Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)

    Среди финансовых индикаторов чаще всего употребляются показатели:

  • собираемости платежей;
  • ликвидности;
  • оборачиваемости средств;
  • обеспеченности собственными средствами;
  • стоимость обслуживания одного потребителя.

    Еще одна группа индикаторов – индикаторы качества:

  • соответствие параметров качества поставляемой услуги утвержденным параметрам;
  • количество случаев непредоставления услуги за период;
  • количество случаев поставки услуги ненадлежащего качества и др.

     Система индикаторов призвана заменить существующий нормативно-затратный принцип формирования тарифов. Однако для ее внедрения  необходим целый ряд мероприятий, таких как:

  • экспертиза тарифов;
  • определение и формализация процесса регулирования
  • совершенствование договорных отношений.

     Рассматривать тариф только для населения в отдельно взятом регионе нельзя. Каждый город имеет свои особенности: территориальные, административные, политические, по видам выполняемых услуг, различным составом затрат в себестоимости, балансовой принадлежности, качеству воды в источнике и поэтому необходим индивидуальный подход к рассмотрению тарифов по группам потребителей. Так, например, все водоканалы расположены в разных рельефных местностях.

     Тарифы  представляют собой систему ценовых  ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие  услуги. Цена электрической и тепловой энергии включает стоимость единицы энергии без стоимости ее передачи или каких-либо еще связанных с этим услуг.

     Размер  платы за услуги по передаче электрической  энергии дифференцируется по уровням напряжения в точке подключения потребителя к электрической сети и по величине присоединенной мощности.

     Плата за услуги по передаче электрической  энергии производится в едином порядке  для всех потребителей.

     На  потребительском рынке жилищно-коммунальные услуги занимают особое место, что обусловлено  их обязательным характером для населения. В последние годы сохраняется тенденция роста удельного веса жилищно-коммунальных услуг в общем объеме платных услуг населению.

     Объем платных услуг  населению представляет собой денежный эквивалент услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории страны. Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

     Индекс  физического объема платных услуг  населению – это относительный показатель, характеризующий изменение объема платных услуг населению в текущем периоде, по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, на сколько увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

     Платежи населения уже к настоящему времени  занимают заметное место в финансировании предприятий отрасли. Одной из наиболее ощутимых проблем в обеспечении предприятий финансовыми ресурсами является задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. Практически на счета жилищных и коммунальных организаций не поступает вовремя каждый пятый платеж.

    1.3 Состояние жилищно-коммунального хозяйства в России

     Жилищно-коммунальное хозяйство в решающей степени  формирует среду обитания человека. В современных городах состояние  ЖКХ определяет уровень цивилизованной жизни. От того, в каких условиях мы проживаем, зависит наше внутреннее состояние, наличие минимума коммунальных услуг – есть гарантия успеха в производстве, науке, учебе, это залог нашего здоровья и благополучия.

     От  качества деятельности коммунальных служб, от того, как обеспечиваются люди водой, теплом, электрической энергией, от того, каково санитарное состояние населенных мест, как функционируют общественный транспорт и инженерное оборудование зданий и сооружений, зависят не только настроение и здоровье людей, но и их работоспособность, что непосредственно сказывается на производительности труда.

     Проблема  совершенствования налоговой и  кредитной политики государства  в жилищно-коммунальной сфере должна стимулировать строительство современного жилья, замену и модернизацию инженерных коммуникаций, дальнейшее развитие систем тепло-, энерго- и водоснабжения, а также обеспечить улучшение экологии и благоустройство городов и поселков.

     ЖКХ – одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным Минфина и Госкомстата  России, расходы российского бюджета  на жилищно-коммунальное хозяйство  сопоставимы с расходами на оборону и превышают затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление.

     Если  отрасль не будет задавлена необходимостью за свой счет предоставлять многочисленные льготы населению, терпеть долги  бюджетных организаций за потребленные коммунальные услуги и расплачиваться по искусственно завышенным ценам за энергоносители, она сможет приносить немалый доход.

     Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его  состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием все еще большой задолженности в отрасли, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней [6, с. 83].

     Для надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального  комплекса в его сегодняшнем  виде средств нет ни у государства, ни у местных властей, ни у предприятий, ни у населения.

     В отдельных регионах, например, наблюдается  рост стоимости оплаты жилья, нестабилизированный с реальным уровнем жизни населения.

     Значительная  часть ежемесячных коммунальных платежей (60%) составляет плата за тепло- , водо- и электроснабжение. Установка  приборов учета и регулирования  потребления энергоресурсов позволила  бы сэкономить до 30% средств на их оплату. А оснащенность счетчиками тепла, горячей и холодной воды по России не превышает 7%. В Ульяновске оснащение приборами учета в водоснабжении жилых домов и отопления находится на уровне менее 1%, оснащение приборами учета стыков между коммунальными и домовладениями – 2,5%, учет между предприятиями большой энергетики и коммунальными энергопредприятиями – 21%. И, как следствие, действующие в Российской Федерации нормы расхода горячей и холодной воды в 2–2,5 раза превышают гигиенически обоснованные значения.

     Проблемы  ЖКХ – одни из самых чувствительных для населения страны.

     Основные  фонды теплоснабжения сегодня изношены на 60%, электроснабжения – на 70%. В  целом по России физический износ  котельных составляет 54,5%, водопровода  – 65,3%, канализации – 62,5%, теплотрасс – 62,8%, трансформаторных подстанций – 57,5%, электросетей – 58,1%. Потери воды и тепла в трубопроводах и теплосетях составляют от 20% до 40%. Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 15-20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации, до 200 – на сетях теплоснабжения, потери тепла от станции до потребителя составляют 30% [4, с. 33].

     Итак, в настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации  находится в кризисном состоянии, которое характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство  коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работы предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

     Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий возросло за последние годы примерно в 7 раз.

     Потери  тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают  нормативы. Потери, связанные с утечками из-за  внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10–15%, а срок службы теплотрасс по этой причине в настоящее время в 4–6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 65-80 млн т условного топлива в год.

     Планово-предупредительный  ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5–3 раза выше затрат на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормального качества и в достаточном объеме. Более 40% подаваемой в сеть питьевой воды не соответствует требованиям санитарных правил и норм.

     Все это свидетельствует о наличии  системного кризиса в отрасли, межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и по уровням программа действий. Начало разрешению этого кризиса положила Концепция реформы ЖКХ на 1997–2003 гг., однако жизнь внесла коррективы: реформирование продлено до 2012 года.

     Федеральная целевая программа «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации  в составе Федеральной целевой  программы «Жилище»» содержит потребность  в объемах работ и затратах на модернизацию систем жизнеобеспечения ЖКХ на 2002–2012 годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Исследование жилищно-коммунального  хозяйства Ульяновской  области

    2.1 Общая социально-экономическая  характеристика Ульяновской  области

     В условиях перехода к рыночным отношениям исследования, касающиеся всех аспектов уровня жизни населения, его материального благосостояния, чрезвычайно актуальны.

     В результате проводимых социально-экономических  реформ в обществе происходит падение  доходов населения и неравномерное их распределение по социальным группам.

     Следует отметить, что на 1 июня 2010 года показатели уровня жизни населения распределялись следующим образом:

  • средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям составляла 15144,3 рубля в месяц;
  • прожиточный минимум на душу населения (для трудоспособного населения) составил 4496 рубля в месяц;
  • уровень зарегистрированной безработицы – 1,73 %.

     Более 90 % населения России на данный момент работают по найму, и их заработная плата является основным источником дохода. Как известно, заработная плата в большинстве случаев не дает возможности обеспечить достойный образ жизни семьи, куда необходимо и важно включить и заботу о здоровье, и образование детей и взрослых.

     Кроме того, для обеспечения достойного уровня жизни мы так или иначе прибегаем к использованию платных услуг.

     Платные услуги населению, в свою очередь, включают бытовые услуги, пассажирского транспорта, связи, жилищные услуги, коммунальные услуги, услуги культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные, услуги правового характера, системы образования и другие.

     Достаточно  весомую часть расходов семейного  бюджета составляют, к примеру, расходы  домашних хозяйств на жилищно-коммунальные услуги.

     Так в 2009 году структура расходов в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов составила 42 % от общей суммы расходов. 

Рисунок 2.1 – Удельный вес  расходов населения  на оплату услуг в  общем объеме потребительских  расходов (в процентах) [8, с. 19] 

     Итак, на указанном выше рисунке мы видим, что доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в течение пяти лет варьирует  в пределах от 7,4 до 8,6 процентов, но, тем не менее, остается на весьма высоком  уровне по отношению к общим расходам на услуги.

Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг