Виды финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:27, реферат

Описание

Данная работа будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.

Содержание

Виды финансовых правоотношений:
1.1. бюджетные правоотношения
1.2. налоговые правоотношения
1.3. отношения по страхованию
1.4. валютные правоотношения
1.5. правоотношения в области банковской деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

виды финансовых правоотношений -фин и налог право.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

  1. Виды финансовых правоотношений:
  2. 1.1. бюджетные правоотношения
  3. 1.2. налоговые правоотношения
  4. 1.3. отношения по страхованию
  5. 1.4. валютные правоотношения
  6. 1.5. правоотношения в области банковской деятельности

Заключение

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно  определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств  и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

М.В. Карасёва, например, отмечает, что «финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы».

Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между определёнными субъектами и отличаются многообразием видов. Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они возникают только по поводу денежных средств.

Данная работа будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.

Задачей данной реферативной работы будет являться обстоятельное изучение темы, раскрываться, которая будет согласно содержанию.

Тема, на наш взгляд, весьма актуальна. Это обусловлено тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов данных правоотношений, а также сложностью их регулирования и целью нашей работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов.

 

 

 

 

 

1. Виды финансовых правоотношений

 

Рассмотрим виды финансовых правоотношений. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности многообразны и весьма неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием. Данные отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою очередь, зависит от определённой сферы общественной жизни) на следующие Основные виды:

  • бюджетные правоотношения
  • налоговые правоотношения
  • отношения по страхованию
  • валютные правоотношения
  • правоотношения в области банковской деятельности

Основной задачей данной работы будет являться рассмотрение представленных видов финансовых правоотношений и их анализ.

 

1.1. Бюджетные правоотношения.

Бюджетное право является важнейшей подотраслью финансового права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права – его подотрасли, разделы, институты. Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, т.е. определяются сущностью предмета правового регулирования. Предметом бюджетного права и являются общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства (РФ и её субъектов). Таким централизованным фондом является бюджет государства (федеральный или региональный).

В юридической и экономической  литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Он определяется как экономическая категория, т.е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального самоуправления, роспись его доходов и расходов. В БК РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ содержится легальное определение бюджета. Он определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и м.с.у.

Бюджет государства  имеет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (именуемый Федеральным) и бюджеты субъектов Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, её обороноспособность и др. потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития РФ на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении РФ. Федеральному бюджету придаётся высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм ФЗ, утвердившего его. На уровне образований м.с.у. создаются местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, м.с.у. в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

Т.о. бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных  правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи  с образованием, распределением и  использованием государственного и  муниципального денежного фонда  на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

Субъекты данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты; органы государственной власти и о.м.с.у. и пр.

Значение бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

1.2. Налоговые правоотношения

Существуют различные  доктринальные определения налога, разработанные представителями  как юридической, так и экономической  науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на ряд общих признаков, характерных для данного института:

1) отчуждение при уплате  налога части собственности физических  и юридических лиц (денежных  средств, принадлежащих им на  праве хозяйственного ведения  или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

2) законность установления  и введения налога;

3) обязательность уплаты  налога при наличии определённых  в законе условий, обеспечиваемая  силой государства; 

4) индивидуальная безвозмездность; 

5) внесение в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд.

Законодательное же определение  налога дано в ст. 8 НК. Пот налогом  т.о. понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платёж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК устанавливает, что  ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 НК). Смысл этой нормы состоит в том, что платёж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

Так что же такое налоговые  правоотношения. Это урегулированные  нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие  по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в  связи с взиманием налогов. В  них участвуют органы государственной  власти РФ, её субъектов и о.м.с.у. соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через  налоговые правоотношения, которые  возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и граждан.

Основным содержанием  налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

В налоговых правоотношениях  участвуют: налогоплательщики, налоговые  органы и кредитные организации  – банки, которые принимают и  зачисляют налоговые платежи  на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий  набор информации, который позволил бы конкретно указать:

1) обязанное лицо, размер налогового  обязательства и порядок его  исполнения;

2) границы требований государства  в отношении имущества налогоплательщика.  Поэтому установить налог –  это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.).

Объект налогообложения  – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают  обязанность субъекта заплатить налог.

Налоговая база количественно  выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой  налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется  ставка налога, по которой исчисляется  его сумма. Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). НК определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Теперь немного об ответственности за неуплату налогов  и сборов. Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности  за совершение налогового правонарушения. НК РФ устанавливает налоговые санкции  только в виде такой меры имущественного характера как штраф.

Основные правила взыскания  штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания  финансовых санкций: налоговый орган  должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем.

Кодекс устанавливает обязанность  налогового органа до обращения в  суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104). Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в п. 1 ст. 108 АПК РФ: несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

После удовлетворения судом исковых  требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путём исполнительного  производства. Во всех случая, естественно, субъектом правонарушения будет являться лицо, совершившее налоговое правонарушение и подлежащее наказанию. Будь то физическое или юридическое лицо.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы». Установить налог и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на законных основаниях не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.

Информация о работе Виды финансовых правоотношений