Лекции по "Налоговому законодательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций

Описание

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Работа состоит из  1 файл

лекции по налоговому законодательству.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

      Акты  законодательства о налогах и  сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

      Акты  законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, их представителей, имеют обратную силу.

  1. Характеристика налоговой системы РФ.

    Налоговую систему любой страны характеризуют  экономические показатели: налоговый  гнет, соотношение прямых и косвенных  налогов, а также соотношение  между налогами от внутренней и внешней  торговли. Кроме того, налоговые  системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

    Налоговый гнет (налоговое бремя) – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

    На  государственном уровне сумм налогов  обычно сопоставляется с валовым  внутренним продуктом (ВВП).  В Росси  в последние пять лет это отношение  находится в пределах 30-34 %. Есть и  другой показатель – полная ставка налогообложения, - в которой показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается в 10-45?%).

    Соотношение прямых и косвенных  налогов – это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.

    Соотношение между налогами от внутренней и внешней  торговли – это другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составляет 12:1, в России – примерно 2:1.

    Особенности налоговых систем также связывают  с преобладанием в них тех  или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей  страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, и др.). В  меньшей степени применяются прогрессивное ( налог на имущество физических лиц) и регрессивное (ЕСН) налогообложение.

    Налоговая система государства описывается  также с учетом политико-правовых характеристик, которые отражают:

    • Пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами государственной власти;
    • Роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;
    • Степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

       Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

    • Разные налоги. Эта форма подразумевает полное и не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а субъекты и органы на местах – региональные и местные налоги.
    • Разные ставки. Эта форма означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а территориальные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в бюджет конкретной территории.
    • Разные доходы. Для этой формы характерна ограниченность действий территориальных органов власти, поскольку между бюджетами разных уровней делятся суммы собранного налога.

    Основные  направления налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. связаны:

    • С сохранением уровня номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
    • Унификацией налоговых ставок, повышением эффективности и нейтральности налоговых систем за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию.

    Конкретные  среднесрочные мероприятия в  рамках реформирования налоговой системы  затрагивают:

    • Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
    • Налогообложение девидентов, выплачиваемых российским лицам;
    • Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
    • Проблемы определения налогового резиденства юридических лиц;
    • Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;
    • Совершенствование налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость), налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц;
    • Индексацию ставок акцизов;
    • Налогообложение организаций и физических лиц при совершении операций с ценными бумагами;
    • Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности;
    • Совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства;
    • Внедрение новых принципов работы налоговой службы, проведение организационных преобразований в системе налоговых органов.
 

      Контрольные вопросы:

      1. Раскройте основы правового регулирования организации налогового законодательства в РФ.
      2. О чем повествует Часть первая НК РФ?
      3. Структура Части второй НК РФ?

    Литература:

    1. НК РФ;

    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. –  240с.

    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с. 
     

РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И  СБОРОВ 

Тема: Общий порядок исполнения налоговой обязанности 

План:

1. Понятие налоговой  обязанности.

2. Признание  налоговой обязанности исполненной.

3. Признание  налоговой обязанности неисполненной 

1. Понятии налоговой  обязанности.

    Налоговая обязанность по смыслу НК представляет собой конституционную обязанность  граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные  налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Указание на то, что субъектом этой обязанности является гражданин, не должно путать. В данном случае под гражданином понимаются физические лица. Поэтому и иностранцы, и лица без гражданства подпадают под число обязанных лиц. Кроме того, эта же обязанность распространяется на юридических лиц. Это утверждение опирается на постановление Конституционного Суда, который по делу об акцизах сказал, что юридическое лицо в налоговых отношениях – это объединение граждан, и в этом смысле на юридические лица распространяются права и обязанности налогоплательщиков – физических лиц.

    Налоговая обязанность возникает с момента  возникновения установленных налоговым  законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Здесь важным является слово «конкретный» налог или сбор. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо – это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу предоплаты конкретного налога или сбора.

    Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое  законодательство связывает возникновение  налоговой обязанности, являются следующие: 
Во-первых, это наличие объекта конкретного налога или сбора. 
Во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком). И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая.

    Наконец, третье обстоятельство – это наступление срока уплаты сбора или налога. Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора. Сроки уплаты налогов или сборов определяются различными способами и впервые НК определил эти способы. В ст.57, п.3 даны способы определения сроков уплаты налогов или сборов, в том числе это может быть календарная дата (это самый простой вариант), например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый примитивный пример определения сроков уплаты.

    Следующий способ – это истечение периода  времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Тоже очень часто  применяется: скажем, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности наступает срок уплаты налога.

    Далее таким способом может выступать  указание на какое-то событие или  указание на действие, которое должно быть совершено. Такими случаями события  или действия могут быть ситуации, связанные, как правило, с гражданином. Например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием.  

    2.Признание налоговой обязанности исполненной.

   Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога и (или) сбора.

   Налоговая обязанность, как и любая друга, прекращается ее надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов и сборов досрочно. Согласно п. 3 ст.44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности также считается наступление одного из следующих обязательств:

    • Смерть физического лица – налогоплательщика или признание его умершим в установленном порядке. Задолженность по имущественным налогам умершего лица, либо лица признанного умершим,  погашается наследниками пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским кодексом РФ для оплаты наследниками долгов наследователя;
    • Ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 НК РФ;
    • Возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

      Обязанность считается исполненной  с момента  предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при  наличии достаточного денежного  остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными денежными средствами – с момента внесения  суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления, либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (ФГУП «Почта России»). 

  1. Признание налоговой обязанности  неисполненной.

    Налог не признается уплаченным в следующих случаях:

    1. Отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику поручения на перечисление соответствующих денежных средств;
    2. Возврат местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для перечисления в бюджетную систему РФ;
    3. Неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее не перечисление этой суммы в бюджетную систему РФ;
    4. Если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисления денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые в соответствии с гражданским законодательством должны быть удовлетворены ранее.

       

      Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные характеристики исполненной обязанности по уплате налогов и (или) сборов.
  2. Назовите основные характеристики неисполненной налоговой обязанности.
  3. В 2005 г. И.И. Иванов сдавал в аренду квартиру. В марте 2006 г. И.И. Иванов рассчитал налог с полученного от аренды дохода и уплатил НДФЛ. Однако налоговою декларацию по форме 3-НДФЛ он предоставил в налоговую инспекцию 2 мая 2006г. Нарушил ли И.И. Иванов налоговую обязанность и будет ли он в данной ситуации нести ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, если оно не привело к возникновению задолженности перед бюджетом?

Информация о работе Лекции по "Налоговому законодательству"