Финансовое право как субъект налогового правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть содержание и сущность государственных и региональных финансов, раскрыть понятие физическое лицо - субъект налогового правоотношения.

Работа состоит из  1 файл

основная часть.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     Мобилизация доходов в бюджеты и государственные  внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов обеспечивается мобилизация преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

     Финансирование  расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов  осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд3 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

     С целью сбалансированности местных  бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд4 и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

     Денежные  накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

     Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

     Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

     Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

     Денежные  средства, направляемые из бюджетов органов  государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

     Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

     Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области  развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

     В свою очередь, необходимость в муниципальных  расходах обусловлена удовлетворением  потребностей граждан, связанных с  местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 

      § 1.2 Сущность и функции финансов 

     Финансы – это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

  • денежные отношения;
  • распределительные отношения;
  • связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

     Эти особенности и дали возможность  выделить финансовые отношения из общей  массы экономических отношений.

     Денежные  фонды формируются на макро- и  микроуровнях. На макроуровне к ним  относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.

     Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

     Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т. д.

     Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, контрольно-ревизионное управление и Федеральное казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Министерство Российской Федерации по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. 
 
 
 
 

     Глава 2.Физическое лицо как субъект налогового правоотношения 

    § 2.1 Субъектный состав налогового правоотношения 

     Субъектами  налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

     1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов, на  которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

     2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

     3) Федеральная налоговая служба  и ее территориальные подразделения  (налоговые органы);

     4) Федеральная таможенная служба  и ее подразделения; 

     5) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

      6) Министерство финансов РФ, министерства  финансов республик, финансовые  управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

     7) органы государственных внебюджетных  фондов;

     8) органы внутренних дел.

     Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов  являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

     § 4. Правосубъектность физических лиц

 

     Правосубъектность физических лиц (индивидуальных субъектов правоотношения) — это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участниками правоотношения.

     В международных документах о правах человека (ст.6 Всеобщей декларации прав человека, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах) записано, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

     В основании определения природы правосубъектности (право-дееспособности) физического лица лежат два критерия:

     — возрастная характеристика (определённый возраст);

    • зрелость психики, отсутствие психологических дефектов.

         Состав  правосубъектности физического  лица:

     • правоспособность;

     • дееспособность;

     • деликтоспособность.

     Правоспособность  — предусмотренная нормами права  способность (возможность) индивида иметь субъективные юридические права и исполнять субъективные юридические обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Информация о работе Финансовое право как субъект налогового правоотношения