Виды субъектов финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства.

Работа состоит из  1 файл

Виды субъектов финансовых правоотношений.docx

— 61.12 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальность темы. Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства.

Важнейшим элементом финансового  правоотношения являются его субъекты. Субъекты финансового правоотношения — это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект  финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового  правоотношения.

Тематика правового положения  субъектов в правовых отношениях, их права и обязанности, а также  особенности реализации таковых  была и остается одной из главных  в отечественной юриспруденции. Эта проблема постоянно привлекала к себе внимание ученых. К работам, внесшим вклад в развитие учений о субъектах права,   относятся  труды А.А. Алексеева, Д.Н. Бахраха, В.А. Белова, М.И. Боголепова, С.Н. Братуся, А.В. Венедиктова, В.П. Грибанова, А.М. Гурвича, В.М. Корельского, О.А. Красавчикова, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой и т.д.

Целью исследования является  характеристика субъектов финансового права  РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие  задачи:

- определить понятие  субъекты финансово-правовых отношений;

- дать   классификацию субъектов финансового права;  

- выявить видовые особенности  субъектов российского финансового права.

Объектом  исследования являются  общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами норм финансового права.

Предметом исследования выступают  субъекты финансового права РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общетеоретическая  характеристика субъектов финансовых правоотношений

1.1 Понятие субъекта финансовых правоотношений

Государство, регулируя с  помощью юридических норм отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности, определяет субъектов  финансового права. Точное определение  субъекта финансового права имеет  важное практическое значение, поскольку  позволяет выявить круг лиц, которые  вступают в финансовые отношения  и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам  финансового права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию финансового законодательства. Только такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами.

Финансовое правоотношение – это общественное отношение, основанное на финансово – правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, имеющим властно –  имущественный характер и выражающим публичные интересы.1

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные  спецификой предмета и метода финансово-правового  регулирования.

Во-первых, финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований.

Во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных  интересов, в связи с чем оно  должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая, как уже отмечалось, является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

В-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений. Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует, что все они, в сущности, являются отношениями экономическими.

Участники финансовых отношений  и финансовых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями  и вступающие в такие отношения, принадлежат к субъектам финансового  права. «Субъект финансового права» - понятие более широкое, чем субъект  финансовых правоотношений. В настоящее  время носители финансовых прав и  обязанностей могут не вступать в  конкретные правоотношения, и, кроме  того, в правоотношениях права  и обязанности могут быть реализованы  не полностью. Однако в силу особенностей содержания финансовых прав и обязанностей возможность такого «несовпадения» гораздо меньше, чем в других отраслях права. Но, тем не менее, несовпадение вполне возможно. Об этом свидетельствует  наличие в финансовом праве уполномочивающих норм. 

Субъект финансового правоотношения связан  с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Обычно это имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.

Субъектами финансового  права являются лица (физические или  юридические), государственно-территориальные  образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность  участвовать в различных финансовых правоотношениях.3

В данном  определении содержится основной юридический признак субъекта финансового права — наличие правосубъектности, т. е. признаваемой финансовым законодательством способности быть участником конкретных финансовых правоотношений. Понятие «финансовая правосубъектность» включает понятия «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность».

Финансовая правоспособность — это способность иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные  нормативными финансово-правовыми  актами.

Финансовая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность  за их неправомерную реализацию.

Финансовая правосубъектность  как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать  в различных финансовых правоотношениях: налоговых, кредитных, бюджетных и  др. Являясь отраслевой правосубъектностью, она влияет на правовой статус субъектов  финансового права, охватывает как  потенциальные его возможности, так и их реализацию.

Субъекты финансового  права имеют определенные права  и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют  планомерное аккумулирование, распределение  и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных  целях.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов  финансового права в сферу  правового регулирования финансового  законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового  статуса.

По определению, субъектом  финансового права является носитель предусмотренных финансово-правовыми  нормами субъективных прав и обязанностей в области финансовой деятельности государства.

Таким образом, субъектами финансового  права являются физические, юридические  лица и государственные образования. Основным признаком их  правосубъектности в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.4

 

1.2 Классификация субъектов  финансовых правоотношений

Круг участников финансовых отношений, субъектов финансового  права очень широк и разнообразен. Однако они могут быть классифицированы, исходя из места, занимаемого ими  в финансовой системе, и особенностей участия в финансовых правоотношениях.

Особенности предмета финансового  права обусловливают классификацию  его субъектов по различным основаниям, наиболее значимыми из которых выступают  следующие.

Классификация субъектов  финансового права:

В зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а)обязательные субъекты - Российская Федерация, ее субъекты или муниципальное  образование в лице своих органов;

б)факультативные - юридические  или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между Российской Федерацией и ее субъектом);

В зависимости от количества участников:

а)публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

В зависимости от полноты  обладания финансово-правовым статусом выделяются:

а) субъекты с общим финансово-правовым статусом;

б) субъекты с особенным финансово-правовым статусом (например, административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования, административно-территориальные образования особого режима — закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны).5

Вывод. Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансовых правоотношений.

Субъектами финансовых правовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Характеристика и  видовые особенности субъектов  финансовых правоотношений

2.1 Публичные субъекты финансовых правоотношений

Определяющим свойством, характеризующим публичных субъектов  в современный период как самостоятельных  субъектов, является возложение на них  юридической ответственности, которая  наступает не за финансовое правонарушение, а вытекает из обязанности обеспечивать выполнение экономических и других задач, направленных на укрепление финансового  состояния своей территории.6

В современных условиях для  осуществления публичной финансовой деятельности особое значение приобретают  общественно-территориальные субъекты.

Государство (Российская Федерация  в целом и субъекты РФ) является субъектом финансовых правоотношений, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

После оформления какой-либо территории в государство или  части государства в государственно-территориальную  единицу это образование приобретает  возможность иметь органы государственной  власти и управления, быть носителем  прав и обязанностей, выступать в  качестве субъекта права, в том числе  и финансового. При этом субъектом  правоотношений является не просто территория, а определенным образом организованная государственно-территориальная единица, основу которой составляет население. Государство в сфере отношений суверенитета и собственности выступает как единая система органов, выполняющих большинство его правомочий в сфере финансовой деятельности. Данное обстоятельство дает основания считать государство особым субъектом финансовых правоотношений. Однако подобная отличительная черта проявляется не во всех финансовых отношениях, а только в тех, где Российской Федерации противостоит другое государственно-территориальное образование или где государство аккумулирует право на имущество. Названные признаки образуют состав особой финансовой правосубъектности государства, которая наиболее отчетливо проявляется в сферах бюджетной и кредитной деятельности.

Информация о работе Виды субъектов финансовых правоотношений