Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоги. doc.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

с) сбор за выигрыш  на бегах; подобные сборы вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор должен вноситься в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5 % этой платы; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; этот сбор должны вносить участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки; ф) сбор на право проведения кино- и телесъемок; данный сбор должны вносить коммерческие кино- и телеорганизации, осуществляющие съемки, требующие от местных органов государственного управления проведения организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и пр.), в размерах, устанавливаемых органами местной власти; х) сбор за уборку территорий населенных пунктов; такой сбор должны вносить юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом местными органами государственной власти; ц) сбор на открытие игорного бизнеса (установка игорных автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры); плательщиками этого сбора являются юридические и физические лица — собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки;

ставки сбора  и порядок его взимания устанавливаются местными представительными органами власти; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы взимается в размере, не превышающем 1,5 % объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории; конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются местными представительными органами власти: при исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными представительными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемые ими в порядке долевого участия.

Все местные  налоги, указанные в пп. "а"-"ч" ст. 21 закона, имеют некоторые особенности. Так, налоги, указанные в пп. "а"-"в", устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации. Налоги, указанные в пп. "г" и "д" настоящей статьи, могут вводиться районными и городскими органами государственной власти, на территории которых находится курортная местность. Сумма налоговых платежей зачисляется в районные бюджеты районов и городские бюджеты городов. Если на территории сельской местности находится курортная местность, то сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населенных пунктов, поселков, городов районного подчинения. Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пп. "ж", "з", "о", "ф", "х" и "ч" ст. 21. Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет прибыли, остающейся после уплаты.

  Закон "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" определяет не только виды налогов, но и объект и субъект налогообложения, права и обязанности плательщика и налоговых органов, структуру законодательных актов по налогообложению, порядок уплаты налогов.

  Закон "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации" установил (закрепил) права, обязанности и ответственность как налогоплательщиков, так и налоговых органов и их должностных лиц (например, ст. 11-16). Так, ст. 11 закона установила, что налогоплательщик обязан: уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размер суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания такого акта; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; другие обязанности.

  В целях  определения обязанностей налогоплательщика  законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.

  В соответствии со ст. 12 Закона "Об основах налогообложения в Российской Федерации" налогоплательщик имеет право: представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

  Правовое  регулирование налоговой системы — это форма регулирования налоговых отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового права . При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — драв. Правовое регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты налогового права реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отрицательная реакция субъектов налогового права образует неправомерное поведение, т.е. правонарушения.

 В Российской Федерации в условиях становления  рыночной экономики правовое регулирование  налоговых отношений совершенствуется путем подготовки к проведению кодификации налогового законодательства.

 Юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, ' устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В настоящее  время на территории Российской Федерации  действует значительное число законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих налогообложение.

Налоговое законодательство обладает особенностью, которая проявляется в том, что состоит из императивных правовых норм. А это означает, что налогоплательщики и налоговые инспекции не могут своим соглашением изменить требования правовых норм налогового законодательства.

Среди вышеперечисленных и других нормативных актов, регулирующих налогообложение, особое место занимает Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку в нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень .федеральных, республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В Законе"0б  основах налоговой системы в  Российской Федерации" приведен перечень вводимых налогов (сборов) и их разграничение по уровням: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, местные налоги, которые вводятся или могут вводиться местными органами государственной власти.

В этом нормативном  акте четко разграничена компетенция  органов государственной власти по вопросам введения и определения ставок взимания соответствующего налога, а также его зачисления в тот или иной бюджет.

К компетенции  республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а также местных органов отнесены налоги и сборы, которые имеют местный (локальный) характер. Соответственно эти налоги зачисляются в бюджеты республик, краев, областей, автономных образований и местные в полном объеме.

В данном законе определен перечень налоговых льгот  и единый порядок их предоставления, в частности налогооблагаемый минимум, освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков, понижение ставок, целевые налоговые льготы. Стало быть, законом определена система применяемых льгот для всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Таким образом, Закон "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" в известной мере создает определенную четкость налоговой системы.

Как известно, важнейшим  элементом налоговой политики является стабильность действующего законодательства. В то же время, как свидетельствует практика, в сфере налогообложения законодательство часто изменяется и дополняется, причем не всегда оправданно, что, естественно, ухудшает положение налогоплательщиков.

Однако ряд  предложений по изменению налогового законодательства, высказанных учеными и практиками, следует, на наш взгляд, принять. В частности, заслуживает внимания предложение об изменении следующих законов: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; "О налоге на прибыль предприятий и организаций"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О страховой деятельности" . Все эти предложения сводятся к расширению перечня льгот, к урегулированию вопросов с валютой, к изменению порядка расчетов по налогам для совместных предприятий, к раскрытию сущности некоторых понятий в законах, в частности термина "перепродажа" и др. Все это позволит создать условия стабильности законов по налогообложению, т.е. не придется часто их изменять в худшую сторону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. НАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА 

Налоги - это  плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую  мы платим за возможность жить в  цивилизованной стране. Мы пользуемся общественными благами. 

Каждый из нас  полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. 

Плата осуществляется за использование ресурсов, которые  приналежат государству. Размер платы  зависит от размера ресурсов, которые  используются. Если государство теряет право собственности на них, то она теряет и эти доходы. 

Отчисления предусматривают  целевое назначение платежей. Например, предприятия осуществляют отчисление на дорожные работы, отчисление на социальное страхование, в фонд занятости, в  фонд ликвидации последствий Чернобыльской  катастрофы. 

Эти деньги должны использоваться строго по назначению:

удержание и  ремонт дорог, социальное страхование, ликвидация последствий аварии ЧАЭС.

В доходах бюджета  выделяется также группа так называемых неналоговых платежей. 

Например, доходы от реализации конфискованного имущества, от приватизации государственного имущества, проценты за пользование временно свободным бюджетным средством, поступление дивидендов от предпринимательской деятельности, которая осуществляется предприятиями, образованными с участием государства

Можно спорить о необходимости тех или других налогов, или их ставок, но ни у кого не возникает сомнений относительно их необходимости. Как заметил американский Ученый и политик XVIII ст. Бенджамин Франклин, «в этом мире нет ничего более постоянного, чем смерть и налоги».

Налоги занимают основное место в системе государственных  доходов, составляя наибольшую часть  доходов центральных бюджетов во всех странах. Не является исключением  и наше государство.

Общественное  назначение налогов проявляется  через их функции:

фискальную и регулятивную.

Фискальная функция  налогов состоит в мобилизации  средств, поступающих в распоряжение государства как централизованные финансовые ресурсы, используемые для  выполнения государственных функций.

С усилением  роли государства возрастает значение регулятивной функции налогов. Эта функция заключается в том, что налоги влияют на деятельность субъектов хозяйствования. С увеличением налогов экономическая активность субъектов предпринимательской деятельности, как правило, меняется.

Использование налогов с регулятивной целью - довольно сложный процесс, зависящий от правильного решения многих вопросов, в частности:

установления  размера ставок налогов определения  сроков их уплаты предоставления налоговых  льгот применения штрафных санкций  за нарушение налогового законодательства. 
 
 

IV. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ПРИРОДУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
 
 

Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества. 

Информация о работе Экономическая сущность налогов