Лекции по "Налоговому законодательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций

Описание

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Работа состоит из  1 файл

лекции по налоговому законодательству.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

    Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность. 

    2. Принципы налогообложения.

    Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

"1. Подданные  государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый  налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый  налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства".

    Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к   меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения. 

    3.Установление  налогового обязательства.

    В Российской Федерации взимаются  федеральные, региональные и местные  налоги (сборы).

    Федеральные налоги (сборы) действуют на всей территории Российской Федерации.

    Региональные  и местные налоги действуют на всей территории, подведомственной установившим их региональным органом власти либо органом местного самоуправления соответственно, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Порядок установления, изменения  и отмены федеральных  налогов

    1. Установление иных, помимо предусмотренных  НК, федеральных налогов (сборов), а также изменение или отмена федеральных налогов (сборов) не допускается. Все изменения в перечень федеральных налогов и сборов вносятся исключительно принятием федерального закона о внесении изменений в НК.

    2. Принятие решения об установлении иного, помимо предусмотренных НК, или отмене действующего федерального налога (сбора), а также внесение изменений в действующие федеральные налоги (сборы) в части определения налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и (или) налоговых льгот допускается только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете (внебюджетном фонде) на текущий финансовый год.

    3. Федеральные законы об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора), а также об изменениях, вносимых в действующие федеральные налоги (сборы), подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до введения их в действие.

    4. Законодательная инициатива об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора), а также об изменении действующего федерального налога (сбора) вносится в установленном порядке субъектом такой инициативы в виде проекта соответствующего федерального закона о внесении изменений в НК.

    При внесении проекта федерального закона об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора) либо об изменении действующего федерального налога (сбора) необходимо представить  заключения на этот проект профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, а также Правительства Российской Федерации. Если субъектом законодательной инициативы выступает Президент Российской Федерации либо Правительство Российской Федерации, заключение Правительства не требуется.

    Заключения  указанных профильных комитетов  и Правительства Российской Федерации  должны быть представлены субъекту законодательной  инициативы, направившему законопроект, в трехмесячный срок со дня получения  этого законопроекта.

    Установление  региональных и местных  налогов 

    1. Установление регионального или  местного налога происходит путем  введения в действие, внесения  изменений в действующий либо  прекращения действия ранее введенного  акта налогового законодательства.

    2. Установление регионального или местного налога осуществляется по решению соответствующего регионального органа власти или органа местного самоуправления.

    3. Решение о введении в действие, внесении изменений в действующий  либо о прекращении действия  регионального налога принимается только при наличии заключения регионального финансового органа, а о введении в действие, внесении изменений в действующий либо о прекращении действия местного налога — при наличии заключения местного финансового органа.

    4. Решение об установлении либо изменении действующего регионального или местного налога подлежит официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления этого решения в силу.

    5. Решения о введении в действие  либо о прекращении действия  регионального или местного налога, а также о внесении в пределах своей компетенции изменений в действующий налог в части определения налогоплательщиков, налоговых ставок или налоговых льгот принимаются при утверждении соответствующего бюджета на следующий финансовый год.

    Внесение  изменений в региональные и местные налоги по указанным вопросам в течение текущего финансового года допускается только одновременно с внесением в установленном порядке изменений и дополнений в соответствующий бюджет на текущий финансовый год.

    Региональный  орган законодательной (представительной) власти или выборный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе установить дополнительные требования или правила к установлению соответственно региональных или местных налогов, не противоречащие нормам (положениям) НК.

      Информация об установлении региональных  и местных налогов направляется  установившими их уполномоченными  органами в Федеральную налоговую  службу России и Министерство  финансов Российской Федерации,  а также в соответствующие  региональные органы налоговой службы и финансовые органы.

    Сведения  о действующих региональных налогах  и их основных положениях ежеквартально  публикуются Федеральной налоговой  службой России, а сведения о действующих  местных налогах и их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы России. 

    4.Введение налога и сбора

    Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками  других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.

1-я группа. Федеральные  законы, вносящие изменения в  НК РФ в части установления  новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ  и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.

2-я группа. Иные  акты, вносящие изменения и дополнения  в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают  в силу следующим образом: в  отношении налогов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Почему для актов налогового законодательства установлен более длительный срок вступления в силу, чем для актов иных отраслей права?

Налоговое законодательство - достаточно сложная отрасль для  толкования и правоприменения. Поэтому  участникам налоговых правоотношений требуется время, чтобы осмыслить и подготовиться к реализации новых налоговых норм. Кроме того, удлиненный срок обусловлен конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования. Задача государства - обеспечить оптимальный режим функционирования национальной экономики, составной частью которого выступает стабильная и предсказуемая налоговая система. Налогоплательщик вправе заблаговременно ознакомиться с изменениями налогового законодательства, распланировать свою деятельность до возникновения налоговой обязанности по конкретному налогу, получить разъяснения в налоговых органах, скорректировать экономическую стратегию. Это актуально для каждой организации и гражданина, поскольку налоговые реформы прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности, на осуществление права собственности, то есть речь идет об основных правах человека и гражданина.

    Для определения момента вступления в силу акта налогового законодательства важно установить два юридических  факта - дату официального опубликования акта и налоговый период.

    Согласно  части 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Под официальным опубликованием понимается первая публикация полного текста нормативно-правового акта в специальных печатных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Оговорка «полный текст» означает следующее: нормативный акт представляет собой единый, целостный документ и вступает в силу целиком при опубликовании акта по частям в нескольких выпусках официального издания, датой официального опубликования акта должна считаться дата опубликования его последней части.

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливает два обязательных условия вступления в силу актов  законодательства о налогах - месячный срок с момента опубликования  и 1-е число очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Контрольные вопросы:

  1. Заполните сравнительную карту:

Информация о работе Лекции по "Налоговому законодательству"