Правовой статус главы местного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ проблем, связанных с институтом главы муниципального образования. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Выборы главы муниципального образования
2.2 Акты высшего выборного должностного лица в муниципальном правотворчестве
2.3 Ответственность главы муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.43 Кб (Скачать документ)

 

Во-вторых, невозможно предложить какую-либо универсальную модель местного самоуправления для такой страны, как Россия с ее многонациональным  составом, различными культурными, географическими, хозяйственными и иными особенностями. Поэтому нельзя следовать примеру  Великобритании, в которой существует унифицированная система местного самоуправления для всех муниципальных  образований, а роль главы муниципального образования сводиться лишь к  представительским, церемониальным функциям и к председательствованию на заседаниях совета.

 

В-третьих, выбор той или  иной модели местного самоуправления зависит от нескольких факторов. При  этом место и роль главы муниципального образования во многом зависит от размеров данного муниципального образования  и численности населения в  нем. Также при выборе модели организации  местного самоуправления необходимо учитывать  и, так называемый, человеческий фактор. Главное – чтобы схема организации  местного самоуправления и роль главы  муниципального образования в ней, в максимальной мере способствовали решению стоящих перед местным  сообществом задач, и, конечно же, соответствовали закону.

 

Под правовым статусом главы  муниципального образования следует  понимать законодательно закрепленную систему взаимосвязанных структурообразующих  элементов, позволяющих определять положение последнего как субъекта права, его место в системе  местной власти, а также полномочия и ответственность за свою деятельность. Круг нормативных актов, определяющих выделенные ранее структурные элементы правового статуса главы муниципального образования, весьма широк: Конституция  РФ, федеральные законы, иные нормативные  акты федерального уровня, принятые на их основе региональные и муниципальные  правовые акты[13].

 

Правовой статус главы  муниципального образования состоит  из трех компонентов: 1) Статический  компонент правового статуса  главы муниципального образования  отражает положение данного лица как субъекта права. В эту группу входят: официальное наименование, порядок приобретения данного статуса, срок нахождения в должности, ограничения  и гарантии деятельности главы муниципального образования, его место в системе  местного самоуправления. 2) К функциональному  компоненту можно отнести: предметы ведения, разграничение полномочий главы муниципального образования  и иных органов власти, систему  правовых актов, принимаемых данным лицом по вопросам местного значения. 3) Юрисдикционный компонент составляют ответственность главы муниципального образования, контроль и надзор за его  деятельностью.

 

Правовой статус главы  муниципального образования - это статус специальный, основанный на общем статусе  гражданина. Взаимосвязь общего и  специального правового статуса  проявляется по двум направлениям: с одной стороны, специальный  статус дополняет общий статус его  носителя. Например, глава муниципального образования наряду с общими для  всех возможностями обладает и рядом  дополнительных прав и гарантий. А  с другой стороны, правовой статус главы  муниципального образования может  ограничивать общий правовой статус конкретного гражданина, возлагая дополнительные обязанности, существуя в определенной системе ограничений, предписаний  и запретов.

 

Согласно Закону № 131-ФЗ глава  муниципального образования – это  высшее должностное лицо местного самоуправления. Он избирается населением на муниципальных  выборах либо представительным органом  из своего состава. В п. 2 ст.34 указано, что наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного  органа) является обязательным, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом. Закон № 131-ФЗ устанавливает связь статуса  главы муниципального образования  от способа его избрания: 1) в случае избрания на муниципальных выборах  населением глава муниципального образования  либо входит в состав представительного  органа с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 2) в случае избрания представительным органом муниципального образования  из своего состава он является председателем  представительного органа муниципального образования.

 

Таким образом, в зависимости  от специфики организация муниципально-властного  аппарата в конкретном муниципальном  образовании может быть подразделена на следующие виды: 1) представительный орган - глава муниципального образования, который одновременно руководит  местной администрацией и местным  представительным органом. В настоящее  время на основании ст. 36 Закона N 131-ФЗ не допускается совмещение функций  председателя представительного органа муниципального образования и главы  местной администрации; 2) представительный орган - глава муниципального образования, который непосредственно руководит  местной администрацией, но не является председателем местного представительного  органа и, естественно, не руководит  им. Глава муниципального образования  осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия и персональной ответственности[14].

 

Глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, обладает правом вето на решения представительного  органа, которое тот, в свою очередь, может преодолеть квалифицированным  большинством голосов депутатов. Наложен  запрет на совмещение функций председателя представительного органа и главы  местной администрации главой муниципального образования.

 

Установленные ограничения  не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых  глава муниципального образования  независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации (п. 3 ст. 36). Во всех случаях, когда глава муниципального образования не возглавляет местную администрацию, ее возглавляет нанятый представительным органом по контракту глава местной администрации. Это относится также к случаю, когда представительный орган муниципального района не избран, а сформирован из представителей поселений, так как в этом случае глава муниципального района независимо от способа своего избрания является председателем представительного органа.

 

В качестве оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования п. 6 ст. 36 Закона № 131-ФЗ называет следующие: смерть; отставка по собственному желанию; отрешение  от должности; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание  судом безвестно отсутствующим  или объявления умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезд  за пределы РФ на постоянное место  жительства; прекращение гражданства  РФ, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым  иностранный гражданин имеет  право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыв избирателями.

 

Рассмотрим пример из судебной практики: Так, отказывая в удовлетворении заявления прокурора о признании  противоречащей федеральному законодательству п.11 ст 6 Закона суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа исходил из того, что Дума и губернатор округа вправе дополнить перечень оснований прекращения  полномочий, предусмотренный ч. 6 ст. 36 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагая, что речь ведется не о  главе муниципального образования, а о председателе представительного  органа муниципального образования, избранном  представительным органом в силу п. 3 ч. 2 ст. 36 названного Федерального закона.

 

Действительно, в силу названной  федеральной правовой нормы, глава  муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования  в случае избрания представительным органом муниципального образования  исполняет полномочия его председателя.

 

Между тем из системного анализа  ст. 35, 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наделение  главы муниципального образования  полномочиями председателя представительного  органа не изменяет его статуса как  главы муниципального образования.

 

Поэтому перечень оснований  досрочного прекращения полномочий, установленный ч. 6 ст. 36 этого Федерального закона, распространяются на глав муниципального образования и в том случае, когда он избран представительным органом  муниципального образования и исполняет  полномочия его председателя[15].

 

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА  ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Выборы главы муниципального  образования

 

 

Пункт 2 ст. 36 Закона № 131-ФЗ, определяя  порядок выборов главы муниципального образования, предусматривает два  способа его избрания - либо непосредственно  населением на муниципальных выборах  либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В  рамках этих альтернатив на основе анализа нормативно-правовых актов  субъектов РФ и ряда уже прошедших  выборов можно выделить ряд вариантов  решения вопроса об избрании главы  муниципального образования[16]:

 

- избрание самими гражданами  в ходе всеобщих равных и  прямых муниципальных выборов  при тайном голосовании (например, Республики Карелия, Марий-Эл, Хакассия, Кабардино-Балкарской, Красноярский  край, Астраханская, Камчатская, Брянская, области и другие субъекты  Российской Федерации;

 

- избрание на собрании (сходе) граждан; фактически этот  вариант подобен предыдущему  (например, Эвенкийский автономный  округ, Магаданская область);

 

- избрание из числа  депутатов представительного органа (например, Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Приморский край, Кировская, Пензенская, Пермская, Томская  области, Ханты-Мансийский автономный  округ и др. субъекты Российской  Федерации);

 

- «автоматическое» занятие  этой должности при избрании  председателем соответствующего  Совета (например, закон «О местном  самоуправлении в Вологодской  области», перечисляя способы избрания  главы исполнительного органа  местного самоуправления, устанавливал  возможность для главы администрации,  ставшего таковым в силу избрания  председателем представительного  органа, еще и приобрести статус  главы муниципального образования);

 

- назначение по результатам  конкурса (например, Омская область)[17].

 

Во вновь образованных муниципальных образованиях, главы  муниципальных образований избираются: на муниципальных выборах только в 26 из 66 субъектов РФ, из числа депутатов  представительных органов в 36 из 66 субъектов, сходом граждан из своего состава  в 2 субъектах РФ, в двух субъектах  порядок еще не определен[18]. Таким  образом, возможно как прямое, так  и косвенное избрание главы муниципального образования, то есть закон закрепляет альтернативный порядок выборов  данного должностного лица.

 

Непосредственный порядок  избрания главы муниципального образования  согласно п. 6 ст. 34 Закона № 131-ФЗ принимается  на референдуме или сходе граждан. Но в действительности на референдум возможно вынесение лишь вопроса  о выборе одного из двух путей избрания главы муниципального образования - населением на муниципальных выборах  или представительным органом из своего состава.

 

Конституционный Суд подтвердил исключительное право граждан, проживающих  на территории муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган определять способ формирования органов местного самоуправления, включая  избрание главы муниципального образования. Из этого также следует обязанность  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов РФ обеспечить безусловное  право населения или избранных  им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без  вмешательства органов государственной  власти и их должностных лиц, формировать  органы местного самоуправления, включая  избрание ими главы муниципального образования[19].

 

Разделяем позицию тех  ученых и юристов, которые считают, что наиболее оптимальный путь замещения  должности главы муниципального образования - это его избрание без  участия органов государственной  власти. В качестве основного аргумента  не в пользу такого утверждения является мнение о том, что при назначении главы муниципального образования  вышестоящим лицом или органом, он будет действовать более эффективно, так как утверждение главы  муниципального образования как  представителя государственной  власти на местах обеспечит дополнительные рычаги воздействия на него в случае нарушения им действующего законодательства. Но следует отметить, что организационная  независимость является непременным  условием самостоятельности органов  местного самоуправления[20].

 

Еще одним теоретическим  обоснованием введения назначения глав муниципальных образований является положение о том, что при назначении будет обеспечена экономия бюджетных  средств в виду отсутствия расходов по обеспечению избирательного процесса при выборах. Представляется необходимым  возразить и по данной точке зрения, выдвинутой сторонниками идеи назначения глав муниципальных образований. Вопросы  экономии бюджетных средств при  отказе от проведения выборов и введении в законодательство нормы о назначении, в принципе некорректно поднимать  при всеобщей констатации того, что  выборы - один из главных аспектов реализации основополагающих конституционных  принципов (народовластия, федерализма) на местном уровне, гарантия участия  населения муниципального образования  в организации публичной власти и осуществлении местного самоуправления. Таким образом, можно сделать вывод, что избрание является наиболее оптимальной формой замещения должности главы муниципального образования.

Информация о работе Правовой статус главы местного образования