Теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы состоит в исследовании деятельности муниципального унитарного предприятия, на примере МУП «СтройПроектСервис».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить теоритические основы унитарных предприятий (в том числе муниципальных):

Содержание

введение………………………………………………………………..
3
1. теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………..


6
1.1 Отличие Муниципальных унитарных предприятий от коммерческих организаций…………………………………………………

6
1.2 Нормативная база муниципальных унитарных предприятий………
10
1.3 Основные мероприятия деятельности муниципальных унитарных предприятий по вопросам управления……..……………………………

21
2. Практика деятельности МУП «стройпроектсервис» в мо го «воркута»………………………………………………………

26
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»……………………..…………………………

26
2.2 Структурно-кадровые аспекты МУП «СтройПроектСервис»………
29
2.3 Основные направления деятельности и ее результаты……………….
33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»………………………………………………...

41
3.1 Основные проблемы и риски…………………………………………..
41
3.2 Пути совершенствования развития МУП «СтройПроектСервис»……………………………………………………..

54
заключение……………………………………………………………..
70
Библиографический список……………………………………...
75
приложения…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Diplom_Polina - оформление.doc

— 834.50 Кб (Скачать документ)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

введение………………………………………………………………..

3

1. теоретическо-методологические основы  деятельности муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………..

 

 

6

1.1 Отличие Муниципальных  унитарных предприятий от коммерческих организаций…………………………………………………

 

6

1.2 Нормативная  база муниципальных унитарных  предприятий………

10

1.3 Основные мероприятия деятельности муниципальных унитарных предприятий по вопросам управления……..……………………………

 

21

2. Практика деятельности МУП «стройпроектсервис» в мо го «воркута»………………………………………………………

 

26

2.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»……………………..…………………………

 

26

2.2 Структурно-кадровые аспекты МУП «СтройПроектСервис»………

29

2.3 Основные направления деятельности и ее результаты……………….

33

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП «СТРОЙПРОЕКТСЕРВИС»………………………………………………...

 

41

3.1 Основные проблемы и риски…………………………………………..

41

3.2 Пути совершенствования развития МУП «СтройПроектСервис»……………………………………………………..

 

54

заключение……………………………………………………………..

70

Библиографический список……………………………………...

75

приложения……………………………………………………………...

79


 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время российское общество поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и улучшения работы традиционных отраслей муниципального сектора, укрепления доверия партнеров. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают муниципальные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы муниципалитета. Поэтому концепция создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности.

Актуальность  темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, в  стране идет утверждение новых  гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России;

- во-вторых, унитарные  предприятия занимают прочное  место в экономической структуре  государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей значимый и практический характер;

- в-третьих,  унитарное предприятие, собственником  имущества которого является  государство в лице Российской  Федерации и субъектов Федерации,  вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.

Целью выпускной квалификационной работы состоит в исследовании  деятельности муниципального унитарного предприятия, на примере МУП «СтройПроектСервис».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. изучить теоритические основы унитарных предприятий (в том числе муниципальных):

2. выявить отличия муниципальных унитарных предприятий от коммерческих организаций:

3. рассмотреть нормативную базу муниципальных унитарных предприятий:

4.  рассмотреть структуру МУП «СтройПроектСервис», основные направления его деятельности, социальную значимость для населения;

5. рассмотреть проблемы развития муниципального унитарного предприятия МУП «СтройПроектСервис».

6. выявить перспективы, предложить новую модель развития деятельности МУП «СтройПроектСервис»;

Объектом исследования является муниципальное унитарное предприятие МУП «СтройПроектСервис».

Предметом исследования в данной работе является возможность совершенствования деятельности МУП «СтройПроектСервис», в вопросах контроля, организационным и структурным аспектам.

  В работе были использованы  общенаучные, системные, исторические, логические, сравнительные, а также другие методы.

Источниковедческую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Гражданский кодекс РФ; основной базой для изучения правовой основы муниципальных унитарных предприятий, является Федеральный закон РФ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ, который регулирует ответственность унитарного предприятия, в котором раскрываются отличия унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм, также статья о невозможности предприятия создавать иные формы коммерческих организаций, а также иные подзаконные нормативно-правовые акты, законодательные акты субъектов РФ и др. Не последнюю роль в изучении унитарных предприятий играет Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) в котором указывается, что имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, также была использована научная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическо-методологические  основы деятельности муниципальных  унитарных предприятий

 

1.1 Отличие муниципальных унитарных предприятий от коммерческих организаций

 

В Российской Федерации  основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный  закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».1

Унитарные предприятия бывают трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие  (далее ФГУП)
  2. Государственное унитарное предприятие – (далее ГУП) (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие  - (далее МУП) (Муниципального образования)

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме  могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного  фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее  чем 5000 МРОТ, муниципального не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия  является устав.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ2, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия  обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить  ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные  предприятия расцениваются как  менее прозрачная форма по сравнению  с акционерными обществами, поскольку в последних, закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Поскольку в  соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации3 унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости  от способа закрепления имущества  выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

Унитарное предприятие, основанное на праве 
хозяйственного ведения:

1. Унитарное  предприятие, создается по решению  уполномоченного на то государственного  органа или органа местного  самоуправления.

2. Учредительным  документом предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного  фонда предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  не может быть менее суммы,  определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. До государственной  регистрации предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения,  уставный фонд предприятия должен  быть полностью оплачен собственником.

5. Если по  окончании финансового года стоимость  чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке, уменьшение уставного фонда. Если стоимость активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае  принятия решения об уменьшении  уставного фонда предприятие  обязано письменно уведомить  об этом своих кредиторов.

Кредитор  предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Унитарное  предприятие, основанное на праве  хозяйственного ведения, может  создать в качестве юридического  лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель  утверждает устав дочернего предприятия  и назначает его руководителя. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

1. В случаях,  предусмотренных законом о государственных  муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской  Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

2. Учредительным  документом казенного предприятия  является его устав, утверждаемый  Правительством Российской Федерации.

3. Фирменное  наименование предприятия, основанного  на праве оперативного управления, должно содержать указание, на  то, что предприятие является  казенным.

4. Права казенного  предприятия на закрепленное  за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса.

Информация о работе Теоретическо-методологические основы деятельности муниципальных унитарных предприятий