Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 12:15, реферат

Описание

В первой главе «Крещение Киевской Руси» рассматриваются предпосыл-ки принятия христианства Киевской Русью и крещение князя Владимира, дает-ся краткая информация о поклонении древних славян.
Во второй главе «Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью» рассматривается значение принятия христианства для Киев-ской Руси и роль церкви в государственном управлении.

Содержание

Введение
1. Крещение Киевской Руси
1.1. Социальные предпосылки крещения Руси
1.2. Крещение князя Владимира
Вывод по главе 1
2. Сферы действия церкви в государственном управлении Киевской Русью
2.1. Формирование церковной юрисдикции
2.2. Действия церкви в государственном управлении
Заключение
Вывод по главе 1
Вывод по главе 2
Источники и литература
К главе 1
К главе 2

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 50.58 Кб (Скачать документ)

Содержание  

Введение

1. Крещение Киевской  Руси

1.1. Социальные предпосылки  крещения Руси

1.2. Крещение князя  Владимира

Вывод по главе 1

2. Сферы действия  церкви в государственном  управлении Киевской  Русью

2.1. Формирование церковной  юрисдикции

2.2. Действия церкви  в государственном  управлении

Заключение

Вывод по главе 1

Вывод по главе 2

Источники и литература

К главе 1

К главе 2   
 

Введение  

Принятие христианства с его многообразными последствиями  представ-ляет собой в истории  Киевской Руси тот рубеж, который  отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв.

Принятие на Руси христианства как государственной  религии определя-лось рядом причин. Возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодально-го строя явилось  результатом связанных друг с  другом процессов. Это было пе-рерастание родовой и племенной знати  поздних этапов первобытнообщинного  строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, со-циального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так  и имущественное, – в неравенство  классовое.

Формирование  местных княжений и создание на их основе в IX в. Древ-нерусского государства  с центром в Киеве, основанного  на раннефеодальной эксплуатации в  форме централизованной ренты –  даней, полюдья, – требовало и  изменений в идеологической области, в религии.

До принятия христианства Киевская Русь была языческой. Но дело в том, что языческая религия  предполагала старый образ жизни. Она  была уместна для патриархального  строя, но серьезно тормозила формирование новых произ-водственных отношений  зарождавшегося феодализма. Нужны были новое пра-во, новые обычаи, новое  общественное сознание, новые оценки событий. Ста-рое язычество этого  дать не могло. А «это» лежало, по существу, готовым в Ви-зантии.

К тому же Киевская Русь не могла стать в один ряд  с передовыми страна-ми Европы и  Востока, не могла выйти, говоря нынешним языком, «на уровень мировых стандартов», не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Все это  тоже можно было взять в Визан-тии.

В данной работе рассмотрен вопрос о роли церкви в  управлении государ-ством.

Работа состоит  из двух глав.

В первой главе  «Крещение Киевской Руси» рассматриваются  предпосыл-ки принятия христианства Киевской Русью и крещение князя Владимира, дает-ся краткая информация о поклонении древних славян.

Во второй главе  «Сферы действия церкви в государственном  управлении Киевской Русью» рассматривается  значение принятия христианства для  Киев-ской Руси и роль церкви в государственном  управлении.

Цель курсовой работы «Роль церкви в управлении государством Киевская Русь» – изучить  становление православия в «Киевской  Руси», ее роль в управ-лении государством.

Задачи курсовой работы:

1. Показать становление  христианства в Киевской Руси.

2. Изучить верования  славян до принятия христианства.

3. Показать роль  церкви в управлении государством  Киевская Русь.

Проблема курсовой работы заключается в исследовании роли церкви в государственной и  общественной деятельности.

Актуальность  данной темы в том, что история  церкви неотделима от ис-тории государства  и права, от истории общества. И, зная историю христианст-ва, мы в полной мере пополним наши знания о истории  России.

Источниками наших  знаний являются:

1. «Повесть временных  лет» – ее автором традиционно  считается Нестор, монах Киево-Печорского  монастыря, древне-русский писатель, летописец XI – начала XII века. Это  наиболее из дошедших до нас  летописных сводов. Он из-вестен  в составе ряда летописных  сборников, сохранившихся в списках,  из ко-торыми лучшими и наиболее  старыми являются Лаврентьевский 1377 и Ипать-евский 20-х годов XV века. Летопись вобрала в себя в  большом количестве ма-териалы  сказаний, повестей, легенд, устные  поэтические предания о различных  исторических лицах и событиях.

2. «Сказ Илариона»  – написана древне-русским писателем,  первым киев-ским митрополитов  из русских с 1051. В «Сказе  Илариона» высказывал патрио-тические  идеи о деянии русских князей  и роли древней «Руси».

3. «Слово о  полку Игореве» – в нем воплотились  лучшие черты русского народа: любовь к родной земле, стремление  к единству и независимости,  муже-ство и бесстрашие в борьбе  с врагами.

В работе была использована литература:

1. Бурдовиц Е.У.  Общая политическая мысль Древней  Руси − в учебнике рассматриваются  мысли политических деятелей  и философов Древней Руси.

2. Платонов А.Н.  Полный курс лекций − в учебнике  рассмотрены лекции по истории  России с древнейших времен.

3. Как была  крещена Русь – книга рассказывает  о крещении Руси, о веро-ваниях  древних славян, о предпосылках  принятия христианства.

4. Кулаков А.Е.  Религии мира – книга дает  подробную характеристику религий  мира.

5. Клибанов А.И.  Русское православие: вехи истории  – в книге освещает-ся широкий  круг проблем, связанных с историей  русской православной церкви, определением  ее роли и места в культурно-историческом  процессе, анализиру-ется современное  ее положение.

6. Громов Ф.Д.  Киевская Русь – в книге  рассказывается о Киевской Руси, дается характеристика общества  того времени, его культуры, верования.

7. Рыков О.М.  Русская церковь в IX веке –  дается описание церкви в IX веке.

8. Любавский  М.К. Лекции по древней русской  истории до конца XVI ве-ка –  в книгу вошли очерки по  истории Киевской и Северо-Восточной  Руси, ко-торые мыслились ученым  как курс лекций.

9. Введение христианства  на Руси – в книге раскрываются  реальные при-чины и последствия  этого процесса, показаны влияние  крещения Руси на куль-туру  страны.

10. Вернадский  Г.В. Киевская Русь − книга  посвящена периоду от прихо-да  варягов до монголо-татарского  нашествия.

1. Крещение Киевской  Руси  

1.1. Социальные  предпосылки крещения Руси  

В конце X в. ориентация влиятельных социальных групп Киевской Руси на христианство, усилилась и  завершилась принятием этой религии  в качестве официальной, государственной, хотя до ее господства над умами всего населе-ния страны было еще далеко. В IX в. у славянских племен, намечается конец первобытнообщинной формации и одновременно начало феодальной. Наступил ранний феодализм, продолжавшийся до конца XI столетия. Ранний феодализм вместе с поздней первобытностью составляет единый период − подобные пе-риоды в историческом материализме и марксистской философии истории при-нято обозначать как переходные. Как и всякое переходное социальное состоя-ние, этот период характеризовался остротой противоречий, неустойчивостью, разнонаправленными тенденциями общественной жизни. Феодальный способ производства формировался еще в первобытнообщинной формации − в течение VI−VIII вв. С IX в. ведущая роль в экономике, а следовательно, и в системе производственных отношений перешла к нему. Но во времена раннего феода-лизма он не был единственным способом производства. Наряду с ним сущест-вовали и активно функционировали также первобытнообщинный и рабовла-дельческий, возникший, как и феодальный, в недрах первобытного общества. Подобно поздней стадии первобытнообщинной формации, ранняя ступень фео-дальной оставалась многоукладной, но ведущую роль при этом стал играть феодальный уклад. Борьба между различными укладами не прекращалась, и успех, которого добился феодальный уклад, не был пока что ни полным, ни окончательным. Сложись условия неблагоприятно для феодального уклада, − и общество могло бы быть отброшено назад, к первобытности, либо развиваться путем разрастания и усиления рабовладельческого уклада.

Классическим  вариантом формационной смены был  именно рабовладель-ческий путь развития. Социальный прогресс восточного славянства не был та-ковым, он отклонялся от столбовой  дороги истории. Это стало возможным  лишь потому, что на социальной арене  имелась уже феодальная формация. К IX−X вв. феодальный мир охватывал  огромную зону в Европе, Азии, Северной Африке. Он постоянно втягивал в  свою орбиту все новые общности, социаль-ная зрелость которых позволяла  им порывать связи с первобытностью.

Вместе с тем  возможности развития к рабовладению у таких народов, ко-торые соседствовали  с феодальным миром, сокращались. Для  рабовладельче-ского общества необходим  был постоянный приток рабочей силы извне из-за невыгодности воспроизводства  ее внутри самого этого общества. Рабовладель-ческое общество и его окружение составляли поэтому определенное единство. Соседство  феодального мира со свойственной ему  государственной организа-цией отнюдь не способствовало что росту формирующегося рабовладельческо-го уклада.

Рабовладение  у восточных славян, пополнявшееся  за счет войн, сущест-вовало с VI в., оставаясь, однако, на уровне патриархального. Сформировав-шийся  рабовладельческий уклад так  и не стал ведущим в системе  экономиче-ских и социальных связей, хотя и способствовал выделению  и усилению знати.

Таким образом, общие тенденции истории направляли развитие восточ-ного славянства на путь нерабовладельческого развития. Это  был путь, ми-нующий рабовладельческую  формацию: первобытнообщинная формация сме-нялась непосредственно феодальной.

Утверждение в  Восточной Европе феодальной формации было ознамено-вано сдвигами не только экономического, но и политического  порядка. Испод-воль складывавшиеся у  восточных славян элементы государственности  привели к образованию государства  − Киевской Руси. Произошло это  примерно в начале IX в. Государство  у восточных славян возникло в  форме раннефеодальной мо-нархии. Порожденное нараставшими тенденциями  феодального развития, это государство  после своего становления уже  само действовало ускоряюще на процесс  феодализации страны.

Ко второй половине X в. феодальная формация на Руси, просущество-вавшая около полутора веков, имела два  важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую  роль в экономике, и государство, доминировавшее в сфере политики. Но отсутствовал третий существенный компонент формации − феодальная идеология. Взгляды, соответствующие  фео-дальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Они не были оформлены идеологически, не представляли системы. Отдельные идеоло-гические установки, создававшие прецеденты, являлись все же не более чем неполноценными заменителями такой идеологии. Надобность в ней была вели-ка, что остро ощущалось в верхах общества.

Мог ли этот вакуум заполниться самопроизвольно, стихийно? И если нет, то что же препятствовало этому?

Известно, что  социальные изменения непременно влекут за собой сдвиги в религиозном  сознании, приводят к его перестройке, одну форму религии за-меняют другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися условиями. Новый комплекс верований и представлений  появляется тогда, ко-гда в нем  возникает необходимость. Не образуются принципиально новые ре-лигиозные  формы лишь в социалистическом обществе, которое чуждо религии по своей  социальной природе, здесь постепенно деградируют религиозные об-разования, уже сложившиеся ранее.

К IX−X столетиям  славянское язычество пережило уже  многовековую ис-торию и успешно  преодолело один значительный исторический барьер. Вместе с социальной дифференциацией, выразившейся в появлении элементов  рабо-владения, произошло изменение  языческих религиозных представлений. Из общей массы духов в славянских верованиях стали выделяться сверхъестест-венные существа более высокого порядка, начало складываться славянское языческое  многобожие, o котором в настоящее  время имеются достоверные сведения. Религия приобретает новый облик. Прежняя ее форма, архаическая, соответствовавшая  безраздельному господству первобытных  отношений, сме-няется иной − политеизмом. Иллюзорная иерархия сверхъестественных сил ор-ганически дополнила ставшее  реальным фактом социальное неравенство. При-чем в данном случае преобразования в религиозной сфере совершались  сти-хийно, не потребовав сколь бы то ни было значительного участия в  этом деле субъективного фактора, и  уже затем новые религиозные  представления подвер-гались некоторому искусственному воздействию. Для их окончательного оформления требовались  лишь известная шлифовка, упорядочение уже имев-шихся взглядов.

Новая форма  религии складывалась, не отрицая, не разрушая прежнюю, а всего лишь перестраивая, вернее, достраивая ее. Новый комплекс верований, определявших теперь суть религии, составил ее верхний слой; прежний  же комплекс не исчез, а сохранялся под ним. Олицетворения, свойственные перво-начальной стадии религиозного развития, продолжили свое существование  в религиозном сознании на правах сущностей низшего порядка.

Следующий этап религиозных преобразований, связанный  с генезисом феодализма, также  не обошелся без наслоения одних  верований на другие, но здесь явственно  обнаружилось и иное явление религиозного развития − разрыв между старыми  и новыми представлениями, отрицание  одних другими.

Информация о работе Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века