Экономическая сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоги. doc.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

  Все налоги принято подразделять на прямые и  косвенные, причем это подразделение известно еще с давних времен. Критерием такого деления, по мнению одних экономистов, является "теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предложение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам"1. По мнению других авторов, к прямым налогам относятся подоходные и поимущественные , а к косвенным — налоги на обращение и потребление.

  "Критерием  деления налогов на прямые  и косвенные является установление  окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене"3.

  Несмотря  на различный подход к рассмотрению критериев деления налогов на прямые и косвенные, общим выводом для них является установление окончательного плательщика налога.

  Сборы —  это денежная плата, взимаемая с плательщика государственными органами за предоставление права участия или использования материальных и нематериальных объектов. Например, право участия в бегах на ипподромах, право использовать местную символику и т.д.

  Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными

органами действия и выдачу документов, имеющих юридическое  значение. Государственная пошлина  подразделяется на таможенно-пограничные  и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина — это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товаров (продукции через таможенную границу государства). Внутригосударственная пошлина — это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, уплата госпошлины за предъявление иска имущественного характера в арбитражный суд.

Экономико-правовая сущность налогов, пошлин, сборов проявляется в том, что они включают финансово-экономические и правовые отношения.

Финансово-экономические  отношения представляют собой передачу определенной суммы денежных средств  плательщиками в соответствующий  бюджет. Факт передачи денежных средств  плательщиком (негосударственными юридическими лицами, к примеру акционерными обществами, кооперативами, частными предприятиями, физическими лицами: дееспособными гражданами, гражданами-предпринимателями, работниками предприятий) в соответствующий бюджет есть не что иное, как смена формы собственности. Это объясняется тем, что согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Правовые отношения  возникают между государственными налоговыми органами, плательщиками налогов и налоговыми представителями, поскольку налоговые отношения определены налоговым законодательством. К примеру, ст. 2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" установила, что плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие согласно законодательству статус юридического лица. В соответствии со ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Стало быть, плательщики обязаны перечислять сумму НДС в федеральный бюджет.

Учитывая, что  налоги и другие платежи имеют  общую экономическую и правовую сущность, законодатель дал общее определение для них. В частности, под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоговая система  — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном законодательством  порядке (ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской федерации"). Это определение не соответствует содержанию налоговой системы. Речь идет о системе налогов, т.е. о форме организации налогов в России. Налоговая система является наиболее емкой и включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы (Госналогс-лужбы РФ, государственные инспекции), осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислять в бюджет налоги с дохода; г) налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; д) теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения.

В этой связи  нельзя согласиться с определением налоговой системы, согласно которому это совокупность федеральных, региональных и местных налогов, действующих на соответствующей территории РФ1, так как здесь также идет речь о системе налогов.

Государственные доходы от иной деятельности как вид источника дохода представляют собой доходы федерального бюджета, сформированные за счет доходов от приватизации объектов государственной собственности; дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности; доходов от размещения средств на депозитных счетах и доходов от коммерческого использования объектов федеральной собственности предприятиями, учреждениями и организациями и других источников.

Взимая налоги, государство, как справедливо отмечалось в экономической литературе, преследует две цели. Одна из них состоит в изъятии у предпринимателей и населения части их доходов в свою пользу (в бюджет всех уровней). В этом заключается фискальная функция государства (от лат. йксик — государственная казна). Другая цель — обеспечение (наряду с другими формами) регулируемой (государством) системы управления рыночной экономикой. Здесь можно говорить о стимулирующей функции, т.е. об экономических методах и рычагах, которые формируют экономические отношения в сфере производства, обмена, обращения и потребления материальных и духовных благ. Экономический механизм системы налогообложения может достигнуть поставленной цели, если он будет обеспечивать: а) равные экономические условия (одинаковые "правила игры") для всех предприятий любой организационно-правовой формы независимо от формы собственности; б) заинтересованность предпринимателей, предприятий через налоговые ставки, систему льгот и поддержки в насыщении товарами потребительского рынка, ускорении научно-технического прогресса, решении социальных задач; г) уверенность предпринимателей в правильности принимаемых решений при долгосрочном планировании и прогнозировании своего развития, для чего налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива .

Стало быть, стабильность налоговой системы является важнейшим фактором налоговой политики любого государства, в том числе Российского.

Одним из гарантов стабильности в этом важнейшем деле является, на наш взгляд, стабильность налогового законодательства.

Все налоги России согласно Закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" разделены на три вида: федеральные, субъектов федерации и местные.

  Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти Российской федерации. Они взимаются на всей территории РФ. При этом все суммы • сборов от шести из четырнадцати федеральных налогов (в структуре федеральных налогов — это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. К ним относятся:

налог на добавленную стоимость, на доходы банков, операции с ценными бумагами, от страховой деятельности, таможенная пошлина, акцизы на определенные группы и виды товаров.

  Согласно  ст. 19 закона к федеральным относятся  следующие налоги: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог); е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенная пошлина; з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; л) подоходный налог с физических лиц; м) дорожные фонды (дорожный налог);

н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог  с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и  образованных на их основе слов и словосочетаний.

  Федеральные налоги (в том числе размеры  их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок  зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

  Налоги  субъектов федерации — налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов — являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республик, краев, областей, автономных образований, а также в бюджеты города и района, на территории которых находится предприятие.

  Согласно  ст. 20 закона к налогам субъектов  федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся: а) налог на имущество предприятий; сумма платежей по налогу должна равными долями зачисляться в бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, в бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, в бюджеты городов по месту нахождения плательщика; б) лесной доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (ст. 20 закона).

  Приведенные в данной статье закона налоги также  имеют некоторые особенности. В частности, налоги, указанные в пп. "а", "б", "в", устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки таких налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, „автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Сбор, указанный в п. "г", устанавливается законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать 1 % годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов. Суммы платежей по этому сбору зачисляются в бюджет республики в составе Российской федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, в бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное формирование образовательных учреждений.

К местным согласно  ст. 21 закона относятся следующие  налоги:

а)налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сумма сбора должна зачисляться в бюджет по месту их регистрации; г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор на право торговли; этот сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими органами государственной власти; сбор должен уплачиваться путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляться в соответствующий бюджет; ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. При этом ставка сборов в год не может превышать 1 % от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица — 1 % годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах — на собраниях и сходах жителей; 3) налог на рекламу; налоги должны уплачивать юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе. Однако в законе не отражены правовые нормы, касающиеся добросовестности рекламы, что наносит существенный экономический вред гражданам, которые, поверив рекламе, на практике оказываются в проигрыше. Целесообразно поэтому принять соответствующий закон, в котором предусмотреть юридическую ответственность рекламодателей за недобросовестную рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Этот налог обязаны уплачивать юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10 % суммы сделки; к) сбор с владельцев собак; такой сбор должны уплатить физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; данный сбор должны вносить юридические и физические лица, реализующие эти изделия населению, в размере: 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год с юридических лиц и 25 — с физических, при торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, — в размере половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли, м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты; н) сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор должны уплачивать физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья; о) сбор за парковку автотранспорта; этот сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти; п) сбор за право использования местной символики; такой сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и пр.), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости рекламируемой продукции; р) сбор за участие в бегах на ипподромах; этот сбор должны вносить юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размере, устанавливаемом местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

Информация о работе Экономическая сущность налогов