Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание

Большая часть населения России живет и работает в городах, создавая и развивая основной экономический, научно-технический и социальный потенциал цивилизации. Именно города, аккумулируя территориальные, природные, социальные ресурсы регионов, создают необходимые условия для эффективной организации и интенсификации процессов социально-экономического развития общества. Это обуславливает исключительное значение разработки, построения и применения современной концепции муниципального управления, полно и всесторонне обеспечивающего социально-экономический прогресс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Городское хозяйство как объект муниципального управления…………..7
1.1. Организация управления городским хозяйством в России ………………7
Состав и особенности управления жилищно-коммунальным комплексом в РФ…………….………………………………………………………………....19

2. Анализ деятельности муниципальных органов управления Промышленного района г. Смоленска в области жилищно-коммунального хозяйства………………………………………………………………………...38
2.1. Роль и система муниципального управления ЖКХ…..…………………38
2.2. Состояние и проблемы ЖКХ Промышленного района…...………..….….46

3. Проект совершенствования тарифного регулирования в сфере коммунальных услуг.……………........................................................................55
3.1. Механизм и процесс управления жилищно-коммунальной сферой………...55
3.2. Совершенствование тарифного регулирования в проекте «Положения о деятельности Комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок»……..59

Заключение………………………………………………………………….…..72
Список источников и литературы…….…………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_(okonchatelniy_variant).doc

— 569.50 Кб (Скачать документ)

Для повышения эффективности, прозрачности и доступности информации в процессе тарифного регулирования  коммунальных услуг, предоставляемых муниципальными коммунальными предприятиями, необходимо создание регулирующего органа на муниципальном уровне власти. Регулирующий орган позволяет достичь всех вышеперечисленных целей и соблюсти все принципы тарифного регулирования. Выполнение функций регулирующего органа отделом цен городской администрации не представляется целесообразным, так как отдел цен, скорее, призван рассматривать только экономическую сторону тарифного регулирования, оставляя без внимания (или учитывая неадекватно) социальные аспекты тарифного регулирования и вопросы сбалансированности интересов всех сторон. Кроме того, круг вопросов, затрагиваемых тарифным регулированием, зачастую, выходит за рамки компетенции отдела цен.

Для осуществления функций  по регулированию тарифов на муниципальном уровне целесообразно создать постоянно действующую межведомственную комиссию, в которую должны войти представители различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти муниципального образования. В составе комиссии могут присутствовать специалисты по жилищно-коммунальному хозяйству, экономике и инвестициям, социальной защите, финансам, юристы. Необходимо, чтобы в составе комиссии были представители тех структурных подразделений администрации, в чьи профессиональные обязанности входит защита интересов всех сторон. Комиссия принимает решения по тарифам, которые затем направляются в представительный орган власти местного самоуправления для окончательного утверждения. [9 стр.9]

Для повышения прозрачности процесса тарифного регулирования и снижения рисков, связанных с неопределенностью, необходимо формализовать процедуру пересмотра тарифов. Необходимо сформировать четкие правила изменения тарифов по заявке регулируемого предприятия в пределах периода регулирования. Для экономии времени и повышения эффективности тарифного регулирования также необходимо разработать процедуры подачи заявки на пересмотр тарифов и ее рассмотрения регулирующим органом. Регулирующий орган проводит работу по пересмотру тарифов на основании заявки регулируемого предприятия. Информация, содержащаяся в заявке на пересмотр тарифов, должна подаваться в соответствии с требованиями регулирующего органа по объему и утвержденной им форме. Перед составлением заявки на пересмотр тарифа регулируемое предприятие и орган местного самоуправления должны согласовать основные направления функционирования и развития предприятия. Фактически, в заявке на пересмотр тарифа должно содержаться обоснование тех финансовых потребностей предприятия, которые будут ему необходимы для достижения целей муниципалитета. Основная цель, которая преследуется при регламентации процедуры рассмотрения заявки регулируемого предприятия на пересмотр тарифов, – обеспечить оптимизацию интересов всех сторон.

Для упрощения процесса тарифного регулирования и повышения эффективности работы коммунальных предприятий также необходимо предусмотреть возможность автоматической индексации тарифов. Регулируемые предприятия, как правило, подвергаются существенному риску роста собственных издержек по не зависящим от самих предприятий причинам. Примером может послужить рост цен на электроэнергию для коммунального предприятия водоснабжения. Издержки предприятия водоснабжения немедленно возрастают, но поскольку предприятие не может самостоятельно повысить цены на свои услуги, оно испытывает снижение своей рентабельности. В подобных случаях нецелесообразно открывать процесс пересмотра тарифов, поскольку изменился только один параметр, определяющий стоимость предоставления услуг. Поэтому, для подобных случаев, целесообразно предусмотреть процедуру автоматической индексации тарифов.

Одним из важнейших процедурных  вопросов является порядок проведения заседания регулирующего органа. Процедура должна давать возможность  всем заинтересованным сторонам высказать свои точки зрения по рассматриваемому вопросу и согласовать позиции. На заседание в обязательном порядке должны приглашаться представители регулируемого предприятия, потребителей (населения и промышленных предприятий), существующие и потенциальные инвесторы, пресса. Комиссия обязана информировать общественность через средства массовой информации о дате своего заседания, перечне вопросов для рассмотрения и о результате заседания.

В своей работе регулирующий орган не должен ограничиваться рассмотрением  заявок на пересмотр тарифов. Регулирующий орган, или другое муниципальное  учреждение, взаимодействующее с  регулирующим органом, должен осуществлять постоянный мониторинг деятельности регулируемых предприятий. Мониторинг, т.е. оперативный сбор информации, позволяет ускорить процесс подготовки решения о необходимости пересмотра тарифов. Тем самым, увеличивается гибкость тарифной политики и сводится к минимуму ущерб, который мог бы возникнуть как у предприятий, так и у потребителей из-за неожиданных изменений во внешней среде при отсутствии системы мониторинга. Кроме того, информация, собранная в ходе мониторинга, может быть использована в процессе рассмотрения и утверждения тарифов, как для уточнения информации, предоставленной предприятием в заявке на тариф, так и для совершенствования самой методики регулирования.

Согласно Закону органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Таким образом, тарифное регулирование муниципальных предприятий является прямой обязанностью органов местного самоуправления.

В 2007 году городской Совет  народных депутатов сложил с себя полномочия по утверждению тарифов  на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Теперь тарифы утверждаются отдельным постановлением Главы Администрации. Следует отметить, что утверждение тарифов Главой города ведет к снижению политизированности процесса тарифного регулирования, так как, в отличие от депутатов городского Совета, Глава города является фигурой, более политически устойчивой.

В 2007 году была создана  Комиссия по формированию цен, тарифов  и надбавок. Дипломник предлагает Проект совершенствования организации  управления тарифной политики за счет совершенствования Положения о деятельности Комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок.

Задачи Комиссии

Согласно «Положению о комиссии по формированию цен, тарифов  и надбавок» (далее по тексту - Положение), в задачи Комиссии входит «проведение городской политики регулирования цен и тарифов на товары, работы и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями, обеспечивающей согласование интересов всех заинтересованных сторон, а также установление и изменение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и ставок их оплаты». В задачи Комиссии также входит обеспечение адекватного учета интересов муниципальных предприятий, учреждений, населения и возможностей городского бюджета, защита экономических интересов производителей и поставщиков регулируемых товаров, работ и услуг. Комиссия содействует созданию благоприятных экономических условий для привлечения новых инвестиций в развитие и реконструкцию регулируемых муниципальных предприятий и учреждений. В обязанности Комиссии включен немаловажный пункт об обеспечении экономического стимулирования мероприятий и проектов по повышению эффективности использования ресурсов на территории города, что соответствует принципам и целям эффективного тарифного регулирования.

Комиссия осуществляет всю работу по рассмотрению проектов цен и тарифов на товары, работы и услуги, выполняемые муниципальными предприятиями, учреждениями, и готовит предложения, в пределах своей компетенции, к утверждению цен и тарифов главой города. Непосредственной работой по рассмотрению проектов цен и тарифов занимается УЖКХ и финансово-экономический отдел городской администрации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с городским Советом народных депутатов, структурными подразделениями администрации города, другими заинтересованными организациями. Некоторые представители Совета народных депутатов также являются членами Комиссии. Таким образом, реализуется принцип учета интересов всех заинтересованных сторон в процессе тарифного регулирования.

Ответственность Комиссии

Согласно Положению, Комиссия несет ответственность за обоснованность предлагаемых к утверждению тарифов. Этот пункт стимулирует членов Комиссии к эффективной работе по тарифному  регулированию и снижает уровень  политизированности процесса ценообразования. В то же время, Комиссия имеет эффективное средство контроля за регулируемыми предприятиями и учреждениями. Так, в случае нарушения данными предприятиями или учреждениями решений Комиссии, она вправе временно снизить тариф на величину, необходимую для компенсации убытков, понесенных потребителями. Помимо этого, Комиссия также может принять решение по фактам нарушения регулируемыми предприятиями и учреждениями обязательств, закрепленных в Уставе, и направить им обязательные для исполнения требования о прекращении допущенных нарушений и устранении их последствий. Таким образом, Комиссия не только несет ответственность за свои действия, но имеет в своем распоряжении инструменты, необходимые для эффективного соблюдения данной ответственности.

В Положении также  закреплено, что члены комиссии не должны иметь финансовых интересов  в производстве, продаже продукции  или услуг регулируемых предприятий, учреждений, не могут выполнять работу, оплачиваемую этими предприятиями, учреждениями, не могут владеть акциями, облигациями и другими ценными бумагами регулируемых предприятий, учреждений. Таким образом обеспечивается независимость членов Комиссии от регулируемых предприятий.

Прозрачность  процесса тарифного регулирования

Все заседания Комиссии являются открытыми. Все заинтересованные стороны информируются за 5 дней до начала заседания Комиссии через средства массовой информации. На заседании имеют право присутствовать все заинтересованные лица, прошедшие регистрацию. Регистрация проходит за три дня до начала заседания Комиссии, так что у всех желающих принять участие в заседании есть возможность вовремя зарегистрироваться. Представители прессы также присутствуют на заседаниях Комиссии. Каждое заинтересованное лицо имеет право высказать свой взгляд на рассматриваемые на заседании вопросы. Регламент заседания Комиссии строго определен в Положении с целью повышения эффективности и прозрачности ее работы.

О результатах своей  деятельности Комиссия информирует  общественность через средства массовой информации. Комиссия также обязана сообщать о введении изменений или прекращении режима регулирования деятельности организаций, о принятии к рассмотрению дел по регулированию и принятых по ним решениях, включая решения относительно применяемых методов регулирования.

Условия регулирования 

В Постановлении отдельно рассматривается порядок работы Комиссии по регулированию цен для  конкурентных видов деятельности, монопольных  видов деятельности и тарифов  для населения.

Для конкурентных видов  деятельности период регулирования равен шести месяцам. Предложения по регулированию цен готовят соответствующие отраслевые подразделения администрации города. Приводится список информации, необходимой к представлению для проведения заседания Комиссии. В частности, обязательными для представления являются оценка доступности цены для потребителей, включая анализ уровня доходов населения и оценку изменения бюджетных расходов в результате изменения цен (тарифов) на основании изменения расходов на предоставление гражданам жилищных компенсаций.

Предприятия, деятельность которых является монопольной, самостоятельно подают заявку на пересмотр тарифов. Период регулирования монопольных  предприятий устанавливается для  каждого предприятия отдельно. Для  монопольных предприятий отдельно обозначены случаи, в которых предприятия могут обратиться с заявкой на пересмотр тарифа. Например, одной из причин пересмотра тарифов может быть изменение затрат на производство, более, чем на 15%, вызванное ростом цен на топливо, оборудование, другие материальные ресурсы, или пересмотром условий тарифного соглашения о заработной плате.

Все материалы, необходимые  Комиссии для рассмотрения заявки монопольных  предприятий, строго регламентированы Положением. Среди них можно особо  отметить оценку доступности услуг по цене (тарифу) для потребителей, оценку финансовой устойчивости и ликвидности предприятий, учреждений. Помимо этого, среди необходимых материалов также значится оценка соответствия показателей договорных объемов ресурсов, отпускаемых потребителям, и фактических объемов потребляемых ресурсов, используемых при расчетах за услуги и ресурсы, а также оценка инвестиционной программы предприятия с точки зрения повышения эффективности производства. Подобные оценки крайне редко проводятся в других муниципалитетах, в то время как они позволяют точно оценить экономические последствия повышения тарифов и уровень инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе регулирования тарифов также учитываются данные мониторинга жилищно-коммунальных предприятий.

Вопросам рассмотрения тарифов для населения уделяется отдельная статья Положения. В ней перечислены все случаи, при которых может рассматриваться вопрос об изменении тарифов для населения. Особо можно отметить пункт, где говорится, что тарифы для населения могут быть увеличены в случае увеличения цен (тарифов) за счет приближения их к федеральным, региональным стандартам, при отсутствии денежных средств в бюджете на цели дотирования убытков, связанных с предоставлением услуг населению по ценам ниже себестоимости. В этом пункте ясно указано, что муниципалитет не будет брать на себя обязательств, которых он не в состоянии выполнить. Данный факт положительно влияет на инвестиционную привлекательность муниципальных предприятий, поскольку снижает политизированность тарифного регулирования.

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной системы жилищно-коммунального хозяйства (на материалах Администрации Промышленного района