Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоги. doc.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

   Несмотря  на различные теоретические оценки возможности и степени государственного вмешательства в экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыночной) системе:

  • формирование законодательной базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
  • поддержка конкуренции и борьба с монополиями;
  • перераспределение доходов и богатства для смягчения проблем, связанных с социальным неравенством;
  • регулирование распределения ресурсов для обеспечения производства общественных благ и корректировки «внешних» эффектов;
  • оказание стабилизирующего воздействия на уровень инфляции

и занятость.

     Возникновение и существование налогов обусловлено  необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ. 

Общественные (коллективные) блага - это такие товары и услуги, производство которых неэффективно на частных рынках, поскольку они  не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы одновременно не попасть  в распоряжение других лиц, и, кроме  того, могут предоставляться им без дополнительных затрат. К общественным благам относятся, например, национальная оборона, правоохранительная система, государственное управление, автомагистрали национального значения, система всеобщего среднего образования и т. п.

     Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения  ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его  за счет налогов.

     Кроме того, посредством налогов государство  может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутствии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене товара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

     Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.

В развитии налогообложения  принято выделять три основных этапа:

Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики. 

Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий - современный  этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников. 

Экономическая наука изначально рассматривала  налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но поскольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей экономистов, философов и правоведов стало научное обоснование объективной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.

Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов. Наиболее известными среди них были: 

а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривав-

шие налог как  плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);

б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);

в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как спра-

ведливую плату  за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);

г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);

д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль). 

В последней  четверти XIX - начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории. 

Особый вклад  в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) внесли: А. Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская  финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан-сен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, А. Лаффер. 
 


Информация о работе Экономическая сущность налогов