Лекции по "Налоговому законодательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций

Описание

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Работа состоит из  1 файл

лекции по налоговому законодательству.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

    2. Возврат сумм.

    Сумма излишне уплаченного налога, подлежит возврату по письменному заявлению  налогоплательщика в течение  одного месяца со дня получения налоговым  органом такого заявления. Возврат  налогоплательщику суммы излишне  уплаченного налога при наличие у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Если налогоплательщик пропустил трехлетний срок с момента излишней уплаты налога из-за того, что он поздно узнал о переплате, то  он в праве подать в суд иск о возврате налога. Такой иск может быть подан в течении трех лет с того момента, как налогоплательщик узнал о переплате.

    Решение о возврате суммы излишне уплаченного  налога принимается налоговым органом  в течении 10 дней со дня получения  заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки. До истечения этого срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога и сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течении пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    В случае если возврат суммы излишне  уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая подлежит возврату, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения суммы возврата.                                                                                                          

  1. Налоговые льготы.

    Налоговыми  льготами, иначе льготами по налогам  и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

    Благодаря применению данного налогового инструмента  государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства  налогоплательщика. Вторая цель, которая  на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

    Несмотря  на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме  своего действия, который зависит  от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:

    - изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из -  под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Например, изъятиями по российскому налогу на доходы физических лиц являются доходы, не подлежащие налогообложению: государственные пособия, пенсии и стипендии, отдельные группы компенсационных выплат;

    - скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы.Так в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относят налоговые вычеты:

    • Стандартные;
    • Социальные;
    • Имущественные;
    • Профессиональные.

    - освобождения.

     Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

    В этой связи большое значение имеет  исключительный характер налоговых льгот. Налоговая льгота всегда подразумевает, что

наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого размер налоговых изъятий для плетельщика снижается или смягчается.

    Воспользоваться льготным порядком налогообложения  плательщики налогов могут при строго определенных условиях, предусмотренных налоговым законодательством. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера.

     Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, так как не всегда применение той или иной льготы является благом для налогоплательщика.

                

Способы предоставления налоговых  льгот:

1)     полное освобождение от уплаты налога;                 

2)     уменьшение налоговой базы (на  сумму доходов и расходов);

3)     Снижение ставки;

4)     налоговые вычеты;

5)     необлагаемый налогом минимум;

6)     возврат ранее уплаченного налога;

7)     налоговые каникулы:

8)     изменение срока уплаты налога:

а) отсрочка/рассрочка;

б) налоговый  кредит;

в) инвестиционный налоговый кредит.

      Ведущее место в формировании доходов бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Это приблизительно 45% поступлений федерального бюджета и 22% консолидированного бюджета. Второе место занимает налог на прибыль. Он составляет более 20% консолидированного бюджета.    

Полное  освобождение от НДС

                                      осуществляется тремя способами.                        

          Первый заключается в том, что  организации  и  индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и НСП не превысит 1 миллиона рублей. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, в

налоговый орган  по месту учета.

    Документами, подтверждающими право на освобождение (или продление его срока), являются:

    -выписка  из бухгалтерского баланса (предоставляют  организации),

-выписка из  книги продаж,

-выписка из  книги учета доходов и расходов  хозяйственных операций

(предоставляют  индивидуальные предприниматели).

     Второй способ. Законодательством определены операции, не

признаваемые  реализацией (передача безвозмездно объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда муниципальным органам, вклады в уставной капитал, вклады в простое товарищество; выполнение ремонтно-реставрационных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, выполнение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, и другие операции).

     Третий способ. Освобождение от налогообложения отдельных операций,

таких, как реализация жизненно важных лекарственных препаратов, услуги

медицинской сферы, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, передача в пользование жилых помещений, продажа лотерейных билетов и почтовых марок, услуги в сфере образования, услуги страхования, банковские операции, услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми и другие операции.

Пример

Предоставления налоговой льготы по НДС                    

     I. Ст. 149, п. 2, п.п. 15 НК РФ.

Общий объем  выполненных работ за 2002 год ЗАО  «Строитель» – 27,7 млн. руб., в том числе ремонтно - реставрационных работ – 5,2 млн. руб. (реставрация фасада памятника истории и культуры федерального значения).

НДС=(27,7 – 5,2)*20%=4,5 млн. руб.

Необлагаемый  оборот – 5,2 млн. руб.

     Льготируемый НДС=5,2*20%=1,04 млн. руб.

     II. Ст. 149, п. 3, п.п. 16) НК РФ.

Общий объем  выполненных работ за 2002 год ООО  «Импульс» - 7,8 млн. руб., в том числе НИОКР в рамках договора с РКК «Энергия», по которому открыто бюджетное финансирование, — 3,0 млн. руб. НДС=(7,8 – 3,0)*20%=0,96 млн. руб.

Необлагаемый  оборот – 3,0 млн. руб.

     Льготируемый НДС=3,0*20%=0,6 млн. руб. 

Полное  освобождение от уплаты акцизов

     I. Ряд товаров не признается подакцизными (лекарства,

лечебно-профилактические препараты, прошедшие государственную  регистрацию, ветеринарные препараты, парфюмерно-косметическая продукция).         

     II. В налоговом кодексе определены операции, не подлежащие налогообложению:

1)     передача подакцизных товаров  одним структурным подразделением, не

являющимся  самостоятельным  налогоплательщиком, для производства

подакцизных товаров  другому такому же подразделению  этой организации;

2)     реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех

видов сырья;

3)     реализация организациями денатурированной  спиртосодержащей продукции;

4)     реализация природного газа для  личного потребления физическими  лицами, жилищными кооперативами;

5)     реализация нефтепродуктов налогоплательщиком.

Освобождение  от налогообложения  экспортеров.

Происходит при  наличии поручительства банка. Экспортеры акцизы не начисляют и не уплачивают. При отсутствии поручительства сумма акцизов начисляется и уплачивается в бюджет, но подлежит возмещению. Это возмещение фактически является таким видом льготы, как возврат ранее уплаченного налога. 
 

Исторический  пример

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом  регулирования экономики, обращаться с которыми следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия вводимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х годов увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5% (с 85 до 90%). Однако и финансовые, и общеэкономические, и социальные последствия оказались весьма

серьезными. Рост акцизов вызвал мгновенное повышение  цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, - сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Образовавшаяся «ниша» была немедленно заполнена. В коммерческих киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но (вернее, «а следовательно.») недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок.

    Итог такого повышения акцизов: заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося повышения, снижение прибыли на ликероводочных заводах, ухудшение финансового положения, низкосортная продукция для потребителей, деньги стали уходить за рубеж на ее покупку. Однако правительство сориентировалось в обстановке оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.       

    Этот  пример ярко демонстрирует влияние  налоговой нагрузки на производителя.

Информация о работе Лекции по "Налоговому законодательству"