Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)

     Для иллюстрации результатов прогноза необходимо построить график. Обратимся с этой целью к таблице 2.4 и нашим уже рассчитанным прогнозам на 2010-2012 гг. 
 

Рисунок 2.2 – Полиномиальный прогноз получения субсидий на оплату ЖКУ 

     На  данной схеме мы видим линию тренда, динамику уменьшения численности семей, которые почти совпадают. Кроме того на графике показано уравнение тренда и, так называемый критерий R. Он указывает на достоверность тренда, так как чем ближе к единице значение R, тем лучше вариант мы получим.

     На  рисунке 2.2 представлен прогноз с наивысшей достоверностью  (R=0,74; R-max). Значения линии тренда понижаются, но это еще не говорит о том, что ситуация будет развиваться именно таким способом. С вероятностью 26% число семей, которые могли бы получить субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг, могло бы вырасти к 2012 году, о чем свидетельствуют расчеты, проведенные ранее. 

Рисунок 2.3 – Линейный прогноз получения субсидий на оплату ЖКУ 

     Рисунок 2.3 является полным протипоставлением тому графику, который мы рассматривали выше. От первого он отличается лишь линией тренда (линейная), которая не дает нам достоверных знаний, а достоверность прогноза тут ничтожно мала (30%). Однако же, в данном случае линия тренда демонстрирует нам тенденцию к увеличению числа семей, что подтверждает наши прогнозы, рассчитанные с помощью уравнения регрессии.

     Таким образом, если полагаться на достоверность  прогноза (R=0,74), то в этом случае делать прогнозы на будущие периоды наилучшим  образом позволит нам полиномиальный тренд.

     Рассмотрим  теперь стоимость жилищно-коммунальных услуг для тех, кто не получает никаких субсидий.

     Проведем  анализ стоимости услуг на одного человека в месяц. В качестве периода  исследования возьмем 2005-2009 гг. (таблица 2.6). 
 
 
 
 

 Таблица 2.6 - Стоимость ЖКУ на одного человека в месяц [1, с.5] 

      2005 2006 2007 2008 2009
    Стоимость ЖКУ на одного

    человека  в месяц, руб.

    550,48 562,76 682,26 778,48 895
    Возмещаемая населением величина затрат по предоставлению ЖКУ, руб. 508,45 557,83 653,98 749,32 890,14
    Уровень возмещения населением затрат по предоставлению услуг, % 92,4 99 96,4 96,6 99,4

 

     Итак, мы видим, что кроме роста стоимости на необходимые услуги, происходит также рост возмещаемых населением затрат. Наивысшего уровня они достигают в 2009 году, что является последствием начавшегося кризиса. Поскольку кризис в экономике коснулся абсолютно всего, государство было вынуждено находить всевозможные выходы и пути преодоления кризисной ситуации, экономить на многом. Все это, естественно, сказалось и на сфере жилищно-коммунального хозяйства.

     Как уже было сказано, тарифы на жилищные и коммунальные услуги растут с неимоверной скоростью год от года. Взять, например, содержание и ремонт жилья, водоснабжение, электроэнергию или, скажем, обеспечение газом – все они могут охарактеризоваться не с самой лучшей стороны. 

Таблица 2.7 - Тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (на конец года, руб.) [1, с.5] 

  2005 2006 2007 2008 2009
Содержание  и ремонт жилья за 1 кв. м. общей  площади 5,15 5,88 6,47 7,27 9,33
Водоснабжение и канализация, за месяц с одного человека 98,22 112,12 123,54 145,63 166,97
Отопление, за 1 кв. м.  общей площади 7,97 8,97 10,31 12,26 14,52
Электроэнергия, за 100 кВт.ч. 105 122 138 156 195
Газ сетевой, за месяц с одного человека 16 20,35 22,77 26,62 34,1

 

     Определим на основе наших данных темп роста тарифов на отдельные виды услуг. 
 

     Для этого воспользуемся формулой базисного  темпа роста:

                                                                                  (2.12) 

     Таким образом, таблица 2.7 примет следующий вид (таблица 2.8). 

Таблица 2.8 – Темпы роста тарифов на услуги 

Содержание  и ремонт жилья за 1 кв. м. общей  площади
  2005 2006 2007 2008 2009
Темп  роста, % - 114 125 141 181
Водоснабжение и канализация, за месяц с одного человека
  2005 2006 2007 2008 2009
Темп  роста, % - 114 125 148 170
Отопление, за 1 кв. м.  общей площади
  2005 2006 2007 2008 2009
Темп  роста, % - 113 129 154 182
Электроэнергия, за 100 кВт.ч.
  2005 2006 2007 2008 2009
Темп  роста, % - 116 131 149 186
Газ сетевой, за месяц с одного человека
  2005 2006 2007 2008 2009
Темп  роста, % - 127 142 166 213

 

      Как мы видим, результаты проведенного анализа  оставляют желать лучшего. С каждым годом тарифы увеличиваются, а доходы населения при этом остаются все  на том же уровне. А если руководители предприятий и решаются на повышение заработной платы, то это в основном копейки по сравнению с ростом тарифов на все виды услуг, в том числе и на жилищно-коммунальные услуги.

     Деятельность  предприятий ЖКХ давно уже  стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

     Итак, на основе проведенного анализа жилищно-коммунального  хозяйства можно выделить несколько проблем.

     Так, к примеру, жилищный фонд Ульяновска вместе с инженерными сетями уже  давно характеризуется высокой степенью изношенности и аварийности, которая достигает 70-80 процентов. Но самое главное, что, при постоянном росте тарифов, невысоким остается и качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

     Себестоимость содержания и текущего ремонта жилья давно превышает те объемы и суммы, которые оплачивает население, не говоря уже о капитальном ремонте.

     Комитет ЖКХ города совместно с управляющими компаниями районов совместно составили  картину состояния жилфонда, а  также необходимого текущего и капитального ремонта муниципальных домов. Цифры получились следующие: по самым скромным подсчетам, на текущий ремонт необходимо более 614 миллионов, а на капитальный – 1 миллиард 710 миллионов рублей.

     Понятно, что такое количество денег, которое просто необходимо, жилищно-коммунальным службам на текущий и капитальный ремонт никто не выделит, поскольку она практически равна половине годового бюджета Ульяновска. А из него, как известно, кроме ремонта жилья, финансируются медицина, образование, оплачиваются льготы, субсидии и так далее.

     Нужно все же заметить, что работы по текущему ремонту жилья в Ульяновске не приостанавливались ни на минуту, но в последние несколько лет в бюджете изыскиваются средства на капитальный ремонт. Так, в 2002 году из городского бюджета на капитальный ремонт было выделено 11 миллионов 105 тысяч рублей, в 2003 году -14 миллионов 47 тысяч, в 2004-м - 7 миллионов 946 тысяч, в 2005-м - 3 миллиона 156 тысяч рублей, а в 2006 году - уже 23 миллиона 368 тысяч рублей. В 2007 году на эти цели в городском бюджете было предусмотрено 26 миллионов рублей и эта цифра с каждым годом растет. Другое дело, что этих денег явно недостаточно.

     Остается  надеяться, что федеральный центр  и регион возьмет на себя долю расходов по капитальному ремонту жилого фонда муниципальных образований Российской Федерации, в том числе и в Ульяновске. 
 

    2.3 Перспективы развития  жилищно-коммунального  хозяйства

     Реформа ЖКХ в России началась еще в  конце прошлого века. В федеральную целевую программу «Жилище», рассчитанную до 2010 года, сейчас включена специальная подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

     Кроме того, реформа ЖКХ включает в себя также капитальный ремонт многоквартирных  домов и расселение аварийного жилья. Реализацией этих программ занимается госкорпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ.

     По  данным Минрегиона, к настоящему моменту  физический износ котельных в  стране достиг 55 процентов, электрических сетей – 58 процентов, канализации – 56 процентов. Около 30 процентов основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки.

     За  семь месяцев 2009 года, по данным Росстата, жилищно-коммунальные услуги в России подорожали на 18,3 процента. На 2010 год  рост тарифов составил 18 процентов, на 2011 год – запланирован на уровне 20 процентов.

     Губернатор  Ульяновской области заявил, что  руководство области будет уделять  процессу тарифного регулирования  самое пристальное внимание. «На  федеральном уровне установлены жесткие сроки для предоставления органами регулирования субъектов Российской Федерации предложений по уровням тарифов, - отметил Сергей Морозов. - Соблюдение этих сроков находится в прямой зависимости от своевременности предоставления необходимой информации регулируемыми организациями».

     Исполняющий обязанности Министра экономики Ульяновской области Олег Асмус подчеркнул, что возглавляемая им структура будет усиливать контроль над деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса посредством проведения плановых проверок, а также своевременного и компетентного реагирования на обращения граждан.

     До  конца 2011 года Министерство экономики Ульяновской области проведет 24 плановых проверки организаций жилищно-коммунального комплекса. За первые три месяца 2011 года уже проведено 4 плановых и 12 внеплановых проверок в сферах оказания коммунальных услуг, пассажирских перевозок, хранения задержанных транспортных средств, а также в области землеустройства и лекарственных препаратов.

Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг