Банки как субъекты налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:41, контрольная работа

Описание

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 Налогового кодекса Российской Федерации. К этим обязанностям можно отнести:
1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);
2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст.133 НК РФ);
3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ);
4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени (ст.135 НК РФ);
5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (ст.135.1 НК РФ).

Работа состоит из  1 файл

банковское право.docx

— 22.79 Кб (Скачать документ)

       1.БАНКИ КАК СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. 

      Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

     Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

      Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 Налогового кодекса Российской Федерации. К этим обязанностям можно отнести:

     1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

     2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст.133 НК РФ);

     3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст.134 НК РФ);

     4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени (ст.135 НК РФ);

     5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка (ст.135.1 НК РФ).

     Банки как хозяйствующие субъекты  являются налогоплательщиками, они  наделены правами и обязанностями  налогового агента (обязаны удерживать  и уплачивать налоги).

     Налоговый агент – это хозяйствующий  субъект

     Специфика деятельности банков  проявляется в том, что на  них возлагаются иные дополнительные  обязанности публично-правового  характера.

     Банки являются плательщиками  НДС. От НДС освобождены доходы  банка от банковских операций (их 9), за исключением доходов  от инкассации.

     Банки также являются плательщиками  налога на прибыль, налога на  имущество юридических лиц, земельного  налога (если в собственности  есть земельные участки) и ряда  других налогов.

     Банки выполняют обязанности  налогового агента как работодатели  по НДФЛ (налог на доход физических  лиц).

     Ряд доходов, полученных клиентами  банка - физическими лицами в  виде материальной выгоды по  вкладам и депозитам, облагаются  налогом, если их доход превышает  ставку рефинансирования ЦБ РФ  на 5 пунктов (8,25% годовых – учетная  ставка Банка России). В данном  случае банк выступает как  налоговый агент.

     Обязательства банка в силу  Налогового кодекса специфические.  С одной стороны, банк выступает  как сторона договора банковского  счета с клиентом (частно-правовые обязательства), а с другой стороны, в силу закона должен выполнять публично-правовые обязанности.

     Согласно п.2 ст. 60 Налогового кодекса  РФ поручение налогоплательщика  или налогового органа исполняется  банком в течение одного операционного  дня, следующего за днем получения  поручения, безвозмездно. За ненадлежащее  исполнение или неисполнение  банки несут ответственность  в соответствии с Налоговым  кодексом РФ. Неоднократное нарушение  указанной обязанности в течение  одного календарного года является  основанием для обращения ИФНС в Центральный Банк РФ с ходатайством об аннулировании у банка лицензии на осуществление банковских операций.

     Ст. 76 Налогового кодекса РФ предусматривает  приостановление операций по  счетам в банке для обеспечения:  исполнения решения о взыскании  налога, сбора, пеней, штрафа; предоставления  клиентами банка отчетности в  налоговый орган. Банк может  возобновить расходные операции  по счету, если решение налогового  органа будет им отозвано.

     Отношения налогоплательщика и  банка по поводу уплаты налога  являются публично-правовыми. В  рамках этих правоотношений на  налогоплательщика возложена публично-правовая  обязанность уплатить налог, а на банк – провести платеж.

     Банк при этом действует не  как представитель налогоплательщика  перед государством, а как представитель  публичных интересов государства,  принимающий от налогоплательщика  исполнение публичной обязанности  по уплате налога.

     Ответственность банков по нормам  Налогового кодекса РФ наступает  за:

- открытие  счета хозяйствующему субъекту  без предъявления им свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе;

- несообщение  налоговому органу сведений об  открытии или закрытии счета  хозяйствующему субъекту;

- нарушение  срока исполнения поручения налогоплательщика  или налогового агента о перечислении  налога или сбора;

- нарушение  решения налогового органа о  приостановлении расходных операций  по счету налогоплательщика (приходные  операции осуществляются);

- неправомерное  неисполнение банком в установленный  срок решения ИФНС о взыскании  налога или сбора, пени с  хозяйствующих субъектов (с физических  лиц – только по решению  суда);

- совершение  банком действий по созданию  ситуации отсутствия денежных  средств на счете налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

- непредставление  банком справок (выписок) по  операциям и счетам в налоговый  орган. Все это наказывается  штрафом.

     Специфика содержания налоговой  правосубъектности банков проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом. Такая многогранность правосубъектности банка позволяет говорить о, используя теологическую терминологию, «триединстве» правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. 
 

2.КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ. 

     Термин «кредит» используется для обозначения товарного кредита (предоставление в заем вещей), коммерческого кредита (предоставление в заем денег или вещей в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки платежа за товары, работы, услуги), бюджетного кредита (предоставление бюджетных средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе) и налогового кредита (отсрочка уплаты части налога на прибыль или иного налога).

     Принципиальный момент — определение кредита как банковского продукта (результата деятельности сотрудников банка). В современной литературе обосновываются два взаимосвязанных подхода к решению данного вопроса. С одной стороны, сам кредит предлагается понимать на двух уровнях — как определенную денежную сумму, выделяемую банком на известную цель, и как определенную технологию удовлетворения заявленной заемщиком финансовой потребности.

     Воспользовавшись этим подходом, можно утверждать, что кредит как продукт деятельности банка представляет собой:

- во-первых, сумму денег, предоставляемую банком заемщику и удовлетворяющую изложенным выше базовым признакам кредита, отражающим его специфическую экономическую и правовую природу;

- во-вторых, кредитный продукт более глубокого уровня, а именно конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказать кредитную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (подразделений, связанных с кредитным процессом) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию кредитного обслуживания клиента.

     Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором, во втором берет кредит, т. е. является заемщиком. Банк может входить в кредитные отношения (брать или давать кредиты) и с другими банками (иными кредитными организациями), включая  Центральный Банк, выполняя в зависимости от ситуации активную или пассивную функцию. В этом случае мы имеем дело с межбанковским кредитованием. Что касается всех других предприятий, организаций, учреждений и физических лиц (нефинансовый сектор экономики), то кредитные отношения банка с ними имеют другой характер - здесь банк практически всегда является стороной, дающей кредит. Далее речь идет именно об активном банковском кредитовании.

     Классификация кредитов.

     Более конкретно базовые услуги кредитования, предоставляемые коммерческими банками своим клиентам (как юридическим, так и физическим лицам), можно представить в виде следующей классификации.

     1. Основание: по экономическому назначению кредита. 

     1.1. Связанный (целевой):

- платежные (на проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды): на оплату расчетных (платежных) документов контрагентов клиента; на приобретение ценных бумаг; на авансовые платежи; на платежи в бюджеты; на заработную плату (выдача денег по чеку со ссудного счета заемщика); другие.

- на финансирование производственных затрат, т.е. на формирование запасов товарно-материальных ценностей; финансирование текущих производственных затрат; финансирование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинговые и т.п. операции (промежуточные);

- учет (покупка) векселей, включая операции репо (покупка с обязательством обратной продажи);

- потребительские кредиты (физическим лицам).

     1.2. Несвязанный (без указания конкретной цели).

     2. Основание:  по форме предоставления кредита.

     2.1. В безналичной форме: зачисление безналичных денег на соответствующий счет заемщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового; кредитование с использованием векселей банка; в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).

     2.2. В налично-денежной форме (как правило, физическим лицам).

     3. Основание: по технике предоставления кредита

     3.1. Одной суммой.

     3.2. С овердрафтом (схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать с расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого устанавливаются в кредитном договоре между банком и данным клиентом; различают краткосрочный, продленный, сезонный виды овердрафта). 

     3.3. В виде кредитной линии: простая (невозобновляемая) кредитная линия; возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая: онкольную (до востребования) кредитную линию; контокоррентную кредитную линию.

    Онкольная кредитная линия означает такую схему, при которой кредитование ведется в пределах согласованного лимита суммы (обусловленного, к примеру, величиной оценки векселей заемщика, заложенных им в банке) и в рамках согласованного периода времени, причем таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически (без заключения дополнительного договора/соглашения) восстанавливаться.

     Контокоррентная кредитная линия предполагает такое кредитование текущих производственных нужд заемщика (в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения), когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете, сочетающем в себе свойства ссудного и расчетного счетов (дебетовое его сальдо показывает сумму долга заемщика банку, кредитовое — наличие у заемщика свободных средств); лимит при этом каждый раз восстанавливается.  Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета любых поступлений в адрес заемщика.

Информация о работе Банки как субъекты налоговых правоотношений