Экономическая сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть основные представления и назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории. Для достижения цели покажем роль и место налогов в системе экономических отношений, рассмотрим функции налогов и их взаимосвязь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Экономическая сущность и функции налогов…………………….4
1.1. Историческое происхождение налогов и развитие теории налогов…………………………………………………………………………..…4
1.2. Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории…………………………………………………………………………..7
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………….11
1.4. Роль налогов в системе экономических отношений……………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

Налоги со 2стр.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Экономическая сущность и функции налогов…………………….4
    1. Историческое происхождение налогов и развитие теории налогов…………………………………………………………………………..…4
    2. Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории…………………………………………………………………………..7
    3. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………….11
    4. Роль налогов в системе экономических отношений……………..16

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Важное место отводится  налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель курсовой работы – раскрыть основные представления  и назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории. Для достижения цели покажем роль и место налогов в системе экономических отношений, рассмотрим функции налогов и их взаимосвязь.

Вопросам налогов и  налогообложению посвящены работы таких ученых и исследователей как Барулин С.В., Рыманов А.Ю., Перов А.В., Колчин С.П., Филина Ф.Н. и т.д.

 

 

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
    1. Историческое происхождение налогов

и развитие теории налогов

Исторически налоги появились в связи и по причине  возникновения государства. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Временный, дополнительный и чрезвычайный характер налогов  в средневековый период истории  европейских стран породил соответствующий  бессистемный, случайный характер теоретических изысканий в области налогообложения. Постепенный переход европейских государств к практике использования регулярных и всеобщих налоговых платежей в XVII—XVIII вв. потребовал от науки осмысления такого сложного финансового понятия, как налог. Появились общие и частные налоговые теории, под которыми понимается определенная система научных знаний о сущности и природе, месте и роли налогов в экономической, социальной и политической жизни общества. Научное представление о сущности и роли налогов в экономической системе менялось по мере развития общества. Только в XVIII в. налог стал рассматриваться как долг, правовая обязанность субъектов перед государством, как обязательный денежный платеж в государственную казну. Однако первые налоговые теории, как упорядоченной совокупности самостоятельных научных представлений об общественном предназначении налогов, относятся еще к XVII в.

Одной из первых общих налоговых теорий является теория эквивалентного обмена. Она  строилась на признании возмездного  характера налогообложения, на частноправовом взгляде на государство и налоговые отношения как результат соглашения между гражданами и государством, в соответствии с которым за налоги члены общества «покупают» у государства услуги по охране границ, поддержанию правопорядка и т.п.

Высокий научный  уровень разработки вопросов экономической  природы налога присущ классической теории (теории нейтральности)   налогов  А. Смита, Д. Рикардо, Ж.- Б. Сэя и их последователей (конец XVIII - середина XIX в.). Они исследовали налоги в рамках общеэкономической теории стоимости, полезности, производительного (создающего материальные ценности) труда, отрицая в целом производительный характер расходов на оказание государственных услуг (кроме Ж.- Б. Сэя). По их мнению, налоги являются лишь одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать непроизводительные расходы по содержанию правительств, и никакая другая  функция, кроме фискальной, им не присуща.

Представители неоклассической налоговой школы  разработали теорию коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения в форме принудительных платежей. Так, П. Самуэльсон, один из наиболее выдающихся представителей неоклассического синтеза, считал, что неуклонно возрастающая роль государства объясняется дальнейшим развитием общественных потребностей и необходимостью их удовлетворения.

В основу теории налога как жертвы было положено учение о происхождении налогов от жертвоприношений, о правовом государстве и вытекающая из него идея о принудительном характере  налоговых отношений. Налог рассматривался как обязанность, вызванная необходимостью покрытия государственных расходов, как односторонняя жертва со стороны населения и убыток для общества. Приверженцы теории жертвы обычно отказывались признавать получение гражданами каких-то бы ни было выгод от государства в порядке заключения между ними договора. Налоговые отношения характеризовались ими не как договорные, добровольные, а как обязательные, законодательно-правовые.

В конце XIX - начале XX в. государство стало производителем разнообразной массы материальных и нематериальных ценностей. Под влиянием изменившейся роли государства и признания принудительной, законодательно-правовой формы налоговых отношений сформировалась налоговая теория удовлетворения коллективных (общественных) потребностей. Возникла необходимость в теоретическом обосновании увеличения государственных расходов и роста налогового бремени. Эту задачу решили представители неоклассического направления. Их поддержали сторонники кейнсианской школы.

Теория единого  налога имеет глубокие исторические корни, начиная с У. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго и других мыслителей и экономистов прошлого. Она обычно появлялась тогда, когда налоговый гнет становился особенно тяжелым. Единый налог - это единственный (или основной) налоговый платеж в казну за какой-либо один объект налогообложения: землю (чаще всего), расходы, недвижимость, доход и т.п. Установление такого налога взамен всех (или большинства существующих налогов) представлялось как благо, устраняющее недостатки прежнего пути развития общества, и финансовая мера, которая создает условия для повышения благосостояния граждан, предотвращения кризисов перепроизводства и обеспечения экономического роста в стране. Считается, что именно в теории единого налога впервые отчетливо прозвучала идея справедливости в налогообложении. В ее основе лежит разумная мысль о том, что поскольку все налоги в конечном счете уплачиваются из одного источника - дохода, постольку единый налог представляется более целесообразным и простым, нежели множество отдельных налогов.

Налоги выступают  формой принудительного изъятия  государством части доходов граждан, постольку их установление всегда сопряжено  со столкновением групповых политических и социальных интересов через  интерес экономический. Наиболее отчетливо  это проявляется при решении вопроса о методах налогообложения - пропорциональном или прогрессивном. До сих пор не найден однозначный ответ на вопрос о том, какой из них более справедливый.

    1. Назначение налогов как экономической,

финансовой  и правовой категории

Налогам как  частной финансовой категории присущи  общие с государственными финансами  отличительные признаки:

  • исключительно стоимостный, денежный характер отношений,
лежащих в основе этих категорий;
  • отражают движение части стоимости валового и чистого продукта общества в форме финансовых ресурсов;
  • связаны с образованием и использованием государственных доходов.

 Экономическая  природа налогов заложена в  их понимании
 как объективной финансовой категории. Государство - это первопричина налогов, а определенный и достаточный уровень развития
 товарно-денежных отношений - их необходимое условие и экономическая основа. Через налоги государство реализует свое финансовое
 право на получение доли валового и чистого продукта общества для
обеспечения нормального функционирования всех его структур.

Налоги как  финансовая категория (как совокупный налог) 
опосредует движение на эквивалентной, возвратной и возмездной основе части стоимости валового (чистого) продукта общества от субъектов хозяйствования и граждан к государству в форме законодательно установленных обязательных платежей в государственную казну,
 предназначенных для покрытия расходов государства при выполнении им своих функций.

Налоги - один из основных способов формирования доходов  бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Для каждой общественно-экономической  формации характерна присущая ей система  государственных доходов, обусловленная  уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

С момента своего возникновения государственные  доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.

Современные бюджетные  системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов  и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются  главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.

До начала 1980-х  гг. отмечалась тенденция повышения  доли государственных доходов в  общем объеме совокупного общественного  продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны  государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. - уже 40-50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран - косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах - экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов