Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Ульяновский государственный технический университет

     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по дисциплине: статистика

     на тему:

     Анализ  сферы жилищно-коммунальных услуг 

     Ульяновской области 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила:

                                                                                               студентка группы Мд-21

                                                                       Проверила: 
 

     Ульяновск

     2011

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Актуальность  выбранной темы обусловлена необходимостью формирования эффективной стратегии  управления жилищно-коммунальным хозяйством, реализация которой обеспечит высокий уровень культуры сервиса, повышение качества и доступность услуг, наиболее полное удовлетворение запросов населения в условиях реформы местного самоуправления.

     В условиях перехода к рыночной экономике  обострилась жилищная проблема в  России, особенно в крупных городах.  Произошло сокращение объемов жилищного строительства, уменьшение бюджетных средств для инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, почти в двое сократились объемы производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, с 1998 года возобновилось падение реальных доходов населения, ухудшается качество жизни. Это порождает такие серьезные проблемы и противоречия, как негативные социальные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и т.д., что требует подробного анализа жилищно-коммунального хозяйства, как Ульяновской области, так и России в целом.

     В качестве объекта исследования курсовой работы выбрана Ульяновская область.

     Предметом исследования выступает система  жилищно-коммунального хозяйства  области,  имеющая значительные проблемы и недостатки.

     Цель  данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства  Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • изучить теоретические основы статистики жилищно-коммунального хозяйства;
  • сформировать систему показателей, характерных для жилищно-коммунальной сферы услуг;
  • обозначить и провести анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства по России в целом;
  • дать общую социально-экономическую характеристику Ульяновской области;
  • провести анализ коммунального хозяйства Ульяновска и Ульяновской области;
  • выявить проблемы, присущие данной сфере услуг;
  • обозначить возможные перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области.

     Российское  ЖКХ на данное время находится  в состоянии тяжелого системного кризиса, является тормозом экономического роста и ареалом высокой социальной напряженности и, естественно, требует серьезного вмешательства и реформирования.

    Глава 1 Теоретические аспекты  статистики жилищно-коммунального  хозяйства

      1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг

     Осуществление деятельности в какой-либо области приводит к выработке определенного понятийного аппарата как совокупности терминов. Используемые специфические термины должны иметь однозначные определения. В этом случае стороны отношений смогут избежать заблуждений.

     Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) также является специфической областью деятельности и имеет свой понятийный аппарат. Основные термины, используемы в ЖКХ, как правило, имеют, легальные определения.

     Легальные определения – определения соответствующих  терминов, приведенные в нормативно-правовых актах. Однако в практике ЖКХ возникают и другие широко распространенные термины, не имеющие в настоящее время легальных определений.

     Днем  основания служб Российского  жилищно-коммунального хозяйства  считают 16 января 1721 года, когда Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции.

     Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и  сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения.

     ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах В. В. Авдеева, А. И. Безлюдова, А. Г. Козлюка и других авторов приводится классификация  отраслей ЖКХ. Они включают:

  • санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
  • внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
  • коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
  • коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
  • внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
  • подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

     Несмотря  на многоотраслевую структуру, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

     Современное ЖКХ во многом отличается от той  системы, которая существовала в  двадцатых годах.

     Во-первых, многоукладной собственностью жилого фонда и психологическим отличием жильцов (чувство собственника).

     Во-вторых, современной организацией и проводимой политикой государственной власти (раздельное ведомственное управление жилыми и нежилыми помещениями единого здания), что угрожает сохранению строения.

     В-третьих, направлением жилищной политики двадцатых  заключалось в том, что при  жестком дефиците доходной части эксплуатации жилья основное внимание уделялось эффективности расходов. В советское время сохранение системы централизованной эксплуатации зданий, организации не имеют собственных интересов в результатах своей деятельности.

     Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство – это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков, промышленных предприятий и снабжающие их водой, электроэнергией, газом.

     Газоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.

     Горячее водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

     Водоснабжение населения является одним из определяющих факторов здоровья, уровня жизни населения  и социально-экономического развития поселений.

     Поскольку ЖКХ представляет собой отрасль  сферы услуг и важнейшую часть  территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, то жилищно-коммунальное хозяйство  можно определить как сферу услуг, определяющую уровень жизни населения и обеспечивающую качество воспроизводства функционального потенциала индивидуумов.

     Таким образом, жилищное и коммунальное хозяйство  представляет собой многоотраслевое  хозяйство, в котором переплетаются  все социально-экономические отношения  по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

     Коммунальные  услуги – это деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

     Жилищный  фонд – это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

     Различают частный, государственный, муниципальный и общественный виды жилищного фонда.

     Жилищный  фонд может быть оборудован:

  • водопроводом
  • канализацией
  • центральным отоплением
  • ваннами (душем)
  • газом
  • горячим водоснабжением
  • напольными электроплитами

     Итак, в системе ЖКХ особую сложность  в управлении представляют три большие  группы объектов:

  1. жилой фонд и объекты социальной сферы;
  2. системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;
  3. сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.

     В нынешних условиях часть перечисленных  объектов может не входить в систему  городского хозяйства (по форме собственности  или отраслевой принадлежности) или играть в ней незначительную роль.

    1.2 Система индикаторов жилищно-коммунального комплекса

     Деятельность  коммунального предприятия характеризуется  набором разнообразных целей, отражающих интересы различных групп: самого предприятия, муниципалитета, населения, промышленных предприятий, инвестора и др. Точный перечень целей и их относительная значимость индивидуальны для каждого предприятия.

     Одним из шагов в формировании системы  регулирования – создание системы  индикаторов (критериев). Часть этих индикаторов имеет универсальный  характер, поскольку характеризует  основные производственные процессы. Другие показатели могут быть разработаны специально в рамках проведения конкретной программы и соответственно будут использоваться только в ограниченный период времени.

     Индикаторы  необходимы для того, чтобы определить задачи по усовершенствованию производства или повышению его эффективности в рамках соответствующих разрабатываемых программ. Вне зависимости от того, нацелена ли программа на снижение стоимости единицы предоставляемых услуг или, наоборот, на увеличение объема средств, при помощи конкретного показателя можно контролировать процесс реализации той или иной программы и устанавливать, какие результаты достигнуты за период времени, в течение которого осуществлялось регулирование. Система индикаторов, позволяя формализовать цели деятельности коммунального предприятия, предоставляет и эффективный инструмент для контроля за их достижением [2, с.46].

     Например, операционными индикаторами могут служить такие показатели:

  • процент производственных потерь;
  • затраты энергии и топлива на единицу продукции;
  • общее количество обслуживающего персонала, деленное на общее число подключенных к сети потребителей;
  • затраты на эксплуатацию и обслуживание километра распределительной сети.

Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг