Виды субъектов финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства.

Работа состоит из  1 файл

Виды субъектов финансовых правоотношений.docx

— 61.12 Кб (Скачать документ)

Российская Федерация  в целом должна рассматриваться  как субъект финансового права и финансовых правоотношений и в случае взимания, а также взыскания федеральных налогов и сборов. В Российской Федерации право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет…» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации…» (п. 1 ст. 2)7. Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества.

Таким образом, Российская Федерация  выступает в качестве суверена и  казны, причем применительно к различным  сферам финансовой деятельности эти  критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так  и отдельно (например, в отношении  денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство  — субъект финансового права и финансовых правоотношений не только в целом, но и в качестве субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.8

Следующий общественно-территориальный  субъект финансовых правоотношений — муниципальные образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2). Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Исходя из ст. 5, 8, 15 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» муниципальное  образование является субъектом  финансового права в отношении  прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов  и сборов; выпуска муниципальных  займов, а также взаимосвязанных  с этими правами обязанностей и прав.9

Кроме того, согласно ст. 139 и 141 БК РФ, а также ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки  муниципальных образований; б) субвенции  и иные формы помощи, предусмотренные  бюджетным законодательством субъекта РФ. Соответственно, муниципальное  образование является субъектом  финансовых правоотношений в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ресурсов.10

Во всех вышеперечисленных  случаях муниципальные образования (т.е. население), являясь субъектом  финансового права, выступают в  финансовых правоотношениях в лице представительных и соответствующих  исполнительных органов местного самоуправления.

Важный гарант самостоятельности  муниципального образования - это его  финансовая независимость, которая  предоставляет возможность органам  местного самоуправления управлять  рисками; отвечать по своим обязательствам; самостоятельно определять судьбу муниципальной  собственности; формировать, утверждать и исполнять местный бюджет и  многое другое.

Осуществляя финансовую деятельность и решая вопросы местного значения, муниципальные образования реализуют  налоговые, бюджетные, кредитные и  другие полномочия. Свидетельством тому, что муниципальные образования  обладают финансовой правосубъектностью, служит значительная нормативная база.

В соответствии с названным  Федеральным законом, БК РФ и НК РФ муниципальное образование является субъектом финансового права  относительно муниципальной бюджетной  деятельности; введения местных налогов  и сборов; выпуска муниципальных  займов; финансовой деятельности муниципальных  предприятий. Права и обязанности  муниципальных образований как  субъектов финансового права  от их имени реализуют соответствующие  органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.11 

 

2.2 Коллективные субъекты  финансового права

Большой круг субъектов финансовых правоотношений составляют коллективные субъекты. Под коллективными субъектами финансовых правоотношений следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.

Существование коллективных субъектов в нашем государстве, обусловлено объективными причинами, в том числе и динамично  развивающимися рыночными отношениями, оказывающими значительное влияние  на их качественный состав и разнообразие. К ним относятся, за исключением  публичных субъектов, организации  с правами юридического лица, а также субъекты, не обладающие признаками таковых (объединения, союзы, филиалы, представительства и др.). Резюмируется, что большая часть коллективных субъектов финансового права представлена органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления.

Среди коллективных субъектов  выделяется круг участников, присутствие  которых в финансовых правоотношениях  обязательно. Императив участия  в финансовой деятельности относится  к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Посредством участия государственных  и муниципальных органов в  процессах аккумулирования, распределения  и использования фондов денежных средств осуществляется реализация публичной финансовой деятельности. В силу этого государственные  органы подразделяются на имеющие общую  компетенцию и обладающие специальными финансово-правовыми полномочиями.12

К коллективным субъектам  финансовых правоотношений относятся:

а) органы государственной  власти;

б) Центральный банк РФ;

в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

Основанием для признания  органов государственной власти субъектами финансовых правоотношений является наличие у них компетенции в области финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансовых правоотношений являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

Органы государственной  власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают в  качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находятся в  постоянно длящихся отношениях с  государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

Финансово-правовой статус коллективных субъектов, обладающих властными  полномочиями, характеризуется двойственной природой. С одной стороны, они  выполняют волю публичного субъекта и реализуют его функции, и  у них, непременно, присутствует интерес  для осуществления публичной  финансовой деятельности, а, значит, и финансового контроля. С другой - это самостоятельные участники в финансовых отношениях: платят налоги, получают кредиты, бюджетные ассигнования и т.п.13

В круг представительных и  исполнительных органов государственной  власти в качестве субъектов финансового  права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а  органов исполнительной власти —  органы как общей, так и специальной  компетенции.

Представительные органы государственной власти выступают  в качестве коллективных субъектов  финансового права, осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федеральном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, находится контрольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права.

К коллективным субъектам  финансовых правоотношений относится также и Центральный банк РФ. Как уже отмечалось, Центральный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансовых правоотношений. Это имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 23 ФЗ о Центральном банке РФ, он выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ «О Центральном банке РФ» 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета.14 В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, Центральный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях Центральный банк РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

Помимо Центрального банка  РФ к коллективным субъектам финансового  права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридических  лиц, наделенных государством властными  полномочиями в сфере государственных  финансов.

Коммерческие банки являются субъектами финансовых правоотношений, обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерческих банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.15

Коллективными субъектами финансовых правоотношений, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения). Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

  • прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований
  • прав на получение бюджетных кредитов
  • обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения
  • обязанностей по уплате налогов и сборов
  • обязанностей налоговых агентов
  • прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс)
  • обязанности представлять в налоговые органы информацию.

Среди коллективных субъектов  финансовых правоотношений особым правовым статусом обладают малые предприятия, поскольку вступают в финансовые правоотношения с публичными субъектами на особых (как правило, льготных) условиях. Так, приоритетным направлением государственной финансовой политики считается развитие льготного кредитования субъектов малого бизнеса; малые предприятия уплачивают налоги по упрощенной системе; в малых предприятиях применяется ускоренный порядок начисления амортизации; аудит финансовой деятельности малых предприятий осуществляется по особым правилам (стандартам).16

Информация о работе Виды субъектов финансовых правоотношений