обозначаются по-разному, однако, наиболее распространено представление, что суть их усматривается в том, что эти государственные и правовые системы находятся на этапе активных преобразований, в процессе перехода от одного типа государства и права к другому.

   Конкретные  направления, масштабы, механизмы и средства государственного регулирования экономики связываются, в том числе, с характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. При этом социальная стабильность нередко называется в качестве основного критерия выбора возможных стратегий государства. Так, Ф.И. Шамхалов считает, например, что исходя из опыта стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, противодействии произволу корпораций и т.д.

Информация о работе Государство, право, экономика