Взаимодействие органов местного самоуправления с предпринимателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка проекта по совершенствованию системы и направлений взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами на примере муниципального образования «Уссурийский городской округ» с целью повышения уровня развития данной территории в современных экономических условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
1.Правовые основы взаимодействия органов муниципального управления с предпринимательскими структурами
2.Правовое регулирование имущественных отношений между органами местного самоуправления и малым и средним бизнесом
3.Направления муниципальной политики в сфере взаимодействия с предпринимательством
2.ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
1.Актуальность и назначение проекта
2.Проект «Программы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями»
1.Цели и задачи проекта
2.Механизм и сроки реализации проекта
3.Обоснование эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     Приватизация  муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства  осуществляется в общем порядке. Однако в Государственной Думе на рассмотрении находится на рассмотрении проект закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»13.

     Следует отметить, что согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 21 ч. 2).

     Таким образом, в муниципальной собственности  может быть сохранен, например, нежилой  фонд, предназначенный для предоставления в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и другое имущество, включая доли (паи, акции) в каких-либо организациях инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (лизинговые компании, банки, центры поддержки малого и среднего предпринимательства, фонды и т.п.). На базе такого имущества могут создаваться и муниципальные предприятия или учреждения.

     Согласно  закону о поддержке предпринимательства, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Такой перечень может служить нескольким целям, в т. ч. обоснованием сохранения в муниципальной собственности того или иного имущества, информирования предпринимателей об имуществе, которое может быть им предоставлено14.

     Из  текста данной нормы не ясно, идет ли речь о видах имущества либо о  конкретных объектах. Очевидно, возможно составление перечня имущества  в обеих формах, более того, общий  перечень по видам имущества может быть основой для составления в последующем конкретного пообъектного перечня. Общий перечень может быть полезен органам местного самоуправления при решении вопросов о перепрофилировании и отчуждении муниципального имущества в порядке п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, а субъекты малого и среднего предпринимательства больше заинтересованы в списке конкретных объектов, на которые они могут претендовать.

     Данное  положение закона также подразумевает, по существу, создание фондов муниципального имущества, используемого для поддержки малого и среднего предпринимательства. Изначально в законопроекте предполагалось предусмотреть обязательность создания таких фондов и их исключительно целевое назначение – для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в т. ч. запрет выставлять такое имущество на торги. В окончательной редакции, как видно, образование таких фондов есть право органов местного самоуправления, но не обязанность.

     Однако  органы местного самоуправления могут воспользоваться этим правом и предусмотреть запрет на иное использование муниципального имущества, включенного в перечни имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

     Учитывая, что в силу объективных особенностей, малые и средние предприятия  не могут в полной мере конкурировать  с крупными хозяйствующими субъектами при проведении торгов на право аренды имущества, такое решение может  стать весьма эффективной мерой  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства15.

     Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что в  регулировании имущественных отношений  между органами местного самоуправления и субъектами предпринимательской  деятельности по-прежнему остается много не решенных проблем, которые снижают уровень эффективности данного взаимодействия и тормозят развитие как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и муниципального образования в целом. 

      1.3 Направления муниципальной политики в сфере взаимодействия с предпринимательством 

       Практика муниципального управления показывает, что на сегодняшний день существует несколько направлений взаимодействия муниципальных органов власти с субъектами предпринимательской деятельности по вопросам поддержки развития предпринимательства, совокупность которых представлена на рисунке 4. 

     

       

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 - Направления поддержки органами местного самоуправления субъектов предпринимательства16 

     Содействие, оказываемое органами местного самоуправления субъектам малого и среднего предпринимательства, может быть не связано с мерами прямой поддержки их деятельности, а носить более общий характер и выражаться, например, в:

     - создании координационных и совещательных органов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

     - содействие созданию и взаимодействие  со специализированными организациями,  осуществляющими поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства;

     - размещение муниципального заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства;

     - организация и проведение выставочно-ярмарочных  мероприятий;

     - другие мероприятия17.

     Организации, осуществляющие поддержку субъектов  малого и среднего предпринимательства  – коммерческие и некоммерческие организации, в совокупности образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

     - центры и агентства по развитию  предпринимательства; 

     - государственные и муниципальные  фонды поддержки предпринимательства; 

     - фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);

     - акционерные инвестиционные фонды  и закрытые паевые инвестиционные  фонды, привлекающие инвестиции  для субъектов малого и среднего  предпринимательства; 

     - технопарки;

     - научные парки; 

     -  инновационно-технологические центры;

     - бизнес-инкубаторы;

     - палаты и центры ремесел; 

     - центры поддержки субподряда;

     - маркетинговые и учебно-деловые  центры;

     - агентства по поддержке экспорта  товаров; 

     - лизинговые компании;

     - консультационные центры 

     - другие подобные организации.

     Меры  содействия развитию малого бизнеса  разрабатываются и выполняются  с применением комплексного подхода  к решению проблем, то есть представляют собой совокупность взаимодополняющих  мероприятий по муниципальной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

     Стоит отметить, что органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с любыми субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы их собственности.

       Предметом, в отношении которого  могут выстраиваться их взаимоотношения,  могут являться различные вопросы,  касающиеся как интересов самого субъекта предпринимательской деятельности (выделение земельного участка для строительства объекта предпринимательской деятельности, консультирование и проч.), так и интересов муниципального образования (предложение о пропаганде здорового образа жизни среди населения, предложение организовать и провести праздник, смотр, конкурс и другие социально-культурные мероприятия за счет средств предпринимателя и т.п.)18.

       Взаимоотношения органов местного  самоуправления с субъектами  предпринимательской деятельности, в том числе с индивидуальными предпринимателями, могут быть основаны на публично-правовых или гражданско-правовых началах.

       Так, соглашение между субъектом  предпринимательской деятельности  и органом местного самоуправления  о сотрудничестве в социальной сфере будет являться публично-правовым актом. А договор на поставку для муниципальных нужд товаров или оборудования будет являться гражданско-правовым актом.

       Особенностью взаимоотношений органов  местного самоуправления с субъектами  предпринимательской деятельности является то, что такие взаимоотношения должны быть направлены только на обеспечение, защиту или удовлетворение общественных потребностей населения или конкретного гражданина (группы лиц), проживающих на территории муниципального образования.

       Например, органы местного самоуправления  муниципальных районов и городских  округов обязаны в силу закона  содействовать организациям связи,  оказывающим универсальные услуги  связи, в получении и (или)  строительстве сооружений связи  и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.

     Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что  на сегодняшний  день выделяют прямые и косвенные  виды взаимодействия между органами местного самоуправления и субъектами предпринимательской деятельности. Каждое из этих направлений имеет свои формы реализации, выбор которых определяется рядом факторов, прежде всего, целью и особенностями то или иной ситуации.

     В целом, подводя итог данной главе, можно  отметить, что основы взаимодействия местного самоуправления и предпринимательства определяются, прежде всего, их заинтересованностью в устойчивом социально-экономическом развитии и стабильности на федеральном, региональном и местном уровне, что является в современных условиях наиболее приоритетным среди интересов и потребностей населения.

     Органы  местного самоуправления, действующие  от имени населения и в целях  удовлетворения его интересов и  потребностей, используют различные  формы, методы, механизмы взаимодействия с предпринимательскими структурами на своей территории, регулируют их деятельность и обеспечивают социальный контроль за ее результатами и эффективностью. Предпринимательские структуры заинтересованы в улучшении условий своей деятельности, к которым в первую очередь можно отнести наличие конструктивного диалога с местной властью, и поэтому предпринимательство должно всемерно содействовать развитию института местного самоуправления в целом и совершенствованию работы местных органов власти, в том числе - в вопросах кадрового обеспечения.

  1. ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
 
    1. Актуальность  и назначение проекта
 

     Актуальность  и практическую значимость разработки проекта совершенствования взаимодействия местных органов власти «Уссурийского городского округа» определяет то, что органы местного самоуправления и предпринимательские структуры как организационные субъекты взаимодействия между ними имеют свои особенности формирования и функционирования, а муниципальные служащие и предприниматели как социальные субъекты этих отношений, в полной мере испытывают на себе действие различных региональных факторов, что может значительно сказываться на результатах их взаимодействий.

     Прежде  всего необходимо провести анализ существующего  уровня развития малого и среднего предпринимательства в городском округа Уссурийск.

     Вклад малого предпринимательства в экономику  района с каждым годом становится более весомым. Увеличивается общее  количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике района. В Приложении 1 представлены данные о развитии предпринимательской деятельности в городе Уссурийске.

     По  состоянию на 01.01.2012г. количество малых предприятий составило 150 единиц, прирост по сравнению с 2009 годом составил 13 предприятий или 9,4%. На территории района зарегистрировано 907 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По отношению к 2009г. численность индивидуальных предпринимателей выросла на 295чел. или в 1,5 раза.

     Открыты собственные дела по следующим направлениям: оказание услуг населению по регистрации  права собственности; организация  компьютерного клуба; юридические  услуги; репетиторство; консалтинговые услуги; грузовые перевозки, операторские услуги, ремонт и обслуживание оргтехники, услуги такси; оказание бытовых услуг, разведение скота и птицы и другие виды деятельности. В 2010г. индивидуальными предпринимателями создано дополнительно 40 рабочих мест.

     Анализ  показал, что главные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Уссурийске, особенно на этапе становления бизнеса, заключаются в:

     А) недостатке финансовых средств на становление  и развитие бизнеса при отсутствии разветвленной, адаптированной под их нужды и специфику системы кредитования, особенно микрокредитования;

Информация о работе Взаимодействие органов местного самоуправления с предпринимателями