Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Создание эффективной налоговой системы является одной из приоритетных задач для всех государств с переходной экономикой, к которым относится Россия и другие члены Содружества Независимых Государств. Серьезнейшая проблема, стоящая на пути решения этой задачи, - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Структура задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет и причины ее возникновения………………………………………5 стр.
Глава 2. Диспозитивные способы обеспечения исполнения обязанности налогоплательщиков по платежам в бюджет………………………………9 стр.
2.1. Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов……………………………………………………10 стр.
2.2. Общая характеристика поручительства как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов…………………...17 стр.
Глава 3. Императивные способы обеспечения исполнения обязанности налогоплательщиков по платежам в бюджет……………………………..25 стр.
3.1. Правовая природа пени как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов………………………………….25 стр.
3.2. Приостановление операций по счетам как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов…………………...32 стр.
3.3. Правовой режим ареста имущества как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов………………………………….37 стр.
Глава 4. Современное состояние задолженности налогоплательщиков по платежам в бюджет и перспективы ее сокращения………………………43 стр.
Заключение………………………………………………………………….48 стр.
Список используемой литературы……………
Требование п. 9 ст. 77 НК РФ о предъявлении наряду с постановлением об аресте имущества санкции прокурора не учитывает того, что последняя, как правило, не является отдельным документом. Санкция – это резолюция соответствующего прокурора на постановлении о наложении ареста на имущество, т. е. речь идет об одном документе, а не о двух, как это следует из редакции п. 9 ст. 77 НК РФ. С учетом этого было бы целесообразно закрепить в п. 9 ст. 77 НК РФ положение о предъявлении санкционированного прокурором постановления об аресте имущества.
К числу положений ст. 77 НК РФ, призванных обеспечить соблюдение законности, относятся следующие требования:
К числу мер, призванных обеспечить соблюдение законных интересов налогоплательщика, относится и требование об обязательном протоколировании ареста имущества. В протоколе (который заверяется понятыми) либо прилагаемой к нему описи «перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику-организации (его представителю)» (п. 10 ст. 77 НК РФ).
Место
хранения имущества, на которое наложен
арест, определяется руководителем (его
заместителем) налогового органа, вынесшего
постановление об аресте (п. 11 ст. 77 НК РФ).
Глава
4. Современное состояние
задолженности
Недавно Правительство РФ провело заседание, на котором, в числе прочих, рассматривался вопрос о задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему России.
Следует отметить, что по последним оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2009 г. составила 559,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8 %.
Увеличилась задолженность лишь в части акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 41,5 %, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % включительно (за исключением вин) - на 21,9 %, налогу на прибыль организаций - на 4,9 %.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009 г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1 %
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 января 2009 г. составила 145,2 млрд. рублей, или 26,0 % от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2008 г. она увеличилась на 4,9 %.
Задолженность,
взыскиваемая судебными приставами,
на 1 января 2009 г. составила 85,1 млрд. рублей,
или 15,2 % от общей задолженности и по сравнению
с 1 января 2008 г. снизилась на 20,2 %.
Для преодоления налоговой задолженности требуется изучение факторов и причин, способствующих ее снижению, а также обоснование комплекса мер по предотвращению ее образования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Как свидетельствуют исследования института обеспечения исполнения обязанности по уплате налогоплательщиками налогов и сборов в налоговом праве, основное негативное влияние на правовое регулирование оказывает отсутствие в науке финансового права четкой концепции обеспечения в целом, и как, следствие, непроработанность понятийного аппарата рассматриваемого института, недостаточное употребление юридической терминологии в тексте актов законодательства о налогах и сборах.
В этой связи основным направлением в развитии правового регулирования и практики применения способов обеспечения исполнения налоговой обязанности является разработка собственной налогово-правовой концепции обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. В этом плане вопросы обеспечения налоговых платежей необходимо исследовать в комплексе как самостоятельную проблему теории налогового права.
В
первую очередь в рамках данного
направления требуется
В
рамках отмеченного основного
Требуют доработки некоторые частные вопросы правового регулирования способов обеспечения налоговых платежей, законодательное решение которых на данный момент не представляется удачным. К примеру, недостаточно подробно в законодательстве о налогах и сборах урегулирован механизм реализации залога имущества и поручительства. Так, на стадии установления залоговых отношений требует уточнения в тексте НК РФ словосочетание «документы об имуществе, которое является предметом залога» (п. 8 ст. 64, п. 6 ст. 65, п. 6 ст. 67 НК РФ). Такая формулировка не дает оснований для однозначного вывода о необходимости именно правоустанавливающих документов, свидетельствующих о собственнике данного имущества, на момент предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. К примеру, этим документом может быть любой договор о приобретении имущества в будущем, что, на мой взгляд, не может признаваться основанием для обеспечения налоговой обязанности, поскольку уменьшает его гарантийную способность.
В качестве перспектив развития пени как способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов можно отметить следующее: в соответствии с изначально определенной восстановительной целью, для которой разработана конструкция пени в качестве средства реализации, должен регулироваться и ее размер. Этот вопрос не может быть решен путем приведения положений ст. 75 НК РФ, устанавливающих конкретные размеры пени в соответствии с критериями, разработанными теорией налогового права. Учитывая, что пеня по своей сущности относится к мерам защиты, т. е. направлена на восстановление положения, существовавшего до нарушения, одним из таких критериев является предельный размер пени, ограниченный понесенными в результате неправомерных действий (просрочки исполнения) ущербом государства.
Нужно учитывать, что к скорейшему исполнению налоговой обязанности налогоплательщика стимулирует угроза самостоятельного выявления налоговыми органами в результате проводимых мероприятий по налоговому контролю образовавшейся недоимки по неуплаченным налогам и сборам либо внезапного назначения выездной налоговой проверки и последующего за этим неотвратимого применения в судебном порядке штрафных санкций по ст. 122 НК РФ.
В настоящий момент практика налогообложения свидетельствует о том, что еще преждевременно говорить об активном использовании таких способов обеспечения, как залог и поручительство в налоговых отношениях.
На
эффективность правовых норм, безусловно,
влияет целая совокупность факторов,
в том числе экономических, политических,
организационных, психологических
и т. д. Создание лишь правовых предпосылок
использования данных средств (а именно
закрепление их в гл. 11 НК РФ в качестве
способов обеспечения налоговых платежей)
оказалось недостаточно, в то же время
необходимые условия социально-экономического
характера на данный момент отсутствуют.
Речь идет о качестве налоговой системы
в целом, одним из существенных измерителей
которого является показатель налоговой
нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика.
По оценкам экспертов оно трактуется на
сегодня как чрезмерно высокое20.
Заключение
Задолженность
налогоплательщиков по платежам в бюджет,
возникающая вследствие неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязанности
по уплате налога, является сегодня
наиболее серьезной проблемой в
сфере налоговых
Неотъемлемым элементом налоговой системы государства с развитой рыночной экономикой является комплекс правовых инструментов, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Для того чтобы выполнить свое предназначение, эти инструменты должны отвечать следующим обязательным требованиям:
Включенные
в главу 11 НК РФ способы, имеющие
совей целью удовлетворение государственных
интересов, отвечают этим требованиям,
поскольку, с одной стороны, в
императивном порядке гарантируют
защиту интересов государства (пеня,
приостановление банковских операций,
арест имущества), с другой стороны – создают
основу для сотрудничества между налоговыми
органами и налогоплательщиком, учитывают
интересы налогоплательщика, изыскивающего
средства для исполнения своей обязанности
по уплате налога (залог, поручительство).
Список используемой литературы:
1. Налоговый
кодекс Российской Федерации:
официальный текст,
2. Закон РФ от 21 марта 1991 №943-1//Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. №15. ст. 492.
3. Справка Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.02.2004 №148.
4. Постановление ФАС ЦО от 13.02.03 №Ф09-117/03 АК
5. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ – № 8- 1999.
6. Постановление ФАС ЦО от 18.12.02 №А 14-5398-02/131/10.
7. Постановление ФАС СЗО от 16.04.03 №56-27237/02.
II. Специальная литература:
Информация о работе Способы обеспечения исполнения налоговых обязательств