Лекции по "Налоговому законодательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций

Описание

Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.

Работа состоит из  1 файл

лекции по налоговому законодательству.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

    Налог – основополагающая категория многих отраслей знаний. Без этого общественного  явления немыслима экономика, финансы, бухгалтерский учет, аудит, менеджмент, статистика.

    Через призму указанных направлений налоги рассматриваются как регуляторы макро- и микроуровней экономики любой страны, как основа доходов государственного бюджета, как показатели, формирующие результаты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как элементы управления в организации, а в итоге – как факторы, влияющие на благосостояние общества, отдельных хозяйствующих субъектов, граждан.

    Юридические аспекты налогообложения, понятие  налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между  лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством.  Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Тема: Понятие налоговых  правоотношений 

План:

  1. Понятие налоговых правоотношений, субъекты и объекты налоговых правоотношений
  2. Представительство в налоговых правоотношениях
 
  1. Понятие налоговых правоотношений, субъекты и объекты  налоговых  правоотношений

    Характеристика  налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие:

1) эти отношения  складываются в процессе проведения  финансовой деятельности, направленной  на формирование, распределение,  перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер;

2) их возникновение,  изменение и прекращение непосредственно  связаны с нормативными правовыми  актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения;

3) финансовые  правоотношения имеют денежный  характер;

4) эти отношения  имеют властный характер;

5) государство  само непосредственно или в  лице уполномоченных им субъектов  выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

    Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные  образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

    Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения  по взиманию налогов и сборов, в  которых государство в лице своих  налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

    Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в  форме правоотношения», поскольку  обязанность уплачивать налоги устанавливается  только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

    Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.

    Организации – уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

    Физические  лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита.

    Объектом  правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

    Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.  

    2. Представительство  в налоговых правоотношениях

    До  НК представительство вообще не предусматривалось  и отсутствие этого института  порождало массу проблем. В частности, когда, например, у юридического лица (у физических лиц тоже были эти проблемы, связанные с несовершеннолетними детьми, с недееспособными гражданами и т.д.), есть недвижимость на территории другого субъекта Федерации, но по этой недвижимости никакой вид деятельности не ведется, то для того, чтобы уплатить налог за такое имущество, а налог на имущество все равно возникает, то необходимо было в этом субъекте Федерации уплачивать налог лично, тогда как на самом деле можно было воспользоваться гражданско-правовым договором и дать поручение уплатить этот налог. До кодекса такие ситуации были невозможны. Теперь специальная глава 4 НК закладывает несколько норм, которые регулируют представительство. И первое самое важное правило о том, что представительство возможно. При этом если налогоплательщик использует представителя, то это не лишает его самого права на личное участие в налоговых отношениях, что тоже важно.

    Представительство распадается на два вида: законное и уполномоченное. Законными представителями физлиц являются (в НК идет прямая отсылка к гражданскому законодательству, никаких иных лиц кроме тех, которые предусмотрены по ГК, нет) родители, усыновители или опекуны. Законными представителями налогоплательщика-организации выступают лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. То есть, другими словами, кто может представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов? Органы юридического лица. Таким образом, органы юридического лица, в том числе должностные лица - генеральный директор или исполнительный директор - это и есть законные представители организации.

    Проблема, которая здесь возникает в  законных представителях и которая  на практике проявляется, состоит в том, что эти отношения между законным представителем и организацией - это не гражданско-правовые отношения, потому что орган юридического лица не является субъектом права. Субъектом права является сама организация. Поэтому эти отношения внутри самой организации. Поэтому распространение на них норм гражданского права в данной ситуации невозможно. То есть это нормы, которые предусмотрены в учредительных документах и никаких иных вариантов нет.

    Что касается уполномоченного представителя, то здесь уже в полной мере действует ГК и, соответственно, уполномоченное представительство регулируется гражданско-правовым договором. НК только устанавливает некоторые ограничения на лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями, то есть договор с которыми о представительстве интересов невозможен, будет ничтожен с самого начала. К таковым ограничениям, к таковым лицам, которые не могут быть уполномоченными представителями, относятся должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.

    И еще один момент, который регулирует НК, касаемый уполномоченного представителя, - он действует на основании доверенности. Так вот, в отношении налогоплательщика  - физлица, у которого есть такой уполномоченный представитель, требуется нотариально заверенная доверенность, тогда как если речь идет об уполномоченном от организации, то действует доверенность, которая заполняется в установленном порядке.

    Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности представляемых ими лиц.

    Налоговые агенты – лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст.24 НК РФ).

    Сборщики  налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местные самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием  от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисления их в бюджет (ст.25 НК РФ)1

    Налоговый резидент (нерезидент) (англ. tax resident (non-resident)) - характеристика субъекта налогообложения, определяющаяся принципом постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты). Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.).  

    Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте понятие налоговых правоотношений?
  2. Назовите субъектов и объектов налоговых правоотношений?
  3. Кто относится к взаимозависимым лицам?
  4. Понятие налогового резидента и не резидента?
  5. Раскройте правовое содержание представительства в налоговых правоотношениях. Кто и на каких основаниях может выступать представителем налогоплательщика и плательщика сбора? Какая статья налогового кодекса регулирует данный вид налоговых правоотношений?

    Литература:

    1. НК РФ;

    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.

    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А.  Шалагина. М.: Издательство  «Омега –Л», 2009.-250с. 
     

    Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  О НАЛОГАХ И  СБОРАХ

    Тема: Порядок установления налогов 

    План:

  1. Понятие налогообложения и налоговой деятельности государства.
  2. Принципы налогообложения.
  3. Установление налогового обязательства.
  4. Введение налога.
 
  1. Понятие налогообложения  и налоговой деятельности государства.

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Информация о работе Лекции по "Налоговому законодательству"